Индивидуальный стиль деятельности педагога и его роль в создании (освоении), внедрении и распространении новшества
Автор: Ивашкина Наталья Николаевна Должность: учитель французского языка Учебное заведение: МОАУ "Гимназия №1" Населённый пункт: город Оренбург Наименование материала: педагогическое эссе Тема: Индивидуальный стиль деятельности педагога и его роль в создании (освоении), внедрении и распространении новшества Раздел: среднее образование
Индивидуальный стиль деятельности педагога и его роль в создании (освоении),
внедрении и распространении новшества
Для
качественной
и
грамотной
реализации
целей
и
задач
образовательной
политики
в
пространстве
России
учитель
сегодняшнего
дня
должен
быть
квалифицированным конкурентноспособным специалистом, готовым к практической
деятельности
в
системе
образования
и
обладающим
общекультурными,
общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Это возможно при
целостном
видении
инновационных
процессов
в
образовании
России,
развитии
профессиональной компетентности, связанной с решением задач в области анализа и
реализации тех или иных инноваций, использования на практике инновационных
технологий.
Применительно
к
педагогическому
процессу инновация
означает
введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию
совместной деятельности учителя и учащегося.
Готовность
к
инновационной
деятельности
в
современных
условиях
–
важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно
достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в
конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его
готовности к этой деятельности.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности –
наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности
для
человека.
Высокому
уровню
готовности
к
инновационной
деятельности
соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют
ценности самореализации и саморазвития.
Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя
лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности.
Вторая составляющая
рассматриваемой
готовности
–
комплекс
знаний
о
Ивашкина Н.Н. ,МОАУ «Гимназия №1»,г.Оренбург
современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных
моделях
и
технологиях
образования.
Учитель,
слабо
ориентированный
в
инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях,
не будет видеть и недостатков педагогической системы школы и своей практики, и
возможностей их устранения.
Но
недостаточно
только
знать
о
существовании
инновационных
образовательных
моделей,
программ,
технологий.
Чтобы
учитель
мог
хорошо
ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он
должен хорошо понимать условия их эффективного применения.
Третий компонент
готовности
учителя
к
инновационной
деятельности
–
совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет
учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо
подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:
владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
понимает
ме сто
и
роль
инновационной
деятельно сти
в
образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;
знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;
умеет изучать опыт учителей-новаторов;
умеет
критически
анализировать
педагогические
системы,
учебные
программы, технологии и дидактические средства обучения;
умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по
совершенствованию образовательного процесса;
умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;
умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
умеет
работать
в
рабочих
группах
внедренческих
проектов
и
Ивашкина Н.Н. ,МОАУ «Гимназия №1»,г.Оренбург
проведения экспериментов;
умеет
анализировать
и
оценивать
систему
инновационной
деятельности школы;
умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной
деятельности.
Любая
педагогическая
задача
эффективно
может
быть
решена
только
с
помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным специалистом.
Педагогическая технология, определяется личностными параметрами педагога. Одна
и
та
же
технология
может
осуществляться
разными
учителями,
где
и
будут
проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.Чтобы стать мастером,
преобразователем,
творцом,
учителю
необходимо
овладеть
закономерностями
и
механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и
действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять
их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в
теории
обучения
и
воспитания
идеи,
выводы,
принципы,
адекватные
логике
рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой
категории
психолого-педагогических
понятий
оно
относится;
находить
основную
педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса
является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение
прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической
задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя,
которые
относительно
независимо
направлены
на
конструирование
содержания,
средств и программ действий своих и учащихся.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию,
как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает
наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов.
Ценность
инновационной
деятельности
для
личности
связана
с
возможностью
Ивашкина Н.Н. ,МОАУ «Гимназия №1»,г.Оренбург
самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.
Ивашкина Н.Н. ,МОАУ «Гимназия №1»,г.Оренбург