Автор: Беззубова Галина Ивановна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Хорновар-Шигалинская СОШ" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Населённый пункт: с.Хорновар-Шигали Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Углерод и его соединения Раздел: среднее образование
Урок химии в 9 классе по теме: Углерод и его соединения
Автор: учитель химии МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ « Дрожжановского
муниципального района Республики Татарстан
Беззубова Галина Ивановна.
Вашему вниманию предлагаю урок изучения новой темы с использованием
новых структур обучения . Урок построен на деятельностной основе. В ходе
урока
применяется
демонстрационный
эксперимент,
презентация.
Также
учащиеся выполняют лабораторную работу «Качественная реакция на карбонат-
ион»,
самостоятельно
работают
с
текстом
учебника.
На
каждом
этапе
предусмотрена
деятельность
учителя,
деятельность
учащихся,
ожидаемый
результат этой деятельности
Тема урока: Углерод и его соединения
Тип урока: Урок изучения новой темы
Методы обучения:
• проблемный,
• исследовательский.
Организационные формы:
•групповая
• индивидуальная
Цели урока
Образовательные:
Сформировать
представление
о
кислородсодержащих
соединениях
углерода. Изучить
общие
и
специфические
свойства
кислородсодержащих соединений углерода.Продолжить формирование навыков
составления уравнений реакций.
Дать представление о значении соединений углерода в
природе, народном
хозяйстве, повседневной жизни человека.
Воспитательные
формировать
коммуникативные
навыки
и
умения
в
ходе
групповой
работы.формирование
убежденийо
важности
химических
процессов,
происходящих в окружающей среде.
Развивающие: развивать умение извлекать информацию из учебника,
наблюдаемых процессов, развивать умение формулировать и аргументировать
собственное мнение, развивать самостоятельность развивать умение
анализировать, обобщать и делать выводы.
Оборудование к уроку : прибор для получения газов, заправленный мрамором и
соляной кислотой, лакмус, известковая вода.
Презентации «Кислородные соединения углерода», «Сталактиты и сталагмиты»,
На
ученических
столах
штативы
с
пробирками,
растворы
соляной
кислоты,
сульфат натрия, хлорид натрия, гидрокарбонат натрия, мел, известняк, мрамор.
Карточки-инструкции
для
выполнения
экспериментальных
задач
и
заданий,
бумага А4, фломастеры, таблица «модель ФРЕЙЕР», менеджмент.
Виды
планируемых
учебных
действий
Учебные
действия
Планируемый
уровень
достижения
результатов
Действия
учащихся
предметные
Формулируют и
воспроизводят
понятия«угарны
й газ, углекислый
газ»,«карбонаты»
,
«гидрокарбонаты
, угольная
кислота»
проводят опыты,
наблюдают,
описывают
наблюдения,
работают с
учебником
Усвоение понятий,
закрепление
алгоритма
написания
уравнений
химических
реакций,
преобразуют
практическую
задачу в
познавательную
Управление своей
деятельностью на
уроке
метапредметны
е
Регулятивные
УУД
Планируют
собственную
деятельность,
осуществляют
контроль и оценку
своих действий
Познавательные
УУД
Проводят
наблюдение,
анализ, выдвигают
предположения и
осуществляют их
экспериментальну
ю проверку
Совместные,
выполняемые под
руководством
учителя
Коммуникативны Обмениваются
Навыки
е УУД
знаниями между
членами группы
для принятия
эффективные
решений
сотрудничества:
работа в группах,
выполняемая под
руководствомучител
я
личностные
Проявляют
устойчивый
интерес к поиску
решения
проблемы,
мотивация на
решение
проблемы
Устойчивый
познавательный
интерес
№
п
\
п
Этапы
урока
Цели,
планируемые
результаты
(предметные,
УУД)
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
1
Организац
ионный
этап
Проверка
подготовленно
сти,
организация
внимания
Приветствие,
проверка
подготовленности
, организация
внимания
Приветствуют учителя
2
Проверка
выполнени
я
домашнего
задания
Установить
правильность,
полноту и
осознанность
домашнего
задания,
выявить и
устранить в
ходе проверки
обнаруженные
проблемы
Модель
ФРЕЙЕР
(Записать
максимальное
число
характеристик
данного понятия),
по итогам работы
проводит
коррекцию
знаний учащихся
Заполняют таблицу (модель
ФРЕЙЕР)
стол№1- алмаз
стол №2- графит
1)физические свойства
2)химические свойства
3)строение
4)применение
Затем озвучивают написанное
(от каждого стола 1 ученик),
другие дополняют.
3
Подготовка
учащихся
к работе
на
основном
этапе
Обеспечить
м отивацию ,
актуализация
субъектного
опыта.
Целеполагани
е
СОРТ КАРДС
/Рассортируй
карточки/
1)Распределить
карточки на
разные категории
2)Перейти к
другому столу,
проанализировать
(найти ошибки)
3)Озвучить
категории
Какой элемент
входит в состав
данных
соединений кроме
углерода?
Какова тема
урока?
Цель урока?
ФАЙНД ЗЕ
ФИБ
/найди выдумку
подумайте и
найдите
выдумку
1.
Бриллиант и
алмаз не горят.
Бриллиант с
древнейших
времен считался
чудодейственным
камнем, не
подпускающим к
своему
обладателю ни
единой болезни!
Данные карточки с формулами
карбонатов, гидрокарбонатов,
оксидов, солей , кислот
распределяют по группам на
свое усмотрение, переходят к
другому столу, анализируют,
находят ошибки, комментируют
(ответы обучающихся)
Кислород.
Кислородные соединения
углерода.
Изучить свойства данных
соединений.
ФАЙНД ЗЕ ФИБ
/найди выдумку
Ученики находят выдумку
среди предложенных трех
вариантов утверждений,
обосновывают.
2.В Италии близ
Неаполя есть
"Собачья
пещера".
Взрослые люди
могут находиться
в ней сколько
угодно, а собаки
там задыхаются и
гибнут. И виноват
в этом –
углекислый газ.
3. Угарный газ
очень опасный,
бесцветный,
лишенный запаха
ядовитый газ
применяется для
обработки мяса,
придает ярко
-красный цвет и
вид свежести, не
изменяя вкуса.
4
4.Этап
усвоения
новых
знаний
и способов
действий
Обеспечить
восприятие,
осмысление
и
первичное
запоминание
изучаемого
материала
Содействовать
усвоению
способов,
средств,
которые
привели бы к
определённом
у выбору
ТОКИН МЭТ
/говорящее поле
«Карта»/
1)Тема «СО»,
«СО2»
2)Слова и Фразы
по теме
3)Переход к
другому столу,
создание
взаимосвязи
между идеями,
вопросы другой
команде
4)Возвращение к
своей работе,
анализ
5)Презентация
своей работы
Предположите,
какими
ТОКИН МЭТ /говорящее поле
«Карта»/
ученики записывают на А4
тему ( стол№1 «СО» , стол№2
«СО2».Все, что ассоциируется с
данной темой записывают:
фразы, слова, рисунки
Переходят к другому столу,
создают взаимосвязи между
идеями, записывают вопросы
другой команде
Возвращаясь к своей работе,
анализируют и
Презентация своей работы,
одновременно на доске пишут
уравнения реакций
По таблице взаимодействия
веществ определяют
отличительными
свойствами
обладают СО
иСО2
СО2 кислотный
оксид, какие
свойства
характерны
демонстрация
«сухого льда»
Подумайте, как
можно получить
соли карбонаты и
гидрокарбонаты
Демонстрация
получения СаСО3
продолжая
пропускать СО2
получаем
Са(НСО3)2
химические свойства СО2
Изучают текст учебника,
находят отличительные
особенности двух оксидов
При реакции угольной кислоты
и основания Са(ОН)2
На доске пишут уравнение
реакции
получения угольной кислоты
НСl+ СаСО3=
получения карбоната
СО2+ Са(ОН)2=
получения гидрокарбоната
СО2 + Н2О +СаСО3=
5
Первичная
проверка
понимания
изученного
Установить
правильность
и
осознанность
изученного
материала,
выявить
пробелы,
провести
коррекцию
пробелов в
осмыслении
материала
представляет
визуальный
раздражитель:
картины
сталактитов
СИ-ФИНК-
УАНДЕ
что ты видишь?
Что ты об этом
думаешь?
Что тебе хотелось
бы узнать?
Удивительное
свойство солей
угольной
кислоты-
растворимость и
взаимопревращае
мость.
СИ-ФИНК-УАНДЕ/Посмотри-
Подумай-Задайся вопросом/
Отвечают на вопросы
1) что ты видишь?
2)Что ты об этом думаешь?
3)Что тебе хотелось бы узнать
(видят людей, сосульки-лед ли
это, вода,гора и т.д.
откуда и как это возникло, что
за сосульки, что делают эти
люди)
По таблице растворимости
определяют растворимые соли
карбонаты. Сравнивают с
фосфатами. Растворимы кислые
соли, преципитат, суперфосфат.
Предполагаем, что кислые
карбонаты тоже растворимы
Са(НСО3)2
6
Этап
закреплени
Обеспечить в
ходе
обсудите в
группах
стол№1 участник №2 отвечает
стол№2 участник №4 дополняет
я новых
знаний и
способов
действий
закрепления
повышение
уровня
осмысления
изученного
материала,
глубины
понимания
кислородные
соединения
углерода
и т.д.
7
Применени
е знаний и
способов
действий
Обеспечить
усвоение
знаний и
способов
действий на
уровне
применения
их в
разнообразны
х ситуациях
Как вы думаете,
как можно
распознать соли
угольной кислоты
–карбонаты и
гидрокарбонаты?
Лабораторная
работа«Качествен
ная реакция на
карбонат-
ион»инструктаж
по ТБ
выполняют лабораторную
работу, распознают соли
угольной кислоты среди
выданных солей (сульфаты,
хлориды,
карбонаты,гидрокарбонаты)
записывают уравнения
химических реакций, проводят
взаимопроверку правильности
химических уравнений.
8
Обобщение
и
систематиз
ация
Обеспечить
формирование
целостной
системы
ведущих
знаний
учащихся,
обеспечить
установление
внутрипредме
тных и
межпредметн
ых связей
стол №1.как
можно удалить
накипь в чайнике
стол№2.Что
значит «гасить
соду кислотой»
стол№3.Почему
для устранения
изжоги в желудке
нужно
использовать
раствор пищевой
соды?
обсуждают в группах
устный ответ подтверждается
уравнением реакций
9
Контроль и
самоконтр
оль знаний
и способов
действий
Обеспечить
формирование
целостной
системы
ведущих
знаний
учащихся,
обеспечить
установление
Выполните
задания по
выбору устно в
группах(задания
проецируются на
экране)
1Закончите уравнения
осуществимых химических
реакций:устно
1) CO2 → H2CO3 → Na2CO3 →
CO2
2) Ca → CaC 2→ Ca ( OH )2→
CaCO 3→ CаНСО3→ CO 2→
H2CO3
внутрипредме
тных и
межпредметн
ых связей
3) CO 2+ NaOH =
С O2+ Na2O =
CO2+ Ca(OH)2 =
H2CO3+ Na2SO4 =
CaCO3+ CO2 + H2O =
1
0
Коррекция
знаний и
способов
действий
Проведение
коррекции
выявленных
пробелов в
знаниях и
способах
действия
коррекция знаний
обучающихся
обсуждают в группах и
отвечают
1
1
Информац
ия о
домашнем
задании
Обеспечить
понимание
учащимися
цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего
задания
Домашнее
задание
комментируется,
Дается три
группы заданий
по выбору
1)п31-32 №1,3
2)№2,4
3)творческое задание
:придумать схему превращений
соединений углерода
1
2
Подведение
итогов
занятия
Дать
качественную
оценку работы
класса и
отдельных
учащихся
выставление
оценок за урок с
комментирование
м
1
3
Рефлексия
Инициировать
рефлексию
учащихся по
поводу своего
психоэмоцион
ального
состояния,
мотивации
своей
деятельности
и
взаимодейств
ия с учителем
и
одноклассника
ми
Завершите
предложения
«Раньше я
знал…»
«А теперь я
знаю…»
«У меня возник
вопрос по
теме…»
Ученики формулируют свои
знания, полученные на уроке в
фразах
«Раньше я знал…»
«А теперь я знаю…»
«У меня возник вопрос по
теме…»