Коррекционная программа "Дороги, которые мы выбираем" (для воспитанников 12-14 лет)
Автор: Марущак Жанна Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБУ СО "Балашовский центр социальной помощи семье и детям "Семья" Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Коррекционная программа "Дороги, которые мы выбираем" (для воспитанников 12-14 лет) Раздел: среднее образование
ГБУ СО «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Отделение реализации программ социальной реабилитации
Утверждена
методическим советом
Коррекционная программа
«Дороги, которые мы выбираем»
(для воспитанников 12-14 лет)
Составила:
социальный педагог отделения
реализации программ
социальной реабилитации
Марущак Ж.В.
Постановка проблемы:
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо
принять в подростковом возрасте. Воспитанники стационарного отделения
центра «Семья» недостаточно знают о конкретных особенностях каждого
вида деятельности, не всегда учитывают свои профессиональные интересы и
склонности, затрудняются при выборе профессии и сферы труда, у детей не
сформирована мотивация к труду и представления о ценности труда. Опыт
работы
показывает,
что
включение
воспитанников
в
различные
виды
трудовой
деятельности
помогает
наладить
отношения
со
сверстниками,
приобрести
трудовые
навыки,
способствует
развитию
самостоятельности,
организованности, формирует уважительное отношение к продуктам труда.
Поэтому одним из ведущих направлений в работе социального педагога
должна
стать
профориентационная
деятельность,
в
ходе
которой
следует
формировать
у
детей
личностное
отношение
к
будущей
профессии,
понимание ее значимости и смысла, потребность в самовоспитании, волевую
установку на труд.
Цель:
Формирование профессионального самоопределения воспитанников в
соответствии со способностями и с учетом требований рынка труда, при
помощи организации их деятельности, включающей получение знаний о
мире труда и профессий.
Целевая группа : дети в возрасте с 12-14 лет.
Срок реализации: 3 месяца
Задача:
1. Информирование воспитанников о профессиях, путях их получения и
профессиональной
деятельности,
о
возможностях
трудоустройства,
пропаганда востребованных на рынке труда профессий;
2.
Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда,
заботливого и бережного отношения к природе, формирование навыков
коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной
дисциплины;
3.Формирование
у
подростков
осознания
ими
своих
интере сов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе.
Содержание программы:
В программу входят блоки, направленные на решение различных задач.
Первый блок диагностика – позволяет выявить уровень осведомленности
воспитанников
о
профессиях
и
профессиональной
деятельности,
способствует
профессиональному
самоопределению,
включает
в
себя
комплекс
методик:
карта
интере сов,
анкета
по
о п р ед е л е н и ю
профессиональных
предпочтений,
анкета
по
определению
темперамента
личности. Второй блок – «Работа с детьми» - это комплекс мероприятий по
формированию
у
воспитанников
представлений
о
профессиях,
оказание
помощи в выборе будущей профессии. Включает в себя такие формы работы
как беседы о профессиях, тематические занятия (игры, конкурсы), конкурсы
рисунков и сочинений, общественно полезны труд, участие в различных
трудовых
акциях,
экскурсии
на
предприятия
города.
Третий
блок
–
мониторинг.
1 Блок
«Диагностика»
Формы работы
Задачи
- анкета «Что я знаю о профессиях»;
-карта интересов;
-анкета по определению профессиональных
предпочтений;
-анкета по определению темперамента
личности;
-моделирование ситуации «Мое
профессиональное будущее».
- выявить уровень осведомленности
воспитанников о профессиях;
-способствовать профессиональному
самоопределению;
-выявить склонность к определенному
виду профессии;
-определить особенности темперамента.
2 Блок
«Работа с детьми».
Формы работы
Задачи
Индивидуальные и групповые консультации с
детьми:
«Выбор в жизни человека»
“Твои знания и будущая профессия”
Оказание информационной
поддержки в развитии
профориентационной компетентности
(знание о разных профессиях,
потребность в выборе будущей
профессии).
Мероприятия по профориентации:
«Труд – основа жизни»
“Город мастеров” – (познавательно-
развлекательная игра).
“Угадай профессию” – (викторина).
«Время искать и выбирать»
(познавательно – развлекательное
мероприятие)
Мероприятие в сотрудничестве с ГКУ
СО «Центр занятости населения»
- «И каждой профессии слава и честь»;
- «Профессия моей мечты»;
- «Азбука профессий»;
Организация работы по благоустройству
и озеленению на приусадебном участке.
Конкурсы:
Конкурс сочинений “Моя любимая
профессия”;
“Кто больше знает о профессии” -
конкурс знатоков.
«Лучшая клумба» - конкурс по
благоустройству территории центра.
Просмотр видеороликов и документальных
фильмов:
«Все профессии нужны, все профессии
важны!»;
«Кем мне стать?»;
«В поисках своего призвания».
Экскурсии:
В учебные заведения города на
«Ярмарку профессий».
Балашовская поисково-спасательная
служба;
Трудовые акции:
«Книжный доктор»;
«Человек своим трудом славен»
«Чистый город»
3Блок.
Мониторинг.
Анализ коррекционной работы в рамках программы
«Дороги, которые мы выбираем».
Первичная диагностика.
Критерии
высокий
средний
низкий
1. Информированность воспитанников о профессиях и
профессиональной деятельности
2. Сформированность потребности в общественно
полезном труде
3. Соотношение своих индивидуальных особенностей с
требованиями конкретной профессии
Заключительная диагностика.
Критерии
высокий
средний
низкий
1.
2.
3.
Приложение.
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1.информированно
сть воспитанников
о профессиях и
профессиональной
деятельности
Сформировано четкое
представление о
содержании и условиях
труда в избираемой
профессии,
профессиональных
требованиях,
конкретного места ее
получения,
потребностей общества
в данных специалистах.
Частично
сформировано
представление о
содержании и
условиях труда в
профессии, не до
конца представляет
место ее получения и
востребованность на
рынке труда.
Отсутствует
информированность о
мире профессий. Не
проявляет интереса к
профориентационным
вопросам.
2.
сформированность
потребности в
общественно
полезном труде
Сформирована
осознанная
потребность в труде,
закреплены умения и
навыки, знания,
получаемых в процессе
трудового обучения.
Сформировано
уважение к людям
труда, заботливое и
бережное отношения к
природе, сформированы
навыки коллективной
деятельности,
воспитана трудовая и
производственная
дисциплины.
Недостаточно
осознает важность
труда. Исполняет
поручения под
контролем взрослого.
Умения и навыки
трудовой
деятельности
сформированы
частично. Не
закреплено бережное
отношение к
природе.
Отсутствует
практическая
значимость труда.
Отказывается
выполнять трудовые
поручения. Не
сформированы навыки
и умения
индивидуальной и
коллективной
деятельности.
3. соотношение
своих
индивидуальных
особенностей с
требованиями
конкретной
профессии
Осознает свои
личностные
особенности, интересы
и склонности при
выборе дальнейшей
профессии. Активен
при построении личной
перспективы, имеет
самостоятельность,
осознанность,
Не всегда адекватно
оценивает свои
возможности и
способности. Имеет
смутное
представление о
ресурсах,
необходимых для
получения
профессии.
Не может соотнести
свои возможности и
способности с
выбором дальнейшей
профессии. Пассивен
при построении
личной перспективы.
Не обладает
самостоятельностью и
осознанностью при
реалистичность выбора
профессии. Четко
сформирована
потребность в
достижении
поставленных целей.
Испытывает
затруднения при
построении личной
перспективы.
выборе профессии.