Напоминание

Коррекционная программа "Дороги, которые мы выбираем" (для воспитанников 12-14 лет)


Автор: Марущак Жанна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО "Балашовский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекционная программа "Дороги, которые мы выбираем" (для воспитанников 12-14 лет)
Раздел: среднее образование





Назад




ГБУ СО «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» Отделение реализации программ социальной реабилитации Утверждена методическим советом
Коррекционная программа

«Дороги, которые мы выбираем»

(для воспитанников 12-14 лет)
Составила: социальный педагог отделения реализации программ социальной реабилитации Марущак Ж.В.

Постановка проблемы:
Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Воспитанники стационарного отделения центра «Семья» недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, затрудняются при выборе профессии и сферы труда, у детей не сформирована мотивация к труду и представления о ценности труда. Опыт работы показывает, что включение воспитанников в различные виды трудовой деятельности помогает наладить отношения со сверстниками, приобрести трудовые навыки, способствует развитию самостоятельности, организованности, формирует уважительное отношение к продуктам труда. Поэтому одним из ведущих направлений в работе социального педагога должна стать профориентационная деятельность, в ходе которой следует формировать у детей личностное отношение к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла, потребность в самовоспитании, волевую установку на труд.
Цель:
Формирование профессионального самоопределения воспитанников в соответствии со способностями и с учетом требований рынка труда, при помощи организации их деятельности, включающей получение знаний о мире труда и профессий.
Целевая группа
: дети в возрасте с 12-14 лет.
Срок реализации:
3 месяца
Задача:
1. Информирование воспитанников о профессиях, путях их получения и профессиональной деятельности, о возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий; 2. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к природе, формирование навыков коллективной деятельности, воспитание трудовой и производственной дисциплины; 3.Формирование у подростков осознания ими своих интере сов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Содержание программы:


В программу входят блоки, направленные на решение различных задач. Первый блок диагностика – позволяет выявить уровень осведомленности воспитанников о профессиях и профессиональной деятельности,
способствует профессиональному самоопределению, включает в себя комплекс методик: карта интере сов, анкета по о п р ед е л е н и ю профессиональных предпочтений, анкета по определению темперамента личности. Второй блок – «Работа с детьми» - это комплекс мероприятий по формированию у воспитанников представлений о профессиях, оказание помощи в выборе будущей профессии. Включает в себя такие формы работы как беседы о профессиях, тематические занятия (игры, конкурсы), конкурсы рисунков и сочинений, общественно полезны труд, участие в различных трудовых акциях, экскурсии на предприятия города. Третий блок – мониторинг.
1 Блок
«Диагностика»
Формы работы

Задачи
- анкета «Что я знаю о профессиях»; -карта интересов; -анкета по определению профессиональных предпочтений; -анкета по определению темперамента личности; -моделирование ситуации «Мое профессиональное будущее».
-
выявить уровень осведомленности воспитанников о профессиях; -способствовать профессиональному самоопределению; -выявить склонность к определенному виду профессии; -определить особенности темперамента.
2 Блок
«Работа с детьми».
Формы работы

Задачи
Индивидуальные и групповые консультации с детьми:  «Выбор в жизни человека»  “Твои знания и будущая профессия” Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях,
потребность в выборе будущей профессии). Мероприятия по профориентации:  «Труд – основа жизни»  “Город мастеров” – (познавательно- развлекательная игра).  “Угадай профессию” – (викторина).  «Время искать и выбирать» (познавательно – развлекательное мероприятие)  Мероприятие в сотрудничестве с ГКУ СО «Центр занятости населения» - «И каждой профессии слава и честь»; - «Профессия моей мечты»; - «Азбука профессий»;  Организация работы по благоустройству и озеленению на приусадебном участке. Конкурсы:  Конкурс сочинений “Моя любимая профессия”;  “Кто больше знает о профессии” - конкурс знатоков.  «Лучшая клумба» - конкурс по благоустройству территории центра. Просмотр видеороликов и документальных фильмов: «Все профессии нужны, все профессии важны!»; «Кем мне стать?»; «В поисках своего призвания». Экскурсии:  В учебные заведения города на «Ярмарку профессий».  Балашовская поисково-спасательная служба; Трудовые акции:  «Книжный доктор»;  «Человек своим трудом славен»  «Чистый город»
3Блок.


Мониторинг.

Анализ коррекционной работы в рамках программы

«Дороги, которые мы выбираем».

Первичная диагностика.
Критерии высокий средний низкий 1. Информированность воспитанников о профессиях и профессиональной деятельности 2. Сформированность потребности в общественно полезном труде 3. Соотношение своих индивидуальных особенностей с требованиями конкретной профессии
Заключительная диагностика.
Критерии высокий средний низкий 1. 2. 3.
Приложение.

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1.информированно сть воспитанников о профессиях и профессиональной деятельности Сформировано четкое представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, профессиональных требованиях, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. Частично сформировано представление о содержании и условиях труда в профессии, не до конца представляет место ее получения и востребованность на рынке труда. Отсутствует информированность о мире профессий. Не проявляет интереса к профориентационным вопросам. 2. сформированность потребности в общественно полезном труде Сформирована осознанная потребность в труде, закреплены умения и навыки, знания, получаемых в процессе трудового обучения. Сформировано уважение к людям труда, заботливое и бережное отношения к природе, сформированы навыки коллективной деятельности, воспитана трудовая и производственная дисциплины. Недостаточно осознает важность труда. Исполняет поручения под контролем взрослого. Умения и навыки трудовой деятельности сформированы частично. Не закреплено бережное отношение к природе. Отсутствует практическая значимость труда. Отказывается выполнять трудовые поручения. Не сформированы навыки и умения индивидуальной и коллективной деятельности. 3. соотношение своих индивидуальных особенностей с требованиями конкретной профессии Осознает свои личностные особенности, интересы и склонности при выборе дальнейшей профессии. Активен при построении личной перспективы, имеет самостоятельность, осознанность, Не всегда адекватно оценивает свои возможности и способности. Имеет смутное представление о ресурсах, необходимых для получения профессии. Не может соотнести свои возможности и способности с выбором дальнейшей профессии. Пассивен при построении личной перспективы. Не обладает самостоятельностью и осознанностью при
реалистичность выбора профессии. Четко сформирована потребность в достижении поставленных целей. Испытывает затруднения при построении личной перспективы. выборе профессии.


В раздел образования