Автор: Прохорик Ирина Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ "Куркинская СОШ №2"
Населённый пункт: рп.Куркино
Наименование материала: cnfnmz
Тема: Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»
Классный руководитель -
ключевая фигура воспитательного
процесса в условиях реализации
ФГОС
Подготовила: Прохорик И.П., учитель химии и биологии
МКОУ «КСОШ №2»
2020г
В условиях внедрения стандартов третьего поколения особое место
отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного
руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе
реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип
взаимоотношений
между
личностью,
семьей
и
образовательным
учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип
взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных
сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью
подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.
Классный
руководитель
становится
активным
участником
заключения
взаимной
договоренности
между
школой
и
родителями
по
удовлетворению
потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за
стандартом характер конвенциональной нормы.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному
руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка
в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать
формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для
проявления инновационной активности детей.
Актуальной
становится
социальная
деятельность
классного
руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с
целью
консолидации
общества,
снижение
рисков
социально-
психологической
напряженности
в
детском
коллективе,
достижения
социального
равенства
отдельных
личностей
с
разными
стартовыми
возможностями.
Основные
результаты
воспитания
определяются
постановкой
и
решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и
коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного
руководителя.
В
условиях
модернизации
российского
образования,
реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
введения
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.
При обновлении содержания и организации педагогического процесса
главным направлением становится воспитание.
Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему
человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный
выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку
идей.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее
ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить,
что она формируется личностью самого классного руководителя.
Цель
деятельности
классного
руководителя:
создание
условий
для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
•
формирование и развитие коллектива класса;
•
создание
благоприятных
психолого-педагогических
условий
для
развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося,
сохранения
неповторимости
и
раскрытия
его
потенциальных
способностей;
•
формирование здорового образа жизни;
•
организация
системы
отношений
через
разнообразные
формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
•
защита прав и интересов обучающихся;
•
организация системной работы с обучающимися в классе;
•
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися
и педагогическими работниками;
•
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
•
организация социально значимой, творческой деятельности
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных
актов,
анализа
предыдущей
деятельности,
позитивных
и
негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.
Надо хорошо знать:
•
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного
возраста,
•
быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах
воспитательной деятельности,
•
владеть современными технологиями воспитания.
Необходимо учитывать
•
уровень воспитанности обучающихся;
•
социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя.
1. Организационно-координирующие
•
обеспечение связи ОУ с семьей;
•
установление контактов с родителями (законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога.);
•
проведение
консультаций,
бесед
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся;
•
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-
вспомогательным персоналом ОУ;
•
организация в классе образовательного процесса, оптимального для
развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
•
организация
воспитательной
работы
с
обучающимися
через
проведение
"малых
педсоветов",
педагогических
консилиумов,
тематических и других мероприятий;
•
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в
том числе в системе дополнительного образования детей;
•
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в
целом;
•
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,
план работы классного руководителя в перспективе на несколько лет,
портфолио, карт индивидуального развития обучающихся).
2. Коммуникативные:
•
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
•
установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
•
содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе класса;
•
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств.
3. Аналитико-прогностические:
•
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их
развития;
•
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
•
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
•
контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
•
индивидуальные
(беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
•
групповые
(творческие группы, органы самоуправления и др.):
•
коллективные
(конкурсы,
спектакли,
концерты,
походы,
слеты,
соревнования и др.).
Взаимодействия классного руководителя с обществом:
I.
Внутришкольный круг
•
Учителя-предметники
•
Педагог-психолог
•
Педагоги дополнительного образования
•
Социальный педагог
•
Педагог-организатор
•
Библиотекарь
•
Медицинский работник
II. Внешний круг
•
Семьи обучающихся
•
Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности
ребенка
необходимы
активное
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация
педагогического
труда
в
едином
образовательном
пространстве
и
социокультурной среде.
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не
комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования.
Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности
к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении
выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении
задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого
возложены функции классного руководителя.
Классный руководитель – центральная фигура воспитательного
процесса. Нет работы более сложной и трудной. Его деятельность многоёмка
и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и
победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более
интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием классного
коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация
педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом –
это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений
и больших побед в воспитании человека.
Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей
преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы
ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна
детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
На сегодняшний день в нашей школе трудятся 7 классных руководителей.
Воспитательная система школы построена на основе концепции социального
воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Тульской
области. Мероприятия проводятся различной направленности. Это и
художественно-эстетические, и трудовые, и экологические, и мероприятия
патриотической направленности. Всё чаще школам приходится участвовать в
проектной деятельности. И в дальнейшем количество проектов будет только
увеличиваться. Наша школа принимает недостаточное участие в этом виде
деятельности. А если и участвует, то только силами отдельных педагогов. А
эта работа интересна и её может выполнить любой педагог или классный
руководитель.
Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события,
связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в
решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе
всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога
можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а
деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели,
насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися
условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим
звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом
реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое
сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого
ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание
условий для нормального духовного, умственного, физического
совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует,
сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся
своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности
применяет не только известные формы воспитательной работы, но и
включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.
Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы
и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его
роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей
деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом
своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко
изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского
коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса
вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со
временем, он должен быть методически и психологически подкован, владеть
знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться
в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных
нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться
вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки
информационных технологий.
Классный час - форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться
важные моральные, нравственные и этические проблемы. Классный час – это
деятельность школьника как личности, это осмысление школьником,
причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей
ценности. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и
развивается в личность.
В нашей школе не всегда удаётся проводить классные часы. Причиной этому
можно считать очень большую нагрузку учителей, учеников. А если всё
складывается удачно, то не все классные руководители систематически
проводят их. Это накладывает отпечаток на формирование личных ценностей
подрастающего поколения. Зачастую классные часы превращаются в балаган
и обсуждение пустых вопросов. Дети не хотят идти на классный час, потому
что считают это пустой тратой времени, им не интересно. В дальнейшем
тематику классных часов нужно выбирать исходя из интересов учащихся и
существующих проблем в классе...
Благодаря различным реформам в системе образования в школах сокращена
ставка вожатого. А обязанности распределены между классными
руководителями и заместителем директора по воспитательной работе. Все
классные руководители в течение учебного года проводят праздничные
мероприятия. Это Новый год, А ну-ка, девушки, Мамина улыбка, Папин
праздник, День учителя и другие. Подготовка к этим мероприятиям занимает
очень много времени. Взрослые ученики сами готовят сценарии, копаются в
Интернете. Малыши с удовольствием учат стихи, разучивают сценки и
танцы. А на выступлениях чувствуют себя настоящими звездами. Концерты
получаются очень яркими и интересными благодаря огромной и
качественной подготовке.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный
коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее
осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие -
коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между
учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими
детьми.
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в
первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает
учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в
систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные кружки,
факультативы, выпуск стенгазет, совместная организация и участие в
различных внеклассных мероприятиях.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и
развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.
Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом
которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это
пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет
гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя -
поддерживать огонь в каждом ребенке.
"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа -
это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка,
учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа,
а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто
деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного
звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…"