Напоминание

Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС


Автор: Прохорик Ирина Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ "Куркинская СОШ №2"
Населённый пункт: рп.Куркино
Наименование материала: cnfnmz
Тема: Классный руководитель - ключевая фигура воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»

Классный руководитель -

ключевая фигура воспитательного

процесса в условиях реализации

ФГОС

Подготовила: Прохорик И.П., учитель химии и биологии

МКОУ «КСОШ №2»

2020г

В условиях внедрения стандартов третьего поколения особое место

отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного

руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе

реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип

взаимоотношений

между

личностью,

семьей

и

образовательным

учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип

взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных

сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью

подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств.

Классный

руководитель

становится

активным

участником

заключения

взаимной

договоренности

между

школой

и

родителями

по

удовлетворению

потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за

стандартом характер конвенциональной нормы.

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному

руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка

в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать

формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для

проявления инновационной активности детей.

Актуальной

становится

социальная

деятельность

классного

руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с

целью

консолидации

общества,

снижение

рисков

социально-

психологической

напряженности

в

детском

коллективе,

достижения

социального

равенства

отдельных

личностей

с

разными

стартовыми

возможностями.

Основные

результаты

воспитания

определяются

постановкой

и

решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и

коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного

руководителя.

В

условиях

модернизации

российского

образования,

реализации

национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», концепции

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

введения

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.

При обновлении содержания и организации педагогического процесса

главным направлением становится воспитание.

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого

ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,

готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему

человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный

выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку

идей.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее

ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить,

что она формируется личностью самого классного руководителя.

Цель

деятельности

классного

руководителя:

создание

условий

для

саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной

социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

формирование и развитие коллектива класса;

создание

благоприятных

психолого-педагогических

условий

для

развития

личности,

самоутверждения

каждого

обучающегося,

сохранения

неповторимости

и

раскрытия

его

потенциальных

способностей;

формирование здорового образа жизни;

организация

системы

отношений

через

разнообразные

формы

воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

организация системной работы с обучающимися в классе;

гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися

и педагогическими работниками;

формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных

ориентиров;

организация социально значимой, творческой деятельности

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,

планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных

актов,

анализа

предыдущей

деятельности,

позитивных

и

негативных

тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного

подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед

педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.

Надо хорошо знать:

психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного

возраста,

быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах

воспитательной деятельности,

владеть современными технологиями воспитания.

Необходимо учитывать

уровень воспитанности обучающихся;

социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя.

1. Организационно-координирующие

обеспечение связи ОУ с семьей;

установление контактов с родителями (законными представителями)

обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся

(лично, через психолога, социального педагога.);

проведение

консультаций,

бесед

с

родителями

(законными

представителями) обучающихся;

взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-

вспомогательным персоналом ОУ;

организация в классе образовательного процесса, оптимального для

развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках

деятельности общешкольного коллектива;

организация

воспитательной

работы

с

обучающимися

через

проведение

"малых

педсоветов",

педагогических

консилиумов,

тематических и других мероприятий;

стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в

том числе в системе дополнительного образования детей;

взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в

целом;

ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся,

план работы классного руководителя в перспективе на несколько лет,

портфолио, карт индивидуального развития обучающихся).

2. Коммуникативные:

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и

обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в

коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных

качеств.

3. Аналитико-прогностические:

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их

развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

индивидуальные

(беседа, консультация, обмен мнениями, оказание

индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые

(творческие группы, органы самоуправления и др.):

коллективные

(конкурсы,

спектакли,

концерты,

походы,

слеты,

соревнования и др.).

Взаимодействия классного руководителя с обществом:

I.

Внутришкольный круг

Учителя-предметники

Педагог-психолог

Педагоги дополнительного образования

Социальный педагог

Педагог-организатор

Библиотекарь

Медицинский работник

II. Внешний круг

Семьи обучающихся

Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности

ребенка

необходимы

активное

взаимодействие

всех

участников

образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация

педагогического

труда

в

едином

образовательном

пространстве

и

социокультурной среде.

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не

комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,

переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования.

Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся

гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и

культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности

к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении

выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении

задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого

возложены функции классного руководителя.

Классный руководитель – центральная фигура воспитательного

процесса. Нет работы более сложной и трудной. Его деятельность многоёмка

и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и

победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более

интересной, дающей большую отдачу. Управление воспитанием классного

коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация

педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом –

это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений

и больших побед в воспитании человека.

Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей

преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы

ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна

детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

На сегодняшний день в нашей школе трудятся 7 классных руководителей.

Воспитательная система школы построена на основе концепции социального

воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Тульской

области. Мероприятия проводятся различной направленности. Это и

художественно-эстетические, и трудовые, и экологические, и мероприятия

патриотической направленности. Всё чаще школам приходится участвовать в

проектной деятельности. И в дальнейшем количество проектов будет только

увеличиваться. Наша школа принимает недостаточное участие в этом виде

деятельности. А если и участвует, то только силами отдельных педагогов. А

эта работа интересна и её может выполнить любой педагог или классный

руководитель.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события,

связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том

педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в

решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной

личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе

всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога

можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а

деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели,

насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися

условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим

звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом

реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она

современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое

сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого

ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание

условий для нормального духовного, умственного, физического

совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует,

сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся

своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности

применяет не только известные формы воспитательной работы, но и

включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом.

Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.

Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы

и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд,

художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его

роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей

деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом

своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко

изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики,

гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского

коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса

вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий,

взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель должен идти в ногу со

временем, он должен быть методически и психологически подкован, владеть

знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираться

в трудовом законодательстве, а также уметь ориентироваться в основных

нормативных документах. Классный руководитель должен интересоваться

вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки

информационных технологий.

Классный час - форма организации процесса непосредственного общения

педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться

важные моральные, нравственные и этические проблемы. Классный час – это

деятельность школьника как личности, это осмысление школьником,

причастным обществу и человечеству в целом, жизни как наивысшей

ценности. В процессе такого осмысления школьник становится личностью и

развивается в личность.

В нашей школе не всегда удаётся проводить классные часы. Причиной этому

можно считать очень большую нагрузку учителей, учеников. А если всё

складывается удачно, то не все классные руководители систематически

проводят их. Это накладывает отпечаток на формирование личных ценностей

подрастающего поколения. Зачастую классные часы превращаются в балаган

и обсуждение пустых вопросов. Дети не хотят идти на классный час, потому

что считают это пустой тратой времени, им не интересно. В дальнейшем

тематику классных часов нужно выбирать исходя из интересов учащихся и

существующих проблем в классе...

Благодаря различным реформам в системе образования в школах сокращена

ставка вожатого. А обязанности распределены между классными

руководителями и заместителем директора по воспитательной работе. Все

классные руководители в течение учебного года проводят праздничные

мероприятия. Это Новый год, А ну-ка, девушки, Мамина улыбка, Папин

праздник, День учителя и другие. Подготовка к этим мероприятиям занимает

очень много времени. Взрослые ученики сами готовят сценарии, копаются в

Интернете. Малыши с удовольствием учат стихи, разучивают сценки и

танцы. А на выступлениях чувствуют себя настоящими звездами. Концерты

получаются очень яркими и интересными благодаря огромной и

качественной подготовке.

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный

коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее

осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие -

коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между

учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими

детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в

первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает

учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в

систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные кружки,

факультативы, выпуск стенгазет, совместная организация и участие в

различных внеклассных мероприятиях.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и

развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех

участников образовательного процесса.

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом

которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,

деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это

пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет

гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя -

поддерживать огонь в каждом ребенке.

"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа -

это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка,

учителя, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа,

а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто

деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного

звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…"



В раздел образования