Напоминание

Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация


Автор: Шелкова Алена Юрьевна
Должность: магистрант кафедры педагогики высшей школы
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация
Раздел: среднее образование





Назад





Педагогические

и

образовательные

технологии:

определение

и

классификация.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие образовательной и педагогической педагогической технологии. Однако в их понимании и употреблении существуют большие разночтения. Общее понимание понятия «педагогическая технология» – комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Педагогическая технология, по мнению Б. Т. Лихачева, это совокупность психолого- педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса. В. П. Беспалъко определяет ее как содержательную технику реализации учебного процесса. Согласно И. П. Волкову педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения. В документации ЮНЕСКО педагогическая технология определяется как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Анализируя множество определений пелагогической технологии можно убедиться в сложности и многогранности данного понятия. Педагогическая технология претендует на ту же меру общности, что и понятие «образовательная технология». Это связано с тем, что раньше учебный процесс назывался педагогическим. В определенном смысле понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» можно рассматривать как синонимы.
Однако, учитывая возрастающую интеграцию российской и мировой систем образования, целесообразно отдать предпочтение термину «образовательная технология».
Образовательная технология
– это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Также ее определяют как
процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. Несмотря на частое использование понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология» как близких по значению, необходимо развести данные понятия. Приведем две сравнительные таблицы.
Таблица 1. Образовательные технологии

Группа образовательных

Образовательная

Теоретические основы


технологий

технология
Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения) Объяснительно- иллюстративное обучение Дидактические принципы Я.А. Коменского Технология разноуровневого обучения Уровневая дифференциация Технология модульного обучения Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения Технологии развивающего обучения Технология проблемного обучения А. Осборн Технология проблемно- модульного обучения М.А. Чошанов Технология организации обучения в форме педагогических мастерских П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Технология проектного обучения Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др. Дальтон-технология Х. Паркхерст Технология развития критического мышления учащихся Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др. Технология учебной дискуссии М.В. Кларин
Технология учебной деловой игры Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий) Личностно ориентированные технологии обучения (авторские системы) А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.
Таблица 2. Педагогические технологии

Группа

педагогических технологий

Педагогическая

технология

Авторы

1

2

3
Традиционные технологии Объяснительно- иллюстративные технологии обучения В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества» Педагоги-новаторы Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильин Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Б.П. Никитин Проблемное обучение Дж. Дьюи Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассов
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталов Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективно- опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенкова Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсов Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам И.Н. Закатова Технология индивидуализации обучения И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков Коллективный способ обучения А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко Групповые технологии - Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - «Экология и диалектика» Л.В. Тарасов
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Диалог культур» В.С. Библер, С.Ю. Курганов Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниев Реализация теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин, М.Б. Волович Частнопредметные технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцев Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцев Технология обучения математике на основе решения задач Р.Г. Хазанкин ПТ на основе системы эффективных уроков А.А. Окунев Система поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышев Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика Р. Штайнер Технология свободного труда С. Френе Технология вероятностного образования А.М. Лобок Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод) -
Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности А.М. Кушнир Технология саморазвития М. Монтессори Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Л.В. Занков Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер Личностно ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманская Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко Технологии авторских школ Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Модель «Русская школа» М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др. «Школа самоопределения» А.Н. Тубельский Школа-парк М.А. Балабан Агрошкола А.А. Католиков «Школа Завтрашнего Дня» Д. Ховард Основываясь на изучении различных классификаций и определений, отметим, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – целью
учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами, диагностикой, результатом. Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии - дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую - педагогическое мастерство учителя. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, М 1998. - 256 с 2.Гузеев В.В.Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 3.Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81. 4.Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1. 5. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско,1986г. 6.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 8. Журнал «Директор школы», № 7 2004 Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация, Масленникова Анна Валентиновна 9. Андриенко, Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя / Е. В. Андриенко. – М.; Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2002. – 266 с.
10. Бершадский, М. Е. Дидактиче ские и психологиче ские о с н о в а н и я образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гу з е е в . – М . : Педагогический поиск, 2003. – 256 с. 11. Сенько, Ю. В. Педагогическая технология в герменевтическом круге / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 15–23.


В раздел образования