Работа социального педагога с неблагополучной семьей.
Автор: Кулагина Елена Ивановна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ №105 имени Героя России Ивана Шелохвостова Населённый пункт: г.Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Работа социального педагога с неблагополучной семьей. Раздел: среднее образование
Работа социального педагога с неблагополучной семьей.
МБОУ СОШ №105
имени Героя России
Ивана Шелохвостова
г.Новосибирск
Социальный педагог Кулагина Е.И.
За последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная
ситуация в России кардинально изменилась. Переход экономики страны на
рыночные
отношения
обусловил
появление
таких
экономических
и
социальных
проблем,
как
экономическая
нестабильность,
рост
числа
безработных, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли социальных
факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному
расслоению
общества
и
вызвало
значительное
падение
уровня
жизни
основной
массы
населения.
Увеличение
числа
разводов
и
снижение
рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и
повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного
психологического климата в семье. На формирование личности огромную
роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка
и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь,
конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности
ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации
семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном
этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно
в
таких
семьях
люди
чаще
всего
получают
серьезные
психологические
травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей
судьбе.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в
которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются
или
игнорируются
основные
семейные
функции,
имеются
явные
или
скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический
климат в ней, и появляются «трудные дети». Можно выделить две большие
группы неблагополучных семей:
-
семья
с открытой
формой
неблагополучия
–
так
называемые
конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и
семьи с недостатком воспитательных ресурсов
-
внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает
беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные
установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими
моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике
воспитывающихся в таких семьях детей.
Цель
моей
работы,
как
социального
педагога
-
создание
благоприятных
условий
для
личностного
развития
ребёнка
(физического,
социального,
духовно-нравственного,
интеллектуального),
оказание
ему
комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в
его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником
между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли
наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Работа
с неблагополучной
семьёй
проводится
последовательно,
поэтапно:
Социальная диагностика.
Первый
этап:
изучение
семьи
и осознание
существующих
в ней
проблем, изучение обращений семей за помощью или
Второй
этап:
первичное
обследование
жилищных
условий
неблагополучной семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа
с детьми, оценка их условий жизни.
Четвёртый этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали
помощь семье, изучение их действий, вывод.
Пятый
этап:
изучение
причин
неблагополучия
в семье,
её
особенностей, её целей, ценностных ориентаций.
Шестой
этап:
изучение
личностных
особенностей
членов
семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Социальная
терапия
включает
информационную,
организационную
и координирующую составляющие
Восьмой
этап:
координационная
деятельность
со
вс еми
заинтересованными организациями. Эта деятельность включает работу со
школой,
со
службой
защиты,
Центр
социальной
реабилитации
детей
и подростков, Центр защиты семьи.
Девятый
этап:
составление
программы
работы
с неблагополучной
семьёй.
Д е сятый
эт ап:
текущие
и контрольные
посещения
семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Таким образом, социальный педагог:
- выступает посредником между личностью и образовательным учреждением,
семьёй, средой, органами власти;
-
организует
воспитательную
работу
в
классе,
группе,
направленную
на
формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в
обществе, уважение к окружающей природе;
- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды,
условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы,
конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает
социальную
помощь
и
поддержку
обучающимся
и
воспитанникам;-
способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной
и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
-
создаёт
условия
для
развития
талантов,
умственных
и
физических
способностей обучающихся во внеурочное время;
-
взаимодействует
с
учителями,
родителями
(лицами,
их
заменяющими),
специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости
и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в
опеке
и
попечительстве,
детям
с
ограниченными
физиче скими
возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
-
участвует
в
разработке,
утверждении
и
реализации
образовательных
программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в
пределах своей компетенции.
Школьный социальный педагог может оказывать разные виды социальной
помощи: социально-информационная помощь, социально-правовая помощь,
социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая,
медико-социальная, социально-педагогическая помощь.