Напоминание

Преемственность между начальной школой и средним звеном


Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№42
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность между начальной школой и средним звеном
Раздел: начальное образование





Назад





Статья о преемственности между начальной школой и средним

звеном.

Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

высшей категории.
В а ж н е й ш а я п р о бл е м а н ач а л ь н о й и с р ед н е й ш к ол ы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого качества обучения детей в среднем и старшем звене. Переход из начальной школы в среднюю - это переломный момент в жизни школьников, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, учителями. Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от с о гл а с о ва н н о с т и организационно-образовательных требований учителей. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные ограничения. Для решения этой проблемы был разработан курс «Будущий пятиклассник», который базируется на основных методологических принципах гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Рождерс) и педагогики, а также включает в себя приемы сказкотерапии, телесно- ориентированной терапии и арт-терапии. Данный курс ориентирован на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Предполагаем, что уроки психологии в начальной школе являются одн и м и з н аи б олее э ф ф ек ти в н ых с п о с о б о в психопрофилактической и просветительской работы. Как известно четвертый класс - последний этап в начальной школе. Ребенок внутренне готовиться к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологических характеристикам приближаются к стадии предпубертата (отрочества, предподростковый возраст). Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорирую обязанности. Данный психологический аспек т инициировал повышенное внимание к теме «Моя свобода – мои права», помогающей школьникам уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. К окончанию четвертого года обучения школьники должны обогатить представление о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести
способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. На психологических занятиях по предложенным темам учащиеся охотно берут на себя роль ведущего, нередко перенося ее и в реальную жизнь. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом классе большое внимание следует уделять инициативе, активной позиции в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы. В качестве примера приведем занятие по теме «Моя свобода – мои права» в 4 классе.


В раздел образования