Преемственность между начальной школой и средним звеном
Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ№42 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: статья Тема: Преемственность между начальной школой и средним звеном Раздел: начальное образование
Статья о преемственности между начальной школой и средним
звеном.
Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов
высшей категории.
В а ж н е й ш а я
п р о бл е м а
н ач а л ь н о й
и
с р ед н е й
ш к ол ы
–
преемственность между образовательными ступенями. Правильно
организованная
работа
в
этом
направлении
–
одно
из
условий
успешной адаптации и высокого качества обучения детей в среднем
и старшем звене.
Переход из начальной школы в среднюю - это переломный
момент
в
жизни
школьников,
так
как
осуществляется
переход
к
новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому
положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми,
сверстниками, учителями. Успешность процесса адаптации учеников
пятых
классов
во
многом
зависит
от
с о гл а с о ва н н о с т и
организационно-образовательных
требований
учителей.
В
период
адаптации
ученики
испытывают
трудности
различного
характера:
социально-эмоциональные,
учебные
затруднения,
режимные
ограничения.
Для решения этой проблемы был разработан курс «Будущий
пятиклассник», который базируется на основных методологических
принципах
гуманистической
психологии
(А.Маслоу,
К.Рождерс)
и
педагогики, а также включает в себя приемы сказкотерапии, телесно-
ориентированной терапии и арт-терапии. Данный курс ориентирован
на
тесное
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса. Предполагаем, что уроки психологии в начальной школе
являются
одн и м
и з
н аи б олее
э ф ф ек ти в н ых
с п о с о б о в
психопрофилактической и просветительской работы.
Как известно четвертый класс - последний этап в начальной
школе. Ребенок внутренне готовиться к переходу в среднюю школу, к
более
самостоятельной
жизни,
к
новому
этапу
взросления.
Некоторые
дети
уже
в
этот
период
по
своим
психическим
и
физиологических
характеристикам
приближаются
к
стадии
предпубертата
(отрочества,
предподростковый
возраст).
Их
поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения
к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко
игнорирую
обязанности.
Данный
психологический
аспек т
инициировал повышенное внимание к теме «Моя свобода – мои
права», помогающей школьникам уяснить необходимость равновесия
гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
К
окончанию
четвертого
года
обучения школьники
должны
обогатить
представление
о
собственных
способностях
и
возможностях,
составить
определенный
личностный
идеал
в
качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести
способность
делать
осознанный
выбор
в
сложных
ситуациях.
Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним
происходит, становится более самостоятельным в решении проблем
общения
и
в
школьных
делах.
На
психологических
занятиях
по
предложенным темам учащиеся охотно берут на себя роль ведущего,
нередко
перенося
ее
и
в
реальную
жизнь.
Многие
дети
любят
принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудной
ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому в четвертом
классе большое внимание следует уделять инициативе, активной
позиции в организации занятий, предоставлять свободный выбор
форм и приемов работы. В качестве примера приведем занятие по
теме «Моя свобода – мои права» в 4 классе.