Автор: Фирсова Любовь Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: г. Волгодонск
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА ПО ХИМИИ
Тема: «УГЛЕВОДЫ»
Раздел: полное образование
УРОК ХИМИИ ХХ1 ВЕКА
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ (10 КЛАСС)
ПО ТЕМЕ: «УГЛЕВОДЫ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
И БИОЛОГИИ МБОУ СШ №1 ФИРСОВОЙ Л.П.
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8 9198985852
КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ТЕМЕ: «УГЛЕВОДЫ»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные
расширить знание о углеводах природных органических соединениях.
выяснить строение, состав и свойства углеводов.
классифицировать углеводы по функциям в организме.
Развивающие:
формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуника-
тивной, личностной.
развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с инфор-
мационными источниками.
развитие умений анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы,
выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
формирование адекватной самостоятельности учащихся.
воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных ин-
тересов, привитие интереса к естественным наукам.
ЗАДАЧИ:
1.использование исторического материала при введение в тему урока
2.включение элементов, информационной технологии в процесс
3.объяснения материала урока (мультимедийная презентация).
Тип урока: обобщающий.
Необходимое оборудование и материалы: химические реактивы: йод,
сахароза, крахмал, сульфат меди, гидроксид натрия, вода;· химическая
посуда: спиртовки, спички, пробирки, штативы для пробирок, колбы,
пробиркодержатель; инструкция по выполнению лабораторной работы.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
В листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».
Рефлексия
В начале уро-
ка
В конце
урока
Я знаю, что углеводы самые универсаль-
ные и самые распространенные органиче-
ские вещества на Земле.
Я знаю какими химическими свойствами
обладают углеводы.
Я знаю, как происходит фотосинтез
Я знаю, какие процессы происходят при
гидролизе углеводов
Я знаю, как происходит превращение
глюкозы в организме.
После заполнения таблицы «Рефлексия» дети формулируют цели и задачи
урока
1. Вводное слово (Приложение, слайд 1)
Эпиграф: «К знанию ведут три пути: первый-размышление – самый
благородный, второй – подражание - самый легкий, третий – опыт – са-
мый горький». Хотелось бы, чтобы каждый из вас научился пользоваться
каждым из этих методов.
2. Цели урока мы видим на экране (Приложение, слайд 2).
Расширение знаний учащихся о природных органических веществах –
углеводах, их применение в рациональном питании человека.
Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний, уме-
ния сравнивать и делать выводы.
Развитие и углубление умений и навыков в работе с дополнительной
литературой.
Развитие логического мышления через нахождение связей: строение –
свойства – применение веществ.
3. План урока (Приложение, слайд 3):
В 1-й части урока мы познакомимся с историей исследования углеводов.
Во второй части изучим химические свойства углеводов, кроме того, узнаем
и вспомним о значении углеводов.
4. На экране история исследования углеводов (Приложение, слайд 4).
Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углево-
дом (точнее смесью углеводов), с которым познакомился человек, был
мед.
Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенга-
лия.
Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам
Александра Македонского в 327г. До н.э.
Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. Немец-
ким химиком А. Марггафом.
Крахмал был известен еще древним грекам.
Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой
древности.
Термин слова «сладкий» и окончание –оза- для сахаристых веществ
было предложено французским химиком Ж. Дюла в 1838г.
Исторически сладость была главным признаком, по которому то или
иное вещество относится к углеводам.
В 1811г. Русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом
крахмала, а впервые правильную эмпирическую формулу глюкозы
предложил шведский химик Я.Берцелиус в 1837 г. C
6
H
12
O
6
Синтез углеводов из формальдегидов в присутствии Ca(OH)
2
был
произведён А.М.Бутлеровым в 1864 г.
5. Углеводы в природе (Приложение, слайд 5).
Где мы встречаемся с углеводами ? (хлеб, цветок, сок яблочный, яблоко,
картофель, картофельный крахмал, бумага, вата, глюкоза в ампуле,
мед.
Строение углеводов (Приложение, слайд 6).
Что вы помните о строении углеводов?
7. Многообразие углеводов. (Приложение, слайд 7).
Многообразие углеводов и их свойства.
Группа углеводов
Примеры углево-
дов
Где встречаются
свойства
моносахара
рибоза
РНК
Сладкие на вкус,
растворимые в воде,
кристаллические,
дезоксирибоза
ДНК
глюкоза
Свекловичный сахар
фруктоза
Фрукты, мед
галактоза
В состав лактозы молока
олигосахариды
мальтоза
Солодовый сахар
Сладкие на вкус,
растворимые в воде,
кристаллические,
сахароза
Тростниковый сахар
Лактоза
Молочный сахар в моло-
ке
Полисахариды (по-
строены из линейных
или разветвленных
моносахаров)
крахмал
Растительный запасной
углевод
Не сладкие, белого
цвета, не растворя-
ются в воде.
гликоген
Запасной животный крах-
мал в печени и мышцах
Клетчатка (цел-
люлоза)
Это строительный расти-
тельный углевод. Древе-
сина растений
хитин
Это строительный живот-
ный углевод. Панцирь и
наружный скелет члени-
стоногих, грибы
муреин
Строительный углевод в
стенках бактерий
8. Функции углеводов (Приложение, слайд 8).
В организме углеводы выполняют ряд важных функций.
1. Энергетическая функция
При распаде и окислении углеводов выделяется энергия, которую организм
использует для своих нужд. В среднем при окислении 1 г углеводов выделя-
ется 4,1 килокалории (17,6 кДж) и 0,4 г воды. Для многих клеток человека
(например, клеток мозга и мышц) глюкоза, приносимая кровью, служит глав-
ным источником энергии.Крахмал и очень похожее на него вещество живот-
ных клеток – гликоген – являются полимерами глюкозы, они служат для
запасания ее внутри клетки.
2. Структурная функция,
то есть участвуют в построении разных
клеточных структур.
Полисахарид целлюлоза
образует клеточные стенки растительных клеток, от-
личающиеся твердостью и жесткостью, она – один из главных компонентов
древесины. Другими компонентами являются гемицеллюлоза, также принад-
лежащая к полисахаридам, и лигнин (он имеет не углеводную природу).Хи-
тин тоже выполняет структурные функции. Хитин выполняет опорную и за-
щитную функции.Клеточные стенки большинства бактерий состоят из пепти-
догликана муреина – в состав этого соединения входят остатки как моносаха-
ридов, так и аминокислот.
3.
Углеводы выполняют защитную роль
у растений (клеточные
стенки, состоящие из клеточных стенок мертвых клеток защит-
ные образования — шипы, колючки и др.).
4.
Углеводы выполняют
пластическую функцию
— хранятся в виде
запаса питательных веществ, а также входят в состав сложных
молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют
в построении АТФ, ДНК и РНК.
Общая формула глюкозы – С
6
Н
12
О
6
, это альдегидоспирт. Глюкоза содержится
во многих фруктах, соках растений и цветочном нектаре, а также в крови че-
ловека и животных. Содержание глюкозы в крови поддерживается на опреде-
ленном уровне (0,65–1,1 г на л). Если искусственно снизить его, то клетки
мозга начинают испытывать острое голодание, которое может закончиться
обмороком, комой и даже смертельным исходом. Длительное повышение со-
держания глюкозы в крови тоже отнюдь не полезно: при этом развивается за-
болевание сахарный диабет.
Млекопитающие, и человек в том числе, могут синтезировать глюкозу из не-
которых аминокислот и продуктов расщепления самой глюкозы – например,
молочной кислоты. Они не умеют получать глюкозу из жирных кислот, в от-
личие от растений и микробов.
Взаимопревращения веществ.
Избыток белка------углеводы
Избыток жиров--------------углеводы
9. Свойства углеводов (Приложение, слайд 9).
Перечислить функции белков.
Теперь подробнее рассмотрим каждую функцию.
1. Защитная – антитела, иммуноглобулины;
2. Двигательная – сократительные белки, мышцы, реснички;
3. Строительная (пластическая) – участвуют в образовании клеточных мем-
бран;
4. Энергетическая – 1г = 17,6 кДж энергии;
5. Транспортная – гемоглобин О
2
;
6. Каталитическая – ферменты;
7. Структурная – обеспечивают механическую прочность отдельных тканей
живых организмов.
10. Свойства белка (Приложение, слайд 10).
По способности к гидролизу на мономеры углеводы делятся на группы:
1. простые (
моносахариды
)
2.
олигосахариды
3. сложные (
полисахариды
).
1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленно-
го раствора гидроксида натрия. Затем добавьте несколько капель раствора
сульфата меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте.
С помощью, каких качественных реакций можно распознать альдегид и
многоатомный спирт? Ответ: Качественный реактив на многоатомный
спирт – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II).
Признак реакции – изменение цвета с голубого на ярко синий. Качествен-
ная реакция на альдегид-взаимодействие с гидроксидом меди (II) при на-
гревании. Признак реакции – образование осадка оранжевого цвета.
2. Выдан белый хлеб и картофель. Докажите, что в этих продуктах со-
держится крахмал. Найдите сами необходимые для опыта реактивы. Со-
ставить схему опыта.
3. Выданы два реактива: глюкоза и крахмал. Распознать вещества при
помощи при помощи химических реактивов. Составить уравнения проте-
кающих реакций.
4. Перед вами разные виды вареной колбасы. Говорят, что в колбасу
добавляют крахмал. Определите есть ли в колбасе разных видов крахмал.
5. Я купила сметану, которая была такая густая, что стоит ложка. Каким
реактивом можно определить, что добавили в сметану для ее густоты.
Учитель: Какие свойства характерны для моносахаридов, дисахаридов
и полисахаридов.
1. Состав углеводов и строение (Приложение, слайд 11).
1. Установите соответствие между названием вещества и его формулой:
Название вещества Формула вещества
1) глюкоза
А) (C
6
H
10
O
5
)n
2) фруктоза
Б) C
6
H
12
O
6
3) рибоза
В) С
5
Н
10
О
5
4) сахароза
Г) C
12
H
22
O
11
5) лактоза
6) целлюлоза
7) крахмал
2. Установите соответствие между названием вещества и его физическими
свойствами:
Название ве-
щества
Формула вещества
1) глюкоза
А) Белый твердый порошок, плотностью 1,525г/cм
3
, с темпе-
ратурой плавления 222,8° С. Растворимость в воде 21,6 г/100
мл.
2) фруктоза
Б) Белый, без запаха, кристаллический порошок со сладким
вкусом. Плотность 1,587г/см
3
. Температура плавления 186°C.
Растворимость в воде 2000г/л (25°С). При температуре 190-
2000 превращается в бурую массу - карамель.
4) сахароза
В) Белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горя-
чей воде он набухает и образует клейстер.
5) лактоза
Г) Волокнистое вещество, нерастворимое ни в воде, ни в
обычных органических растворителях. Растворителем его яв-
ляется реактив Швейцера, с которым это вещество одновре-
менно и взаимодействует.
6) целлюлоза
Д) Белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хоро-
шо растворимое в воде. Растворимо в органических раствори-
телях, аммиачном растворе гидроксида меди, в концентриро-
ванном растворе хлорида цинка и концентрированном раство-
ре серной кислоты.
7) крахмал
Е) Белые кристаллы, очень сладкие на вкус, которые в два
раза слаще сахарозы и в три раза слаще глюкозы. Характери-
зуется сравнительно невысокой стойкостью, в результате чего
начинает частично изменяться уже при продолжительном ки-
пячении.
(Приложение, слайд 12).
Переходим по нашему плану к строению углеводов.
Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов
углерода, водорода и кислорода, причём водород и кислород находятся в
них, как правило, в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1).
Общая формула углеводов – C
n
(H
2
O)
m
.
Давайте проведем понятийную химическую разминку (Приложение, слайд
13) вспомним:
Углеводы – класс полигидроксикарбонильных соединений, отвечающих об-
щей формуле С
n
(H
2
O)
m
, гдеn,m≥3).
2. Фотосинтез –процесс, проходящий в хлоропластах под действием солнеч-
ного света, в результате которого из углекислого газа и воды образуются уг-
леводы, и выделяется кислород.
3. Брожение –расщепление моносахаридов под влиянием биологических ка-
тализаторов (ферментов, вырабатываемых микроорганизмами).
4. Гидрирование -присоединение водорода.
5. Виноградный сахар –глюкоза.
6. Альдозы –моносахариды с альдегидной группой (глюкоза).
7. Фруктовый сахар –фруктоза.
8. Гибридизация –явление смещения электронных облаков, выравнивание
их по форме и энергии.
9. Кетозы –моносахариды с кетогруппой (фруктоза).
10. Дисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием
двух молекул моносахаридов.
11. Моносахариды – углеводы, которые содержат в углерод -углеродных це-
пях от трёх до шести атомов углерода и не способны подвергаться гидроли-
зу.
12. Полисахариды – это углеводы, которые гидролизуются с образованием
большого числа молекул моносахаридов.
13. Гидролиз – процесс разложения веществ в результате обменного взаимо-
действия между молекулами вещества и воды.
14. Бифункциональное соединение –вещество содержащее две функцио-
нальные группы ( глюкозы, молочная кислота).
15. Молочная сахар –лактоза.
Задаются дополнительные вопросы, выставляются оценки.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам на выбор решить задачи различной
сложности. Работать можно в паре или индивидуально. На каждом столе на-
ходится карточка, выберите задание вам по силам. Если возникнут затрудне-
ния, поднимите руку, и я окажу вам помощь. На выполнение задания вам от-
водим не более 5 минут. Затем проводим взаимопроверку и оцениваем друг
друга. Тетрадь сдаём мне на проверку.
КарточкаЗадача 1.(«3»)При гидролизе сахарозы образовалось 640г изомер-
ной смеси моносахаридов. Определите массу сахарозы подвергшейся гидро-
лизу(608г).
Задача 2.(«4»)Массовая доля, крахмала в картофеле равна 20%. Какую массу
глюкозы можно получить из 2 тонн картофеля, если выход продукта реакции
составляет 80% от теоретически возможного.(355,5кг)
Задача3.(«5»)Вычислите массу целлюлозы и уксусной кислоты необходимой
для производства 1 т триацетилцеллюлозы, если выход продукта составляет
80% от теоретического? (703,1кг и 781,25кг).
Учитель.Вы знаете, что на уроках химии мы изучаем те вещества, которые
находят практическое применение. Дома вы должны были по желанию под-
готовить сообщения по практическому применению углеводов. Давайте по-
слушаем их. (Заслушиваем 1,2 сообщения в зависимости от времени).
А сейчас мы проведём тест-опрос по применению углеводов. Я буду задавать
вопросы, и приводить три варианта ответов к каждому из них. За каждый
правильный ответ, вы получаете производное глюкозы – конфету (карамель).
Кто же первым хотел бы попробовать свои силы?(Листы с вариантами от-
ветов предварительно вывешивается на доске).
Вопросы1) В начале XX века доктора уже знали, что сахар – это « белая
смерть», однако очень медленная и сладкая. Те же доктора, хорошенько изу-
чив таблицу Д.И.Менделеева, нашли несколько полноценных заменителей
сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета и раз-
рушения зубов.Как называется один из заменителей сахара?( пина-
кон, сорбит, глицерин).
2) Как называется заболевание суставов, обусловленное нарушением обмена
мочевой кислоты в организме, причиной которого является молочная кисло-
та? (ревматизм, радикулит, подагра).
3) Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной
возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в
её крови, какого углевода? (глюкозы, фруктозы, галактозы).
4) Как называется соль, которую применяют в медицинской практике при ал-
лергических, кожныхзаболеваниях, лёгочных и носовых кровотечениях, при
усиленном выделении кальция из организма? (глюконат кальция, ацетат
свинца, глицерат меди).
5) Глюкоза применяется в производстве зеркал и ёлочных украшений. Какой
тип химической реакции лежит в основе этого производства? (замещение,
окисление, присоединение).
6) Продуктом брожения глюкозы является вещество, которое применяется
как раздражающее средство для обтираний, компрессов. Какое это веще-
ство? (метанол,этанол, бутанол).Количество заданных вопросов, будет за-
висеть от оставшегося времени на уроках.
Учитель. Итак, мы подошли к заключительному этапу нашего урока. Теперь,
я думаю, вы окончательно устранили многие пробелы по теме.
Работа в группах.
III.Самостоятельная работа по теме «Углеводы»
Выбрать один ответ из четырёх:
1. Глюкоза относится к:
1) дисахаридам;
2) моносахаридам;
3) полисахаридам;
4) карбоновым кислотам.
2. Глюкоза по хим.строению является
1) одноатомным спиртом;
2) альдегидом;
3) многоатомным спиртом;
4) многоатомным альдегидоспиртом.
3. Молекулярная формула глюкозы
1) СН
3
СООН;
2) С
6
Н
12
О
6
;
3) С
12
Н
22
О
11
;
4) НСОН.
4. Изомером глюкозы является
1) сахароза;
2) фруктоза;
3) лактоза;
4) крахмал.
5. При взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании об-
разуется
1) красный осадок;
2) ярко-синий раствор;
3) синий осадок;
4) красный раствор.
6. Глюкоза образует циклические формы
1) только
-форма;
2)
и
-формы;
3) только
-формы;
4) не образует.
7. Глюкоза как альдегид вступает в реакцию с
1) гидроксидом меди (II) при нагревании;
2) магнием;
3) гидроксидом меди (I) при нагревании;
4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.
8. Глюкоза как многоатомный спирт вступает в реакцию с
1) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре;
2) магнием;
3) гидроксидом меди (I) при нагревании;
4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.
9. Пи взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной тем-
пературе образуется
1) синий осадок;
2) красный осадок;
3) ярко-синий раствор;
4) красный раствор.
10. Кристаллическая глюкоза содержит молекулы
1) с открытой цепью атомов;
2) циклического строения;
3) альдегидная и циклическая формы.
Часть А
1. Среди перечисленных моносахаридов укажите кетогексозу:
а) глюкоза б) фруктоза в) рибоза г) дезоксирибоза.
2. Лактоза относится к группе:
а) моносахаридов б) дисахаридов в) полисахаридов.
3. Какой из углеводов не подвергается гидролизу?
а) сахароза б) лактоза в) фруктоза г) крахмал.
4. При гидролизе крахмала образуется:
а) ? - глюкоза б) ? – глюкоза в) ? – глюкоза и ? - фруктоза г) глюкоза и галак-
тоза.
5. Фруктозу иначе называют:
а) молочным сахаром б) фруктовым сахаром в) инвертным сахаром г) трост-
никовым сахаром.
6. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:
а) Cu(OH)
2
б) FeCl
3
в) I
2(раствор)
г) CuO
7. Общая формула углеводов условно принята:
а) С
n
H
2n
O
n
б) С
n
H
2n
O
m
в) С
n
H
2m
O
m
г) С
n
(H
2
O)
m
8. Соотнесите:
углевод: название: формула:
1) пентоза 1) лактоза 1) С
5
Н
10
О
5
2) альдогексоза 2) фруктоза 2) С
6
Н
12
О
6
3) кетогексоза 3) рибоза 3) С
12
Н
22
О
11
4) дисахарид 4) крахмал 4) (С
6
Н
10
О
5
)
n
5) полисахарид 5) глюкоза
Часть Б.
1. Напишите уравнение реакции глюкозы с водородом (восстановление до
спирта).
2. Напишите уравнение молочнокислого брожения глюкозы.
3. Напишите уравнение реакции гидролиза сахарозы.
4. Напишите уравнение реакции целлюлозы с 1 моль азотной кислоты.
5. Осуществите превращения и укажите условия их проведения:
Крахмал? декстрины ? глюкоза ? этанол ? этилен ? полиэтилен
Домашнее задание
1. ЭССЕ на тему: Что я могу делать иначе после того, как получил эту инфор-
мацию?
2. Составьте на тему «Углевод». Синквейн. (5строк)
Заключение к уроку
Наш урок мы начали со слов «К знанию ведут три пути: первый-раз-
мышление – самый благородный, второй – подражание - самый легкий,
третий – опыт – самый горький».
Хотелось бы, чтобы каждый из вас научился пользоваться каждым из
этих методов.
Жить – это значит мечтать широко и привольно!
Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохнове-
нием!
Используемая литература
1.
И.Г. Хомченко. Общая химия. М.: Просвещение, 2015В.Г. Жириков.
Органическая химия. М.: Просвещение, 2014.
2.
В.Б. Захаров, С,Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов. Биология. Общие зако-
номерности: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учеб-
ных заведений. М: 2013г.
3.
А.О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С.М.Глаголев. Общая биология:
Учебник для 10-11 класса с углубленным изучением. М.: Просвеще-
ние, 2012