Автор: Фирсова Любовь Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: г. Волгодонск
Наименование материала: Презентация
Тема: Урок как педагогический феномен
Раздел: полное образование
Урок как педагогический
феномен
«Урок – это многовариантная
форма организации
целенаправленного
взаимодействия
преподавателя и учащихся…»
М.И. Махмутов
Древнерусский урок
Древнерусский урок
Ребёнок
VII
VII
век -
век -
Чужая семья
Грамотность не являлась частью воспитания.
X – XI
X – XI
век -
век -
Групповое обучение чтению и
письму было первоначальной
формой школы, поскольку группа
учеников составляла
«училище»
В древнерусской письменности термин «школа»
впервые встречается в 1382 году.
XIV – XVI
XIV – XVI
века
века
–
в Руси важную роль играли
монастыри.Русский просветитель Сергий
Радонежский считается зачинателем
монастырских центров книжного обучения
.
XVII
XVII
век
век
Братские школы юго-западной Руси
Распорядок учебного дня в братских школах
1. Устный опрос и просмотр письменных домашних заданий
2. Разъяснение нового материала
.
3. Списывание объясненного учителем с книги.
4. Домашнее задание.
45 –минутный, современный урок вбирает в себя
Целый учебный день братской школы XVII века
Период с
XV – XVIII
века являются
переходными для русской школы от
византийского образца к новому, -
классно –
урочной система
Теоретически обосновал
классно – урочное
обучение в XVII в. чешский педагог
Я. – А Коменский
XVIII век в Русском государстве победила
ориентация
на
западноевропейскую
образованность.
В
Москву
хлынул
поток
учителей
–
иноземцев.
Метод обучения был крайне формален:
Диктовка
Диктовка
Повторение со слов учителя
Повторение со слов учителя
Рассказ
Рассказ
Заучивание
Заучивание
История развития школы
XVIII
века
делится на 2 периода
I период (1700 – 1730)
просветительская
педагогика Петровских преобразований. Обращалось
внимание на светскую или научную сторону.
Умение
писать и считать
Знание
языков, истории, географии, гражданские
и воинские законы своего Отечества
Практическая направленность
(Навигационные школы)
II период (1741 – 1765)
просветительская
педагогика Ломоносовского периода. Заложившая
основу научной педагогики. Учебный день
продолжался 12 часов.
М.В. Ломоносов ввел понятия:
«класс», «урок», «учебный год», «полугодие»,
«перевод из класса в класс», «расписание занятий»,
«учебные программы»
М.В. Ломоносов придавал большое значение
проверке знаний система включала в себя
проверку таких знаний:
выполнение домашних экзерциций
(переводы с «российского» языка
на латинский)
устные ответы по заданному уроку
ежемесячные контрольные упражнения и
экзамены проводимые дважды в год
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1870)
Основоположник отечественной дидактики.
Считал, что суть урока состоит в творческой реализации
основных дидактических требований:
Организация работы учеников на фактическом материале
Развитие на этой базе их мышления
Развитие самостоятельности учащихся
Фиксация приобретённых знаний
Введение знаний в употребление
В 20-х годах XX века протест против организации
организации школьной работы вылился в отказ от
классно-урочной системы как дореволюционной.
Предлагались студии и лабораторно-бригадная форма
работы.
Будущее школы – соединение науки и труда.
Внимание учительства было обращено на
заимствованную из практики зарубежной школы
студийную систему
«Дальтон – план»
«Метод проектов»
С 1932 года урок снова занял должное место в школе.
С 1932 года урок снова занял должное место в школе.
Основной тип урока стал комбинированный урок, с чётко
выделенными четырьмя этапами:
Опрос
Изложение нового
Закрепление
Задание на дом
В 1950 – 1960 –х годах к имеющимся четырём этапам
добавляется ещё один – организационный (подготовка
Учащихся к работе на уроке.
Обучение – процесс двухсторонний
Ученик
Учитель
Третьим элементом в обучении является содержание
учебного материала
Содержание
Ученик
Учитель
Проектирование урока – как технологической цепочки
Урок
Проектирование
Целеполагание
Отбор содержания
Методы и приёмы
Рефлексия
Оценка, самооценка
Подготовка к
домашней
работе
Формы организации деятельности обучающихся