Напоминание

Урок как педагогический феномен


Автор: Фирсова Любовь Петровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: г. Волгодонск
Наименование материала: Презентация
Тема: Урок как педагогический феномен
Раздел: полное образование





Назад




Урок как педагогический

феномен

«Урок – это многовариантная

форма организации

целенаправленного

взаимодействия

преподавателя и учащихся…»

М.И. Махмутов

Древнерусский урок

Древнерусский урок

Ребёнок

VII

VII

век -

век -

Чужая семья

Грамотность не являлась частью воспитания.

X – XI

X – XI

век -

век -

Групповое обучение чтению и

письму было первоначальной

формой школы, поскольку группа

учеников составляла

«училище»

В древнерусской письменности термин «школа»

впервые встречается в 1382 году.

XIV – XVI

XIV – XVI

века

века

в Руси важную роль играли

монастыри.Русский просветитель Сергий

Радонежский считается зачинателем

монастырских центров книжного обучения

.

XVII

XVII

век

век

Братские школы юго-западной Руси

Распорядок учебного дня в братских школах

1. Устный опрос и просмотр письменных домашних заданий

2. Разъяснение нового материала

.

3. Списывание объясненного учителем с книги.

4. Домашнее задание.

45 –минутный, современный урок вбирает в себя

Целый учебный день братской школы XVII века

Период с

XV – XVIII

века являются

переходными для русской школы от

византийского образца к новому, -

классно –

урочной система

Теоретически обосновал

классно – урочное

обучение в XVII в. чешский педагог

Я. – А Коменский

XVIII век в Русском государстве победила

ориентация

на

западноевропейскую

образованность.

В

Москву

хлынул

поток

учителей

иноземцев.

Метод обучения был крайне формален:

Диктовка

Диктовка

Повторение со слов учителя

Повторение со слов учителя

Рассказ

Рассказ

Заучивание

Заучивание

История развития школы

XVIII

века

делится на 2 периода

I период (1700 – 1730)

просветительская

педагогика Петровских преобразований. Обращалось

внимание на светскую или научную сторону.

Умение

писать и считать

Знание

языков, истории, географии, гражданские

и воинские законы своего Отечества

Практическая направленность

(Навигационные школы)

II период (1741 – 1765)

просветительская

педагогика Ломоносовского периода. Заложившая

основу научной педагогики. Учебный день

продолжался 12 часов.

М.В. Ломоносов ввел понятия:

«класс», «урок», «учебный год», «полугодие»,

«перевод из класса в класс», «расписание занятий»,

«учебные программы»

М.В. Ломоносов придавал большое значение

проверке знаний система включала в себя

проверку таких знаний:

выполнение домашних экзерциций

(переводы с «российского» языка

на латинский)

устные ответы по заданному уроку

ежемесячные контрольные упражнения и

экзамены проводимые дважды в год

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824 – 1870)

Основоположник отечественной дидактики.

Считал, что суть урока состоит в творческой реализации

основных дидактических требований:

Организация работы учеников на фактическом материале

Развитие на этой базе их мышления

Развитие самостоятельности учащихся

Фиксация приобретённых знаний

Введение знаний в употребление

В 20-х годах XX века протест против организации

организации школьной работы вылился в отказ от

классно-урочной системы как дореволюционной.

Предлагались студии и лабораторно-бригадная форма

работы.

Будущее школы – соединение науки и труда.

Внимание учительства было обращено на

заимствованную из практики зарубежной школы

студийную систему

«Дальтон – план»

«Метод проектов»

С 1932 года урок снова занял должное место в школе.

С 1932 года урок снова занял должное место в школе.

Основной тип урока стал комбинированный урок, с чётко

выделенными четырьмя этапами:

Опрос

Изложение нового

Закрепление

Задание на дом

В 1950 – 1960 –х годах к имеющимся четырём этапам

добавляется ещё один – организационный (подготовка

Учащихся к работе на уроке.

Обучение – процесс двухсторонний

Ученик

Учитель

Третьим элементом в обучении является содержание

учебного материала

Содержание

Ученик

Учитель

Проектирование урока – как технологической цепочки

Урок

Проектирование

Целеполагание

Отбор содержания

Методы и приёмы

Рефлексия

Оценка, самооценка

Подготовка к

домашней

работе

Формы организации деятельности обучающихся



В раздел образования