Автор: Кузнецова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СШ
Населённый пункт: Чердаклинского района
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамоты на уроках русского языка в 6 классе
Раздел: среднее образование
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования
функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и
литературы»
Аннотация
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим
человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к
определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность
моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало
развиваться понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной
грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять
простейшие математические действия необходимо сформировать
«функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме,
для профессионального карьерного роста.
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на
уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1.
Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках
русского языка и литературы, которые способствуют формированию
развитию функциональной грамотности у обучающихся;
2.
Показать практическую значимость использования данных приёмов
работы и целесообразность их использования на уроках.
Оборудование: приложения, раздаточный материал.
Введение
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может
быть достигнут обучащимися за время обучения в школе, и предполагает
способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных
сферах жизни.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить
функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные
условия для продвижения каждого обучающегоя в образовательном
пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности
школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:
1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь
уверенную адаптацию.
2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в
школьном классе.
4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны,
оценить свою работу.
I. Основная часть.
Приемы для формирования функциональной грамотности.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но
именно она обозначена как важнейшая программная установка при
формировании функционально грамотной личности.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей
работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые
технологии. Использование инновационных педагогических технологий
играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный
процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не
превращаясь просто в забаву или игру.
Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал «Когда
думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором
дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,
сорвав цветок, не уронить каплю».
На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и
приёмы , которые способствуют развивают творческой активности,
формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою
точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые
способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся?
Этап мотивации.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной
деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
-умение анализировать и сопоставлять факты;
-умение определять противоречие;
-умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный
факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке
при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы
начать с нее следующее занятие. Пример. В начале урока я объявила, что
разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся
угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений ,
напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение
прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения»,
«прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения»,
предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме.
Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму ,
чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Этап целеполагания.
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней
графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём
этапа рефлексии учебной деятельности.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему
урока. Определяют цель, задачи урока .
Этап актуализации.
Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика »
предлагается работа со словарем Даля, почему слово «виски» пишется с «и»,
а не с «е», объясните значение слов «до свидания», и др.). Такой вид работы
формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а
также обращаться за помощью к книгам, к словарю, а не к ресурсам сети
Интернет.
Приём «Бортовой журнал» . Бортовые журналы – обобщающее название
различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во
время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и
предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты
комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу
орфографии. Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на
жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим
отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти
шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и
больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и
погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой,
пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в
цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не
очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок,
врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог
был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с
мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят,
что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской
пословицей.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще
всего использую прием: «Чтение с остановками» (М.М. Пришвин
«Кладовая солнца» 6 класс).
Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления).
Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо
назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?
Составим кластер на доске и в тетради.
- Какое настроение передают ваши ассоциации?
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём
помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать
синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его
применяю на обоих этапах сразу.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в
стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5
классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и
мужество всегда побеждают.
Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»
1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4. Мне не очень нравится……
5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе
можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке?
Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика,
формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные
формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять
знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны,
позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение
нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:
•
творческая работа
•
лингвистическое исследование текста
•
подготовка иллюстраций к литературным произведениям
•
рисование обложек к литературным произведениям
•
художественное чтение
•
инсценировка художественного произведения
•
создание самостоятельных литературных произведений различных
жанров
•
продолжение неоконченных произведений
•
наблюдение за природой
•
составление вопросника к зачету по теме
•
составление конспекта, опорных таблиц
•
письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать
однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора,
иллюстратора, педагога.
Заключение.
Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают
учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха
для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а
добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и,
возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных
университетских лекций.
Используемая литература
1.
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. СПб.: Азбука, 2018.- С.
89.
2.
Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в
процессе освоения концептов русской культуры// Литература в школе. –
2007. - №5.- С. 27-30
3.
Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г.
Добротина. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2015. — С. 35.
4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /
Г.К. Селевко. – М., 1998.
5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.,
2000. – (Сер. «Мастера психологии»).
6.
Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного
обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.