Напоминание

Формирование функциональной грамоты на уроках русского языка в 6 классе


Автор: Кузнецова Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СШ
Населённый пункт: Чердаклинского района
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамоты на уроках русского языка в 6 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования

функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и

литературы»

Аннотация

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим

человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к

определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность

моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало

развиваться понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной

грамотности как способности личности читать, понимать, составлять

простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять

простейшие математические действия необходимо сформировать

«функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме,

для профессионального карьерного роста.

Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на

уроках русского языка и литературы.

Задачи:

1.

Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках

русского языка и литературы, которые способствуют формированию

развитию функциональной грамотности у обучающихся;

2.

Показать практическую значимость использования данных приёмов

работы и целесообразность их использования на уроках.

Оборудование: приложения, раздаточный материал.

Введение

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может

быть достигнут обучащимися за время обучения в школе, и предполагает

способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных

сферах жизни.

Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить

функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные

условия для продвижения каждого обучающегоя в образовательном

пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности

школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:

1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь

уверенную адаптацию.

2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в

школьном классе.

4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны,

оценить свою работу.

I. Основная часть.

Приемы для формирования функциональной грамотности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но

именно она обозначена как важнейшая программная установка при

формировании функционально грамотной личности.

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей

работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые

технологии. Использование инновационных педагогических технологий

играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный

процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не

превращаясь просто в забаву или игру.

Поэтому я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал «Когда

думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором

дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,

сорвав цветок, не уронить каплю».

На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и

приёмы , которые способствуют развивают творческой активности,

формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою

точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые

способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся?

Этап мотивации.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный

факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке

при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы

начать с нее следующее занятие. Пример. В начале урока я объявила, что

разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся

угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений ,

напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение

прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения»,

«прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения»,

предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме.

Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или

просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму ,

чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Этап целеполагания.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней

графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём

этапа рефлексии учебной деятельности.

Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему

урока. Определяют цель, задачи урока .

Этап актуализации.

Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика »

предлагается работа со словарем Даля, почему слово «виски» пишется с «и»,

а не с «е», объясните значение слов «до свидания», и др.). Такой вид работы

формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а

также обращаться за помощью к книгам, к словарю, а не к ресурсам сети

Интернет.

Приём «Бортовой журнал» . Бортовые журналы – обобщающее название

различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во

время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и

предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты

комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу

орфографии. Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на

жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим

отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти

шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и

больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и

погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой,

пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в

цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не

очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок,

врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог

был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с

мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят,

что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской

пословицей.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще

всего использую прием: «Чтение с остановками» (М.М. Пришвин

«Кладовая солнца» 6 класс).

Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления).

Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо

назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)

Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём

помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать

синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его

применяю на обоих этапах сразу.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в

стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5

классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и

мужество всегда побеждают.

Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе

можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке?

Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика,

формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные

формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять

знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны,

позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение

нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:

творческая работа

лингвистическое исследование текста

подготовка иллюстраций к литературным произведениям

рисование обложек к литературным произведениям

художественное чтение

инсценировка художественного произведения

создание самостоятельных литературных произведений различных

жанров

продолжение неоконченных произведений

наблюдение за природой

составление вопросника к зачету по теме

составление конспекта, опорных таблиц

письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать

однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора,

иллюстратора, педагога.

Заключение.

Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают

учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха

для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а

добывать их совместно. А я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и,

возможно порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройных

университетских лекций.

Используемая литература

1.

Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. СПб.: Азбука, 2018.- С.

89.

2.

Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в

процессе освоения концептов русской культуры// Литература в школе. –

2007. - №5.- С. 27-30

3.

Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс:

пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г.

Добротина. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2015. — С. 35.

4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /

Г.К. Селевко. – М., 1998.

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.,

2000. – (Сер. «Мастера психологии»).

6.

Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного

обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.



В раздел образования