Напоминание

Интегрированное занятие по обучению грамоте "Буква А, звук А"


Авторы: Фертикова Анна Павловна, Подрядчикова Евгения Михайловна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по обучению грамоте "Буква А, звук А"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий интегрированного занятия по обучению грамоте

Тема: Буква А, звук А.

- Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в

путешествие к островам в море. Посмотрите, что мне сегодня доставили по

почте (демонстрирую письмо от пиратов). Хотите узнать, что в этом письме?

Педагог читает письмо от пиратов:

«Мы хозяева морей и океанов, злодеи и забияки напали на жителей

фруктовых островов. За то, что жители не отдали нам вкусные, сочные

фрукты, мы похитили их вождей: Абрикос-пуза, Арбуз-куса, Апельсина-

веселина, Ананаса-вкусняса. ХА-ХА-ХА. Чтобы освободить вождей, вам

предстоит отправиться в морское путешествие и пройти испытания. Если

вы не струсите и выполните все задания, то мы, так уж и быть, отпустим

вождей. ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, НУ ОЧЕНЬ злые пираты».

- Дети, вы догадались, кого похитили пираты, какие фрукты? (Абрикос,

Арбуз, Апельсин, Ананас). Теперь фруктовые жители не смогут приготовить

любимые сладости из фруктов, ведь рецепты знают только их вожди. Давайте

освободим вождей.

- Пираты оставили с письмом карту островов. Посмотрите, на одном из

островов кто-то есть (демонстрация вождя «Виноград»). Кто это? (ответы

детей). Как вы думаете, почему забрали только Абрикос, Арбуз, Ананас и

Апельсин? На какую букву начинаются имена вождей? (ответы детей).

Значит сегодня мы познакомимся с буквой А и звуком А. Пора отправляться

в путь. Я капитан корабля, у меня есть два помощника капитана и вы моя

замечательная команда матросов и юнг. Все на борт, слушай мою команду!

Игра «Движения»

- Поднять паруса (руки вверх), полный вперёд (руки вперёд), право руля

(правая рука вверх), лево руля (левая рука вверх), полный назад (хлопок в

ладоши), спустить паруса (руки вниз).

- Достать бинокли (дети делают бинокли из ладошек), смотрим вправо,

смотрим влево, прямо по курсу острова!

Первый помощник капитана

- А вот и фруктовые острова. К какому же острову нам подплыть?

- Это знаю я, первый помощник капитана! Смотрите, дети! Пираты оставили

нам карточки, на которых есть особые знаки.

Помогите мне разобраться, что это за знаки? (демонстрация карточек с

цифрами)

- Цифры (ответы детей).

Игра «Цифры»

Педагог раздаёт карточки с цифрами.

- Юнги и матросы, слушай мою команду!

Выстроиться в шеренгу, в ряд по порядку от 1 до 9 ( дети выстраиваются по

порядку с цифрами в руках).

- По порядку рассчитайся! От 1 до 9. Обратный счёт, от 9 до 1!

- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? Поднять цифру вверх (4).

- Какая цифра стоит перед цифрой 8? Поднять цифру вверх (7).

- Какая цифра стоит после цифры 5? Поднять цифру вверх (6).

- Какие цифры являются соседями цифры 2? Поднять цифры вверх (1 и 3)

- Цифры 1, 2, 3, 5, шаг вперёд.

-Молодцы, ребята. А теперь отправляемся в путь.

- На море сильные волны, качка на корабле (педагог перемешивает детей с

цифрами в руках – дети держат карточки с цифрами «рубашкой» вперёд,

чтобы не было видно у кого какая цифра). Те, кто не участвовал в

предыдущем задании, выберите карточку, и мы узнаем, какой остров будет

первым. Один из детей команды матросов и юнг выбирает любого ребенка с

цифрой в руках. Сравниваем карточку с номерами островов на карте

(Апельсиновый, Арбузный, Ананасовый, Абрикосовый) и подплываем к

острову с выбранной цифрой.

- Вождь ягодного острова «Виноград» будет нашим помощником. На его

острове пираты спрятали карточки-подсказки с заданиями,

нам нужно

выполнить задания и освободить похищенных вождей!

-

Возьмём карточку под номером 1, и узнаем, какое задание нужно

выполнить.

Капитан корабля

Педагог читает задание с карточки-подсказки Ягодного острова.

Карточка №1

- Помогите пирату Апчхи найти его любимую букву. Соберите пазлы в

букву и узнайте, какие слова начинаются на любимую Букву пирата. Тогда

пират Апчхи освободит одного из вождей! Эта буква описана в загадке:

Два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь, да?

Перед тобою буква ….А.

Чтение загадки педагог сопровождает жестами рук, изображая букву А.

- Давайте, посмотрим, на что похожа буква А (дети рассматривают

тематическую картинку, обводят букву А пальчиком)

Звук А – гласный. Его можно петь, тянуть т. к. воздух на своем пути не

встречает преграды, обозначается красным цветом.

- На ягодном острове вождя «Винограда» есть протрет Буквы А, но хитрый

краб Всёрежка разрезал его на кусочки и смешал с другими пазлами.

Выберите только те пазлы, название картинок которых начинается на звук

А. Соберите из кусочков пазлов букву А (педагог вместе с детьми собирает

букву А из пазлов на магнитной доске).

- Молодцы юнги и матросы, справились с заданием пирата Апчхи. Значит

пират вернёт вождя на остров!

Дети, а как же нам узнать, как выглядят похищенные вожди? Вдруг пираты

обманут нас и отдадут не тех вождей?

Второй помощник капитана:

- Я помогу вам, ведь я второй помощник капитана. Я долго плавал по морям,

бывал на разных фруктовых островах и знаю многое о фруктах. Педагог

рассказывает о фруктах и демонстрирует их изображение на карточках.

Фру

́

кт (лат. fructus — плод) — сочный съедобный плод растения, дерева или

кустарника,который содержит семена, необходимые для последующего

распространения.

Так как мы с вами отправляемся на

Апельсиновый, Абрикосовый,

Ананасовый и Арбузный острова, я немного расскажу об этих сладких и

сочных фруктах.

Ананас.

Это крупный плод, похожий на шишку хвойных растений,

золотисто-коричневого цвета, с пучком коротких листьев на верхушке.

Родина ананаса – Южная Америка. Самым первым из европейцев ананас

попробовал Христофор Колумб. Случилось это 500 лет назад на Кубе, когда

индейцы принесли плод ананаса белым пришельцам в знак добрых

намерений. Колумбу и его спутникам ананас совсем не понравился, слишком

непривычный был у него вкус.

Апельсин — плод апельсинового дерева (Citrussinensis). Сложно поверить,

но

исторически

апельсин

представляет

собой гибрид

мандарина (Citrusreticulata) и помело (Citrusmaxima). Однако появился он

так давно, что сейчас о его гибридном происхождении никто и не

вспоминает: известен, что апельсины культивировалось в Китае ещё за 2,5

тысячи лет до нашей эры.

Апельсин представляет собой круглый цитрусовый фрукт с оранжевой

кожурой, иногда с красными прожилками. Мякоть у него кисловатая, светло-

оранжевого или (у апельсинов-корольков) тёмно-красного цвета, разделённая

на дольки. Бывают апельсины с косточками и без них. Растут в Африке,

Индии, Южной Америке, Китае, Египте.

Абрикос– круглый

желто-оранжевый

плод

абрикосового

дерева

(Plunusarmeniaca, оно же Armeniacavulgaris). У абрикоса очень сладкая, хотя

и не слишком сочная мякоть; внутри плода – косточка со съедобным ядром.

Абрикосовые деревья – небольшие, 5-12 м высотой. Деревья растут в теплом

климате до 100 лет.

И последний фрукт — это арбуз. Но, сейчас многие уже знают, что арбуз —

это ягода! А пираты то не знают, почему как вы думаете ребята? (Ответы

детей).

Арбуз

– однолетнее травянистое растение семейства тыквенные. Его

признали ягодой и это справедливо: у него есть кожица, сочная мякоть и

множество семечек внутри. Хотя он подходит и под описание фрукта – это

ведь цветущее растение, которое приносит плоды после того, как распустятся

его цветы.

- А вот и вождь с острова (1, 2, 3, 5). Догадались, что это за фрукт? (абрикос,

арбуз, ананас, апельсин).

- Возьмите следующую карточку с цифрой (дети выбирают карточку с

цифрой, определяют следующий остров и выполняют задание с карточки-

подсказки Ягодного острова)

Карточка №2

- Во время последнего плаванья пиратский корабль попал в шторм и запасы

овощей и фруктов разбросало по всему кораблю. Помогите отделить фрукты

от овощей и тогда пираты вернут вождя на остров.

Задания на листах – овощи зачеркни, фрукты обведи.

- Здорово дети, справились с заданием, вернули вождя на остров! Как зовут

вождя? (апельсин, ананас, арбуз, абрикос)

Капитан:

- Выберите карточку с цифрой (дети выбирают карточку с цифрой,

определяют следующий остров и выполняют задание с карточки-подсказки

Ягодного острова).

Карточка №3

Пират Непоседа заскучал. Поиграйте с ним и тогда он отпустит фруктового

вождя.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин (дети «разламывают» апельсин)

Много нас,(показывают 10 пальцев)

А он один. (показывают 1 палец)

Эта долька — для ежа (загибают пальцы левой руки)

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.(бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас — Беда!!! (держатся за голову и качают головой)

Разбегайтесь, кто куда! («бегут» пальцами по столу.)

- Молодцы юнги и матросы! Снова вернули вождя на остров! Как его зовут?

(апельсин, ананас, арбуз, абрикос).

- Осталось последняя подсказка. Что же в ней написано? Принесите пирату

Обжорке его любимый фрукт ананас и тогда вождь вернётся на остров.

Дети выполняют задание на листах «Буквенный лабиринт». Пройдите от

большой буквы А до ананаса, прокладывая дорожку только по буквам А.

Дети получают вождя и ставят его на последний свободный остров карты.

Капитан и помощники капитана

- Здорово дети, вы большие молодцы! Спасли всех вождей фруктовых

островов. Давайте, вспомним, как мы путешествовали.

- зачем мы отправились к фруктовым островам?

- какие цифры нам помогли в плаваньи?

- с кем мы сегодня познакомились? (с фруктами, буквой А)

- буква А гласная или согласная? Почему? Какого она цвета?

- как вы узнаете А среди других букв? Напишите букву А в воздухе (на

спинках друг у друга)

В благодарность за своё спасение Вожди и жители фруктовых островов

дарят вам пиратскую карту «Фруктовые острова», дома можно раскрасить

всех героев сегодняшней истории и ещё раз вспомнить

наше весёлое

путешествие.



В раздел образования