Авторы: Фертикова Анна Павловна, Подрядчикова Евгения Михайловна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творчества и досуга"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по обучению грамоте "Буква А, звук А"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий интегрированного занятия по обучению грамоте
Тема: Буква А, звук А.
- Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в
путешествие к островам в море. Посмотрите, что мне сегодня доставили по
почте (демонстрирую письмо от пиратов). Хотите узнать, что в этом письме?
Педагог читает письмо от пиратов:
«Мы хозяева морей и океанов, злодеи и забияки напали на жителей
фруктовых островов. За то, что жители не отдали нам вкусные, сочные
фрукты, мы похитили их вождей: Абрикос-пуза, Арбуз-куса, Апельсина-
веселина, Ананаса-вкусняса. ХА-ХА-ХА. Чтобы освободить вождей, вам
предстоит отправиться в морское путешествие и пройти испытания. Если
вы не струсите и выполните все задания, то мы, так уж и быть, отпустим
вождей. ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, НУ ОЧЕНЬ злые пираты».
- Дети, вы догадались, кого похитили пираты, какие фрукты? (Абрикос,
Арбуз, Апельсин, Ананас). Теперь фруктовые жители не смогут приготовить
любимые сладости из фруктов, ведь рецепты знают только их вожди. Давайте
освободим вождей.
- Пираты оставили с письмом карту островов. Посмотрите, на одном из
островов кто-то есть (демонстрация вождя «Виноград»). Кто это? (ответы
детей). Как вы думаете, почему забрали только Абрикос, Арбуз, Ананас и
Апельсин? На какую букву начинаются имена вождей? (ответы детей).
Значит сегодня мы познакомимся с буквой А и звуком А. Пора отправляться
в путь. Я капитан корабля, у меня есть два помощника капитана и вы моя
замечательная команда матросов и юнг. Все на борт, слушай мою команду!
Игра «Движения»
- Поднять паруса (руки вверх), полный вперёд (руки вперёд), право руля
(правая рука вверх), лево руля (левая рука вверх), полный назад (хлопок в
ладоши), спустить паруса (руки вниз).
- Достать бинокли (дети делают бинокли из ладошек), смотрим вправо,
смотрим влево, прямо по курсу острова!
Первый помощник капитана
- А вот и фруктовые острова. К какому же острову нам подплыть?
- Это знаю я, первый помощник капитана! Смотрите, дети! Пираты оставили
нам карточки, на которых есть особые знаки.
Помогите мне разобраться, что это за знаки? (демонстрация карточек с
цифрами)
- Цифры (ответы детей).
Игра «Цифры»
Педагог раздаёт карточки с цифрами.
- Юнги и матросы, слушай мою команду!
Выстроиться в шеренгу, в ряд по порядку от 1 до 9 ( дети выстраиваются по
порядку с цифрами в руках).
- По порядку рассчитайся! От 1 до 9. Обратный счёт, от 9 до 1!
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? Поднять цифру вверх (4).
- Какая цифра стоит перед цифрой 8? Поднять цифру вверх (7).
- Какая цифра стоит после цифры 5? Поднять цифру вверх (6).
- Какие цифры являются соседями цифры 2? Поднять цифры вверх (1 и 3)
- Цифры 1, 2, 3, 5, шаг вперёд.
-Молодцы, ребята. А теперь отправляемся в путь.
- На море сильные волны, качка на корабле (педагог перемешивает детей с
цифрами в руках – дети держат карточки с цифрами «рубашкой» вперёд,
чтобы не было видно у кого какая цифра). Те, кто не участвовал в
предыдущем задании, выберите карточку, и мы узнаем, какой остров будет
первым. Один из детей команды матросов и юнг выбирает любого ребенка с
цифрой в руках. Сравниваем карточку с номерами островов на карте
(Апельсиновый, Арбузный, Ананасовый, Абрикосовый) и подплываем к
острову с выбранной цифрой.
- Вождь ягодного острова «Виноград» будет нашим помощником. На его
острове пираты спрятали карточки-подсказки с заданиями,
нам нужно
выполнить задания и освободить похищенных вождей!
-
Возьмём карточку под номером 1, и узнаем, какое задание нужно
выполнить.
Капитан корабля
Педагог читает задание с карточки-подсказки Ягодного острова.
Карточка №1
- Помогите пирату Апчхи найти его любимую букву. Соберите пазлы в
букву и узнайте, какие слова начинаются на любимую Букву пирата. Тогда
пират Апчхи освободит одного из вождей! Эта буква описана в загадке:
Два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь, да?
Перед тобою буква ….А.
Чтение загадки педагог сопровождает жестами рук, изображая букву А.
- Давайте, посмотрим, на что похожа буква А (дети рассматривают
тематическую картинку, обводят букву А пальчиком)
Звук А – гласный. Его можно петь, тянуть т. к. воздух на своем пути не
встречает преграды, обозначается красным цветом.
- На ягодном острове вождя «Винограда» есть протрет Буквы А, но хитрый
краб Всёрежка разрезал его на кусочки и смешал с другими пазлами.
Выберите только те пазлы, название картинок которых начинается на звук
А. Соберите из кусочков пазлов букву А (педагог вместе с детьми собирает
букву А из пазлов на магнитной доске).
- Молодцы юнги и матросы, справились с заданием пирата Апчхи. Значит
пират вернёт вождя на остров!
Дети, а как же нам узнать, как выглядят похищенные вожди? Вдруг пираты
обманут нас и отдадут не тех вождей?
Второй помощник капитана:
- Я помогу вам, ведь я второй помощник капитана. Я долго плавал по морям,
бывал на разных фруктовых островах и знаю многое о фруктах. Педагог
рассказывает о фруктах и демонстрирует их изображение на карточках.
Фру
́
кт (лат. fructus — плод) — сочный съедобный плод растения, дерева или
кустарника,который содержит семена, необходимые для последующего
распространения.
Так как мы с вами отправляемся на
Апельсиновый, Абрикосовый,
Ананасовый и Арбузный острова, я немного расскажу об этих сладких и
сочных фруктах.
Ананас.
Это крупный плод, похожий на шишку хвойных растений,
золотисто-коричневого цвета, с пучком коротких листьев на верхушке.
Родина ананаса – Южная Америка. Самым первым из европейцев ананас
попробовал Христофор Колумб. Случилось это 500 лет назад на Кубе, когда
индейцы принесли плод ананаса белым пришельцам в знак добрых
намерений. Колумбу и его спутникам ананас совсем не понравился, слишком
непривычный был у него вкус.
Апельсин — плод апельсинового дерева (Citrussinensis). Сложно поверить,
но
исторически
апельсин
представляет
собой гибрид
мандарина (Citrusreticulata) и помело (Citrusmaxima). Однако появился он
так давно, что сейчас о его гибридном происхождении никто и не
вспоминает: известен, что апельсины культивировалось в Китае ещё за 2,5
тысячи лет до нашей эры.
Апельсин представляет собой круглый цитрусовый фрукт с оранжевой
кожурой, иногда с красными прожилками. Мякоть у него кисловатая, светло-
оранжевого или (у апельсинов-корольков) тёмно-красного цвета, разделённая
на дольки. Бывают апельсины с косточками и без них. Растут в Африке,
Индии, Южной Америке, Китае, Египте.
Абрикос– круглый
желто-оранжевый
плод
абрикосового
дерева
(Plunusarmeniaca, оно же Armeniacavulgaris). У абрикоса очень сладкая, хотя
и не слишком сочная мякоть; внутри плода – косточка со съедобным ядром.
Абрикосовые деревья – небольшие, 5-12 м высотой. Деревья растут в теплом
климате до 100 лет.
И последний фрукт — это арбуз. Но, сейчас многие уже знают, что арбуз —
это ягода! А пираты то не знают, почему как вы думаете ребята? (Ответы
детей).
Арбуз
– однолетнее травянистое растение семейства тыквенные. Его
признали ягодой и это справедливо: у него есть кожица, сочная мякоть и
множество семечек внутри. Хотя он подходит и под описание фрукта – это
ведь цветущее растение, которое приносит плоды после того, как распустятся
его цветы.
- А вот и вождь с острова (1, 2, 3, 5). Догадались, что это за фрукт? (абрикос,
арбуз, ананас, апельсин).
- Возьмите следующую карточку с цифрой (дети выбирают карточку с
цифрой, определяют следующий остров и выполняют задание с карточки-
подсказки Ягодного острова)
Карточка №2
- Во время последнего плаванья пиратский корабль попал в шторм и запасы
овощей и фруктов разбросало по всему кораблю. Помогите отделить фрукты
от овощей и тогда пираты вернут вождя на остров.
Задания на листах – овощи зачеркни, фрукты обведи.
- Здорово дети, справились с заданием, вернули вождя на остров! Как зовут
вождя? (апельсин, ананас, арбуз, абрикос)
Капитан:
- Выберите карточку с цифрой (дети выбирают карточку с цифрой,
определяют следующий остров и выполняют задание с карточки-подсказки
Ягодного острова).
Карточка №3
Пират Непоседа заскучал. Поиграйте с ним и тогда он отпустит фруктового
вождя.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин (дети «разламывают» апельсин)
Много нас,(показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька — для ежа (загибают пальцы левой руки)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.(бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас — Беда!!! (держатся за голову и качают головой)
Разбегайтесь, кто куда! («бегут» пальцами по столу.)
- Молодцы юнги и матросы! Снова вернули вождя на остров! Как его зовут?
(апельсин, ананас, арбуз, абрикос).
- Осталось последняя подсказка. Что же в ней написано? Принесите пирату
Обжорке его любимый фрукт ананас и тогда вождь вернётся на остров.
Дети выполняют задание на листах «Буквенный лабиринт». Пройдите от
большой буквы А до ананаса, прокладывая дорожку только по буквам А.
Дети получают вождя и ставят его на последний свободный остров карты.
Капитан и помощники капитана
- Здорово дети, вы большие молодцы! Спасли всех вождей фруктовых
островов. Давайте, вспомним, как мы путешествовали.
- зачем мы отправились к фруктовым островам?
- какие цифры нам помогли в плаваньи?
- с кем мы сегодня познакомились? (с фруктами, буквой А)
- буква А гласная или согласная? Почему? Какого она цвета?
- как вы узнаете А среди других букв? Напишите букву А в воздухе (на
спинках друг у друга)
В благодарность за своё спасение Вожди и жители фруктовых островов
дарят вам пиратскую карту «Фруктовые острова», дома можно раскрасить
всех героев сегодняшней истории и ещё раз вспомнить
наше весёлое
путешествие.