Автор: Шарова Татьяна Дмитриевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района "Тогучинская СШ №2 им. В.Л.Комарова" Населённый пункт: г.Тогучин Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: Урок в 7 классе"Тождества сокращённого умножения" Раздел: среднее образование
МБОУ Тогучинского района
«Тогучинская средняя школа №2 им. В.Л.Комарова»
Урок математики в 7 классе
«Тождества сокращенного умножения»
Учитель высшей квалификационной категории
Шарова Татьяна Дмитриевна
2016год
Дата: 24 февраля 2016 года
Класс: 7
Тема : Тождества сокращенного умножения
Цели урока:
1. Образовательные: проверить уровень усвоения учащимися темы, знания
ими соответствующих формул и правил.
2 . Развивающие: углубить знания учащихся, развить умения применять
приёмы сокращенного умножения при решении уравнений, при обнаружении
и исправлении ошибок, объяснении своих действий, развитие творческой
деятельности учащихся.
3 . Воспитательные: создание условий для включения каждого ученика в
активную учебно - познавательную деятельность, где каждый может
проявить себя, воспитание интереса к математике, расширение кругозора,
включение в урок исторического материала.
Оборудование: раздаточный материал, листы с критериями оценивания,
смайлики настроения, таблица – формулы сокращённого умножения,
исторический материал (сообщения учащихся), портреты древних
математиков.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Ход урока:
Орг
момент .
Актуализация
знаний :
Здравствуйте,
садитесь.
Ребята,
французский писатель 19-го столетия Анатоль Франс однажды заметил: «
Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом» Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому
совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с
большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Тема
нашего урока « Формулы сокращённого умножения» . Сегодня мы проверим
свои знания, рассмотрим применение формул при упрощении выражений,
скорректируем ошибки. Поставьте себе предполагаемую оценку – какую бы
вы хотели получить за урок
.
Формулы сокращённого умножения имеют
широкое применение в математике, особенно в старших классах.
- Вы знаете, где их используют? (ответы учащихся).- Видите, сколько функций
позволяют выполнять эти формулы. Значит, эти формулы надо знать хорошо.
-А почему эти формулы называют формулами сокращенного умножения?
(ответы учащихся).
1.
Устные упражнения – приготовить на доске, показывать, отвечают
устно:
а) представьте в виде квадрата положительные числа: 81; 0,04; 36; 1; 16;
121; 625. Каким справочным материалом можно пользоваться? Где это
можно найти в учебнике? (на форзаце учебника);
б) найдите значение выражения:
(40-1)(40+1)=
(30+2)(30-2)=
25
2
-1200+24
2
=
52
2
-2 ×52×50+50
2
=
41
2
-2×41×40+40
2
=
+ анаграммы : мурафло, рактдав, невниеруа, жниераевы, жедвостот.
2.
Работа с формулами : Написать на доске: (а+в)
2
; (а-в)
2
; а
2
-в
2
; а
3
-в
3
; а
2
-
2ав+в
2
; а
2
+2ав +в
2
; (а-в)
3
- вызываю учеников, они их пишут и присваивают им номера, читают
правило. Затем я называю левую или правую часть формулы, а учащиеся
в тетради записывают её номер. В конце работы получится число –его мы
и проверяем.
3.
Исторические сведения : Диофант (сообщение ученицы. Приложение
1)
Способы быстрого умножения на 5, 25,125 ( сообщение ученицы , у
детей на партах памятки с данным алгоритмом (Приложение2)
4.
Задание с взаимопроверкой :«Математика учит преодолевать
трудности и исправлять собственные ошибки» , поэтому вы сейчас
выполните работу по исправлению ошибок и поставите оценку в
оценочный лист.
№1
Найди ошибку
1.
(2х – 1)
2
= 2х
2
– 4х +1
2.
121 – 4 у
2
= (11 – 4у) (11+4у)
3.
(4х+2) (2-4х) = 4 – 4х
2
4.
9а
2
– 4в
2
= (9а – 2в) (9а + 2в)
5.
(2в + 3а)
2
= 4в
2
+ 12ав +3а
2
5.
Физминутка Быстро встали,улыбнулись,
Выше, выше потянулись .
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Что, ребята, отдохнули?
Думать дальше нам пора.
6.
Индивидуальное задание -задание с вопросами – по вариантам, с
самопроверкой. Поставить оценки в оценочный лист себе.
В следующие равенства впишите пропущенные одночлены:
1 вариант
1.
64а
2
- ? +49в
2
= (? - ?)
2.
? + 60ав + 100в
2
= (3а + ?)
2
3.
(6а + ?)
2
=? + ? + 64
4.
(? – 3)(? + 3) = а
2
– 9
5.
47
2
- 37
2
= (47 - ?) ( ? + 37)
…………………………………………………….
В следующие равенства впишите пропущенные одночлены:
2 вариант
1.
49а
2
+ ? + 25в
2
= ( ? + ?)
2
2.
? – 60ав +100в
2
= (3а + ?)
2
3.
(5а + ?)
2
= ? + ? + 81
4.
(1 + ?)(1 - ?) = 1 – в
2
5.
36
2
– 26
2
= (? – 26)( 36 + ?)
7.
Работа в парах – творческое задание - придумать пример и дать
решить соседу( Оценить, поставить оценку).
8.
Работа в группах ( разделены на группы предварительно) – в конвертах
приготовить задания.
Ребята, у нас в России проходло какое грандиозное мероприятие?
(Зимняя олимпиада в Сочи). Сколько медалей выиграли спортсмены
нашей страны? По каким видам спорта? (ученики отвечают на вопросы).
А сейчас, в процессе выполнения самостоятельной работы по группам,
мы узнаем, сколько и каких медалей у нас по различным видам. Вы
решаете пример, а на столе у меня ответы, с обратной стороны написан
вид спорта и количество различных медалей(золотых, серебряных и
бронзовых). (Используется таблица медалей. Приложение 3) Конечно же,
кто наберёт больше правильных ответов, тому мы и предоставим слово.
Оценки получит каждая группа и заносит их себе каждый ученик в
оценочный лист.
1.
Разложите на множители:
а) х
2
– 49
б) 16х
2
– 8ху +у
2
4. Решите уравнение:
(2 – х)
2
– х(х +1,5) = 4
9.
Домашнее задание: повторить п.32-36 № 803 д,е; 816; 876;
Дополнительное задание №890 ж,з,и
10. Итог урока. Подведём итоги. Выведем оценки по результатам таблицы.
Сравните свой результат с предполагаемой оценкой. Учитель оценивает
работу класса (активность, уровень знаний, умений, навыков,
самоорганизации, прилежание)
11.Рефлексия поднимите вверх смайлики- с каким настроением вы пришли
на урок? А теперь – с каким настроением вы уходите с урока?
J
K
До свидания, дети, спасибо за урок.
Приложение1
Очень давно в Древней Греции жили и работали замечательные ученые
математики, философы, астрономы, физики, которые всю свою жизнь отдали
служению науке. Начиная с VI века до н. э. , у древнегреческих математиков
встречаются общие утверждения о тождественном преобразовании
многочленов, применении формул и правил. Тогда было принято все
алгебраические утверждения выражать в геометрической форме. Вместо
сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел
сравнивали с площадью, трех чисел - с объемом и т. д.
Геометрическое значение квадрата
суммы двух чисел
(а+в)
2
=а
2
+ 2ав + в
2
Например, площадь квадрата,
построенного на сумме двух отрезков,
равна сумме площадей квадратов,
построенных на этих отрезках,
увеличенной на удвоен-
ную площадь прямоугольника.
Первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения
и перешел к алгебраическим уравнениям, был древнегреческий ученый -
математик, живший в III веке до н. э. В его книге “Арифметика” появляются
зачатки буквенной символики и специальные обозначения для степеней . Он
первый доказал, что уравнение имеет столько корней, какова его степень. Эти
уравнения обычно он составлял с двумя неизвестными, и они были названы
его именем. Эти уравнения мы будем изучать позже. К таким уравнениям
относились уравнения, которые имели только целые числа, появились
формулы, которыми мы пользуемся сейчас (формулы сокращенного
умножения). Имя этого математика – Диофант.
Приложение 2
Способы быстрого умножения
Умножение чисел на 5, 25,125
Сначала делим на 2,4,8 и результат умножаем на 10, 100, 1000,
например:
32 × 5 = 32:2×10 =160
84×25 =84:4×100 = 2100; 24×125=24:8×1000=3000
Приложение 3
Медали России на Олимпиаде 2014 таблица в каждом виде спорта
Дисциплина
Золото
Серебро
Бронза
Всего
5
8
6
19
Биатлон
0
1
1
2
Бобслей
1
0
0
1
Лыжные гонки
0
1
0
1
Санный спорт
0
2
0
2
Скелетон
1
0
1
2
Скоростной бег на коньках
0
1
1
2
Сноуборд
0
1
0
1
Фигурное катание на коньках
2
1
1
4
Фристайл
0
0
1
1
Шорт-трек
1
1
1
Используемая литература;
1.
Алгебра 8 класс: учебник / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
К.Н.Нешков, С.Б. Суворова.- М.: Просвещение, 2011г
2.
Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации 7-8 классы/ Ф.Ф.
Лысенко. Ростов на Дону: Легион-М, 2009 г.
3.
Тесты по алгебре 8 класс/П.И. Алтынов, «Экзамен», М.: 20010г.
4.
Интернетресурсы.