Напоминание

Проектная деятельность обучающихся как одно из направлений формирования критического мышления


Автор: Людмила Анатольевна Шарафуллина
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ им.Гастелло №17 филиал
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность обучающихся как одно из направлений формирования критического мышления
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность обучающихся как одно из направлений формирования

критического мышления

В современном образовании способность детей на основе базовых знаний и

исследовательских

умений

решать

проблемы

в

различных

сферах

деятельности

определяется как ключевая компетенция, характеризующая один из основных критериев

качества

содержания

образования.

Требования

исследовательского

характера

к

общеобразовательной

подготовке

обучающихся

заложены

в

федеральные

государственные образовательные стандарты как базового, так и профильного, обучения

буквально по всем учебным дисциплинам.

Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в

жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные

объект или форму.

Сегодня все больше ценятся люди с креативным, нестандартным мышлением. Именно

такие люди становятся двигателями прогресса и развития общества. Программы

школьных предметов стараются не отставать от этой тенденции, и многие из них ставят

перед собой задачу развития креативного мышления. В связи с этим остро встал вопрос об

организации активной познавательной деятельности обучающихся, способствующей

накоплению творческого опыта и самореализации личности.

Любые простые и сложные вопросы в курсе физики можно успешно решить, если

подойти к ним творчески, а значит, креативно!

Написание проектно-исследовательских работ невозможно без целеустремленной и

самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого

общения, без консультирования со стороны, как научного руководителя, так и узких

специалистов.

Такой вид деятельности является одним из самых сложных и требует большой отдачи

(желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от

руководителя исследовательской деятельности.

Проект – самостоятельная работа учащихся над разрешением проблемы, получение

конкретного результата и его публичное предъявление. А результат, полученный при

решении проблем, увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Для успешной работы в рамках данного метода необходимы следующие условия:

высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской

деятельности;

наличие

учебно-методической

литературы,

информационных

носителей;

педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками

информации;

консультации со специалистами и с учителями-предметниками.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы

над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто

передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:

Консультирует.

Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную

оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную

среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться

от подсказок даже в том случае, когда видит, что обучающиеся делают совсем другое.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы

над

проектом.

Во

время

работы

учитель

должен

придерживаться

принципов,

раскрывающих перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию

выбора и свободы самоопределения.

Помогает. Помощь обучающимся при работе над проектом выражается не в передаче

знаний и

умений,

которые могут

быть

практически

реализованы

в проектной

деятельности.

Он

провоцирует

вопросы,

размышления,

самостоятельную

оценку

деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется

организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику

заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно,

раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство

классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).

Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на

получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время

консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня

сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся,

с другой.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и

воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей

каждодневной жизни. Все это, в конечном счете, способствует и максимальному развитию

индивидуальных способностей и талантов каждого.

Для создания исследовательских проектов эффективно применение проблемного

метода.

Проблемный метод есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение

знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение

продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные и

реальные),

способствующих

успешной

реализации

целей

учебно-воспитательного

процесса.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение,

организует поиск решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что

возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя

требуется использование индивидуального и дифференцированного подхода.

В

зависимости

от

урочных

и

внеурочных

занятий

учебно-исследовательская

деятельность

может

приобретать

разные

формы.

Формы

организации

учебно-

исследовательской

деятельности

на

урочных

занятиях

могут

быть

различными:

лабораторная работа, урок – путешествие и др.

Исследовательская деятельность отлично вписывается в классно-урочную систему и

может быть организована как во внеурочной деятельности, так и на всех этапах как

традиционного, так и инновационного урока. Можно организовать исследовательскую

деятельность на различных этапах самостоятельной работы обучающихся, проектной

деятельности, при выполнении домашних заданий.

Воспитание всесторонне развитой творческой личности обучающего является одним

из приоритетов современного образования. Использование исследовательского метода

дает возможность для ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

Данный подход на уроках помогает не только развивать основные навыки и

универсальные действия, но и с интересом преподавать учебный материал.



В раздел образования