Автор: Каленикова Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Духовщинская средняя школа имени П. К. Козлова Населённый пункт: г. Духвщина Смоленской области Наименование материала: конспект урока Тема: Буква Щ, щ. Раздел: начальное образование
Тип урока: урок «открытия нового знания
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Регулятивные: формировать
и
удерживать
учебную
задачу,
применять
установленные правила.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.
Коммуникативнве: оформлять сови мысли в устной и письменной форме,
слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- узнать особенности звука [щ], буквы Щ, щ
- умение выделять новый звук и новую букву из слов, читать слоги и слова с
новой буквой.
Оборудование:
1. Записи на доске.
2. Карточки с изображением печатной и письменной буквы.
3. Учебник Л. В. Кибиревой«Азбука».
4. Картинка с изображением щуки..
5. Кукла-аппликация «Букваришка»
.
Ход урока. 1. Организационный момент.
Для чего мы с вами изучаем буквы?
Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много-много
книг? Пусть этот урок будет очередной ступенькой к вашим вершинам
знаний. Желаю вам успешной работы на уроке.
2, Сообщение темы и плана урока.
К
нам
на
урок
спешил
Букваришка
с
новой
буквой.
По
дороге
с
ним
случилась неприятность: буква потерялась. Вот что у него осталось.
...ука в речке жила,
… ёткой воду мела.
*
Назовите букву. Догадались, с какой буквой будем знакомиться на этом
уроке?
Что можно делать с этой буквой?
Итак, сегодня наш уроке посвящён букве Щ. Мы узнаем особенности звука
[щ], будем составлять слоги, слова, предложения с буквой Щ.
3. Актуализация знаний
Послушайте рассказ «Щука».
Летом Ваня поехал в деревню к дедушке. Дедушка и Ваня часто ходили
удить рыбу. Однажды Ваня закинул удочку и вытащил большую щуку.
«Ну и щука! « - удивился Ваня. «Ай да щука!» - сказал дедушка. ( Показ
картинки щуки).
- Куда поехал Ваня летом? (В деревню к дедушке.)
- Чем занимались Ваня с дедушкой летом?) (Удили рыбу.)
- Что произошло однажды? (Ваня вытащил большую щуку.)
- Что сказал Ваня? (Ну и щука!)
- Что сказал дедушка? (Ну и щука! Ай да щука!)
– На какое слово вы обратили внимание? (Щука)
4. Объяснение нового материала
4.1
Произнесём
хором
слово
«щука».
Сколько
в
нём
слогов?
Произнесём
первый звук в слове. Какой это звук – гласный или согласный? Почему? Звук
[щ] звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый? Какой звук тоже всегда
мягкий? (Ч)
Итак, звук [щ] согласный, непарный, глухой, мягкий.
4.2 Встаньте рядом с партами. Немного поиграем. Я буду называть слова. Если в
слове есть звук [щ] – хлопайте в ладоши, а если нет – топайте.
Щ, рыба, котёнок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи, фрукты, щавель, трава,
дрова, пальто, плащ, щука.
4.3 Придумайте сами слова со звуком [щ].
4.4 На письме звук [щ] обозначается буквой Ща. Посмотрите на неё. Картинка с
буквой.
- На что похожа буква? (Щётка, расчёска)
Откройте учебник по закладке. Найдите букву в окошке. Почему в окошке сразу
4 буквы Ща?
- Посмотрите на картинку. На что ещё похожа буква Щ?
4.5 Об этом сказано в стихотворении. Сейчас мы будем его читать. Покажите,
что вы готовы читать сами и слушать других. (Правила посадки за партой).
- Читаем стихотворение построчно полностью. Хором.
На кого в стихотворении похожа буква ща? Какого сказочного героя изобразил
художник? Назовите сказку (По щучьему велению). Почему щука помогала
Емеле? (Он добрый, безобидный). Так и в жизни всегда надо помогать друг
другу, если это возможно. Составьте предложении е о щуке и Емеле.
- Снова внимание на картинку.
- В названиях каких предметов также есть буква Щ.
Про щётку есть интересное стихотворение. Оно у вас на листках. Давайте
его проитаем(построчнохором).
Динамическая
пауза. Это
стихотворение
поможет
нам
немного
отдохнуть
(читаем его с движениями):
- Этой щёткой чищу зубы.
- Этой щёткой – башмаки.
- Этой щёткой чищу брюки.
- Все три щётки мне нужны.
4.6 С буквой мы познакомились. Читаем слоги (на доске) и придумываем
концовку предложения:
Ща, ща, ща – дайте мне… борща.
Ща, ща, ща – мы несём домой… леща.
Щу, щу, щу – я тебя …ищу.
Щи, щи, щи – ты меня …ищи.
Ще, ще, ще – он сидит в … плаще.
Щё, щё, щё – прочитайте мне … ещё.
Дети, хотите узнать, где спрятался щенок по имени Плющ? (работа по учебнику
на стр. 88). Дети читают по 1 строчке каждый, весь текст – хором.
Беседа по содержанию текста по вопросам.
- Кто искал щенка? (Ребёнок)
- Почему малыш грустил?
- Куда забрался щенок?
Зрительная пауза: попрощаемся с малышом и его другом. Следим глазами за
моей
рукой.
Махи
руками
влево-вправо.
Руки
вверх,
плавные
движения
влево-вправо.
4.7 Букварёнок приготовил историю про другого щенка. Её сочинил писатель
Виталий Бианки. Послушайте (читаю отрывок).
- Вертишейка – это кто? Как вы думаете, почему её так зовут?
- Как понимать: юрк в дупло?
Дети, кому-то из вас захотелось узнать продолжение этой истории? Прочитайте
дома рассказ на страничке букваря и на следующем уроке мы поделимся
впечатлениями от прочитанного.
5. Закрепление изученного материала. А теперь вспомните слова со звуком
[щ]. Откройте рабочие тетради и напечатайте слово с буквой Щ. Проверка
(дети читают свои слова вслух).
6. Итог урока. Итак, с какой буквой мы познакомились на уроке?
- Какие особенности звука [щ] узнали?
- Что делали с новой буквой? (Придумывали слова, читали т. д.)
7. Оценим свою работу. Что удалось на уроке?
Что показалось трудным? Чтобы вы хотели повторить на другом уроке?
- Вы довольны своей работой на этом уроке? Нарисуйте в тетради яблочко
красное,
желтое, зелёное. Красное и жёлтое - для тех, кто считает, что
старательно выполнял все задания, и его работа была успешной. Зелёное -
для тех, у кого остались трудности. Мы обязательно преодолеем их вместе их
на следующих уроках.
Благодарю за работу