Напоминание

Использование музыкальных инструментов для формирования двигательных навыков для детей с ОВЗ.


Автор: Евдокимова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №48
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование музыкальных инструментов для формирования двигательных навыков для детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Евдокимова Елена Николаевна Музыкальный руководитель первая квалификационная категория МБДОУ № 48 «Дельфинёнок»
Использование музыкальных инструментов для формирования

двигательных навыков для детей с ОВЗ.

Актуальность.
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности. Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с детьми с ОВЗ (с задержкой психического развития и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) состоит не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка, в формировании двигательных навыков, развитии мелкой моторики. У детей с ОВЗ круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Пассивное слушание музыки детям с ОВЗ недоступно, поэтому я использую активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах ( шумовых, ударных), большим успехом пользуются самодельные шумовые инструменты. Эта методика предполагает постепенное овладение в игровой форме различными ударными инструментами, начиная с передачи ритма с помощью естественных движений руками (хлопков, шлепков), ногами (шагов, притопов), а затем овладение умением передавать и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения с использованием ударных инструментов Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Заметив интерес детей к музыкальным 1
инструментам, я попробовала включать их в другие виды музыкальной деятельности. Особое внимание уделяю укреплению двигательного аппарата: улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование двигательных навыков и умений; развитие мелкой моторики. Обучение дошкольников осуществляется через разные формы работы:  фронтальные и подгрупповые занятия;  тематические занятия;  развлечения, праздники;  театрализованные игры с музыкальным сопровождением;  музыкально- дидактические игры;  индивидуальная работа с детьми;  сказки-шумелки Знакомство с инструментами я осуществляю как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 7-10 мин., так и во время индивидуальной работы с детьми.
Перспективное планирование

ОО «Художественно-эстетическое развитие» и « Физическое развитие»

для детей с задержкой психического развития (4-6 лет)

Тема

недели

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Временной

период

Репертуар
До свидания, лето, здравству й детский сад! Погремушка, как музыкальный инструмент. Цель: Знакомство с разными видами погремушек. 1 неделя сентября Музыкально- Ритмические движения: игра «Наша погремушка» муз.Арсеева; «Пляска с погремушками» В. Антоновой. «Озорные погремушки». Цель: Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др., в зависимости от материала. Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар 2,3 неделя сентября Игра «Кто скорее?» Музыкально- дидактическая игра « Угадай- ка» «Мишка с куклой» «Ах вы, сени», р.н.м. «Как у наших у ворот», р.н.м. 2
погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу). Овощи, огород Самодельные погремушки из семян овощей. 4 неделя сентября Игра «Овощи в огороде» Игра « Тихо- громко»Ж.Бин, «Пугало» Ж.Бин. Фрукты, ягоды, сад. «Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем» Цель: Определение на слух звучания различных бубнов,показ. 5 неделя сентября Игра «Кто скорее?» Игра «Бубен» Фрида, «Тихо- громко в бубен бей», « Угадай- ка» Осень. Растения осенью Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно, держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. 1 неделя октября Музыкально- ритмические движения: «Шагаем как физкультурники» Т. Ломова; игра «Жмурки с мишкой»Ф. Флотова; Музыкально- дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Тиличеевой. Игрушки «Любимые игрушки: бубен и погремушки». Цель: Закрепить умения детей играть на бубне и погремушках, различать их на слух. 2неделя октября «Угадай-ка», «Поймай ритм» Ж.Бин, « Спящий бубен» Ж.Бин. Посуда Ложка — музыкальный инструмент. Цель: Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, 3 неделя октября Песня «Ложкари», «Лошадка» Потоловской (прямой галоп), «Цок, цок лошадка» Е. Тиличеевой « Цирковые 3
металлические и пластмассовые. Знакомство с игрой на деревянных ложках. лошадки» Мебель Колокольчик. Цель:. Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно,звонко, мелодично, протяжно — в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем,встряхиваниие). 4 неделя октября Музыкально- дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой, «Игра с колокольчиками» Н. Римского — Корсакова В осеннем лесу Сказка-шумелка «Осенняя рыбалка» 1 неделя ноября Пальчиковая игра «Червячки» Игра-упражнение «Мы идем дорожками» Дикие животные Сказка-шумелка « Трусливый заяц» Железновы. 2,3 неделя ноября Игра « Мышка» Ж.Бин. Подвижная игра «Зайцы и волк» Домашни е животные Барабан. Цель: Различать звучание больших, малых и железного барабана. 4 неделя ноября Музыкально- ритмические движения:«Прыжки », «Этюд» муз.К.Черни; Игра «Два барана» «Маленький марш» Парлова Марш под барабан, « Красная рука» Ж.Бин. Домашни е птицы Цель: Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. 1 неделя декабря Музыкально- ритмическая игра «Труба и барабан», Упражнение «Гулять-отдыхать», « Кати или кидай» Ж.Бин. Одежда. «Погремушки, барабаны с 2 неделя декабря Игра «Танец 4
Обувь бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет». шляпы» Ж.Бин, « Слушай и беги» Ж.Бин. Зимние забавы. Новый год «Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем». Цель: Знакомство с игрой на металлофоне. Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. 3 неделя декабря 4 неделя декабря Игровое упражнение «Снежинки», «Часики», «Дятел» «Цыплятки» Знакомст в о с народной культуро й и традиция м и «Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем». Цель: Знакомство с игрой на ксилофоне . Учить: самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу ксилофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. 3 неделя января Игровое упражнение «Дятел» «Цыплятки» Зима «Звуки музыкальные и немузыкальные». Цель: Определение на слух. 4 неделя января «Кошечка» Ломова «Лошадка» Гречанинов «Скачут лошадки» Т. Попатенко; «Куколка» М. Красева . Зимующи «Высокие и низкие 5 неделя января Д.игра «Птица и 5
е птицы звуки» Цель: Определение на слух звучания металлофона в высоком и низком регистре. птенчики», «Дятел». Деревья зимой «Звуки громкие и тихие» Цель: Определить на слух громкость звучания металлофона. 1 неделя февраля Музыкально- ритмические движения «Деревья зимой» Я и моя семья «Ритм» Цель: Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии. 2 неделя февраля «Сапожки» Ломова «Игра с колокольчиком» Римский- Корсаков ,«Марш и бег» Е.Тиличеева, «Гопачок» укр.н.м. Защитник и Отечеств а «Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны — весело нам с вами!» Цель: Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. 3 неделя февраля «Андрей-воробей» р.н.м. «Мы солдаты- бравые ребята» «Игра с колокольчиками» «Марш» Тиличеевой «Игра с погремушками» И.Кишко. «Игра с бубном» Г.Фрид. Детский сад. Професси и Бубен. Цель: Определение на слух коротких и длинных звуков. 4 неделя февраля «Тихо-громко в бубен бей» Е. Тиличеевой. Игра «Бубен» Фрида. Слушание «Мишка с куклой»,«Андрей- воробей». Игра «Шагать и бегать» «Бег» Магиденко 6
Праздник мам. «Вот как дружно в бубен бьем — никогда не устаем» Цель: Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев. 1 неделя марта «Пойду ль я» «Ах вы, сени» «Мишка с куклой» Бытовые приборы. Материал ы Металлофон. Цель: Определение на слух приемов игры на металлофоне. Начинать и заканчивать с аккомпанементом. 2 неделя марта Музыкально- ритмическое движение «Дождик» «Ливень» Продукт ы питания. «Это наш металлофон, мы на нем играть начнем». Цель: Обучение приемам игры на металлофоне. Работа над приемом игры glissandо. 3 неделя марта «Пирожки» А. Филиппенко «Ручейки», «Мышки» «Дождик». Весна. Прилет птиц «Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем — всех на танец приглашаем». Цель: Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами. 4 неделя марта Игровые упражнения «Дятел» «Колокольчики звенят» «Полька» Красова Весна. Изменени е в природе Сказка-шумелка «Весенняя прогулка» Железновы. 1 неделя апреля Подвижная игра «Гори, гори ясно» Виды транспор та Космос «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» Цель: Повторение и закрепление различных приемов игры. 2 неделя апреля «Солнышко и дождик» М.Раухвергер «Колокольчики звенят» 7
Правила дорожног о движения «Ударно — шумовой оркестр» Цель: Состав ударно- шумового оркестра, показ инструментов. 3 неделя апреля «Марши» «Пойду ль я» Музыкальные игрушки. Цель: Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках. Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. 3.4 неделя апреля Игра «Угадай-ка» Музыкально- ритмические движения «Автобус» Растения весной Ложки. Цель: Повторение строения ложек, разновидности ложек. Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом «тарелочки». 1 неделя мая Игра на инструментах: «Ладушки», «Пойду ль я» «Мы запели песенку» «Пирожки» «Топотушки» Мой дом мой город «Музыкальные палочки и кубики». Цель: Знакомство с музыкальными палочками. Развивать ритмический слух. 2 неделя мая «Моя лошадка» (галоп) Музыкально- ритмическое движение «Парад» Насеком ые «Треугольник заиграй, веселиться помогай» Цель: Знакомство с приемами игры на треугольнике. 3неделя мая Игровое упражнение «Лесная песенка» «Колокольчики звенят», «Весенний дождь» Лето «Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать» Цель: Исполнение по подгруппам оркестра. 4 неделя мая « Во саду ли, в огороде» р.н.п. 8
Учить играть ансамблем.
Результативность опыта.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа обучению детей игре на музыкальных инструментах, а также использование музыкально-ритмических движений эффективно помогает развивать музыкальные способности и двигательные навыки детей.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Осенняя рыбалка»

для детей с задержкой психического развития (4-6 лет)
Цель: Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах, формированию двигательных навыков у детей, развитию мелкой моторики, создание эмоционально – психологического климата; развитие музыкальных и творческих способностей. Программное содержание: Образовательная область «Физическое развитие» 1.Стимулировать элементарную активность детей, формировать двигательные навыки, вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук, развивая мелкую моторику. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2. Вырабатывать координацию согласованности движения и ритма в игре на детских музыкальных инструментах. 3 Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие интересов детей, любознательности. Образовательная область «Речевое развитие» 4.Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 5.Развивать собственную игровую, коммуникативную активность ребенка. Создавать возможности для самореализации. Материально – техническое и методическое обеспечение: компьютер ; мультимедийная доска для показа слайдов; музыкальные шумовые инструменты, «лужи», носки-червячки, ширма, плащ для рыбака. Ход: Дети входят в зал и встают полукругом. Ведущий (обращается к детям). - Давайте представим себя нашим гостям (ведущий эмоционально здоровается, передает ребенку бубен, спрашивает – Как тебя зовут? (ребенок стучит по бубну, проговаривает свое имя, затем передает бубен соседу). 9
- Вот и познакомились! Присаживайтесь. ( на стульях лежит плащ, воспитатель обращает на него внимание). Ведущий: Я хотела сегодня сходить в осенний лес, к речке, послушать звуки природы, половить рыбку… Может быть, пойдем все вместе? (ответы детей). До Черемшана, нашей речки, путь не близкий, пойдем по тропинке, обходя все лужи. Идем друг за другом, не отстаем. А чтобы было веселее, возьмем с собой шумовые инструменты (дети двигаются «змейкой», обходя предметы, со сменой ведущего, боковым галопом , спокойным шагом, при этом дети играют на кастаньетах в ритме шага, ведущий проговаривает текст: «Мы идем дорожками, мы идем тропинками , мы идем с ведерками, мы идем за рыбками). - Вот и добрались! Какой был долгий путь. Давайте присядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики.) Ведущий: А что нужно, чтобы поймать рыбку? Рыболовам на крючок нужен вкусный ….(червячок). На червячков ловится самая крупная рыба. Уж я –то знаю! Я по утрам всегда хожу копать дождевых червей. Пальчиковая игра «Червячки» Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). (Дети прячутся за ширму, надевают на руки носочки в виде червячков) Танец «Червячки» Железновых (Ведущий имитирует, что он копает червячков на огороде). Ведущий : Вот сколько червячков накопала! (хвалится). Вот теперь мы с вами как настоящие рыбаки готовы к рыбалке, но она будет у нас волшебной, сказочной…(на экране появляется картинка с изображением осеннего пейзажа) Посмотрите какая красота вокруг! ( раздать детям музыкальные и шумовые инструменты) Ведущий: Давайте закинем удочки, а сами прислушаемся к звукам природы Слышите? Кто-то шуршит? ( появляется слайд –мышка) Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму. (барабаним пальчиками по барабану или пустой коробке) Поднялся сильный ветер, раскачал деревья, сорвал листья и закружил их (султанчики и дуем в трубу) (слайд- ветер) Вдруг набежали тучки, и с неба стали падать капельки дождя 10
(играем на металлофоне и треугольник, палочка дождя)( слайд-дождь) Где-то высоко на дереве попрятались в дупле белки. Они грызли орешки, (играем на деревянных ложках)( слайд-белка) грызли зёрнышки(играем на рубеле или расчёске) А внизу в корнях дерева устраивали себе из соломы тёплые норки семья ёжиков (шуршим бумагой)( слайд –ежики) Особенно они любили лакомиться сладкими корешками. (царапаем пластик барабана или дощечку) Волны плещутся в реке, удочку держу в руке, вот запрыгал поплавок, кто-то клюнул на крючок(хлопки по коленям) (слайд – рыбка) Попалась нам на крючок непростая рыбка, а волшебная, с сюрпризом! -Услышала рыбка нашу сказку и просит показать героев. Давайте вспомним кого мы видели пока ловили рыбку ? (дети выполняют имитирующие движения животных. Рыбка благодарит детей ). (раздать угощение) Ведущий: Удачная рыбалка у нас получилась! Спасибо вам, ребята! 11


В раздел образования