Автор: Киртянова Надежда Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО–Югры
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная траектория развития обучающегося - основа системы работы с талантливыми детьми
Раздел: полное образование
Индивидуальная траектория развития обучающегося - основа
системы работы с талантливыми детьми.
Одним из главных принципов работы с талантливыми детьми следует считать принцип
дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которого является
формирование индивидуальной траектории развития одаренного ребенка, потому как
индивидуальные различия таких детей выражены в яркой и уникальной форме. Каждый ученик
индивидуален, и его способности, предпочтения и темп обучения могут сильно различаться.
Среди основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных
детей наиболее важными являются ускорение, углубление, обогащение
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей,
отличающихся ускоренным темпом развития.
Укрупнение дидактических единиц программного материала позволяет успешно использовать в
работе с такими детьми прохождение интенсивных курсов обучения. При этом один и тот же вид
деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание
постепенно усложняется и расширяется за счет применения компонентов углубленной проработки
каждого действия. Тем самым создаются условия для развития и реализации личностного
интеллектуального потенциала одаренных детей.
Углубление - предполагает обучение математике детей, одаренных в области «математика» по
углубленной программе, которую с учетом накопленного опыта работы с такими детьми следует
постоянно совершенствовать. При этом глубина изучения отдельных тем индивидуализируется.
Обогащение - ориентировано на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки
изучения традиционных тем (даже углубленного курса) за счет установления связей с другими
темами, проблемами или дисциплинами. К примеру, в последние годы стали актуальными знания
таких разделов математики как теория чисел, теория графов, элементы линейной алгебры. В связи
с этим полезно обогащение программы вопросами из этих разделов. Обогащенная программа
обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм
предъявления учебной информации. Такое обучение целесообразно проводить в рамках
инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в
исследовательские проекты.
Не менее важной является проблематизация обучения. Она предполагает стимулирование
личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании
оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых подходов к решению
одних и тех же задач, интерпретаций стандартных тем различными методами, что способствует
формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета, а также рефлексивного
плана сознания.
При формировании индивидуальной траектории развития обучающегося важно учитывать, что:
1) развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок
получает положительные эмоции;
2) для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной
деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
3) деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка)
должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и
степени их удовлетворения.
Бесспорна эффективность реализации принципов максимального разнообразия предоставляемых
возможностей ( кружковая работа, творческие мастерские, обучение в заочных предметных и
онлайн школах при ведущих ВУЗах, подготовка и участие в предметных олимпиадах и турнирах
различного уровня, научные сессии и дни науки, выездные и сезонные математические школы,
работа НОУ и участие в различных научно-практических конференциях ) и обеспечения свободы
выбора учащимися дополнительных образовательных услуг при формировании индивидуальной
траектории развития обучающегося.