Напоминание

Индивидуальная траектория развития обучающегося - основа системы работы с талантливыми детьми


Автор: Киртянова Надежда Евгеньевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО–Югры
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальная траектория развития обучающегося - основа системы работы с талантливыми детьми
Раздел: полное образование





Назад




Индивидуальная траектория развития обучающегося - основа

системы работы с талантливыми детьми.

Одним из главных принципов работы с талантливыми детьми следует считать принцип

дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которого является

формирование индивидуальной траектории развития одаренного ребенка, потому как

индивидуальные различия таких детей выражены в яркой и уникальной форме. Каждый ученик

индивидуален, и его способности, предпочтения и темп обучения могут сильно различаться.

Среди основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных

детей наиболее важными являются ускорение, углубление, обогащение

Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей,

отличающихся ускоренным темпом развития.

Укрупнение дидактических единиц программного материала позволяет успешно использовать в

работе с такими детьми прохождение интенсивных курсов обучения. При этом один и тот же вид

деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание

постепенно усложняется и расширяется за счет применения компонентов углубленной проработки

каждого действия. Тем самым создаются условия для развития и реализации личностного

интеллектуального потенциала одаренных детей.

Углубление - предполагает обучение математике детей, одаренных в области «математика» по

углубленной программе, которую с учетом накопленного опыта работы с такими детьми следует

постоянно совершенствовать. При этом глубина изучения отдельных тем индивидуализируется.

Обогащение - ориентировано на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки

изучения традиционных тем (даже углубленного курса) за счет установления связей с другими

темами, проблемами или дисциплинами. К примеру, в последние годы стали актуальными знания

таких разделов математики как теория чисел, теория графов, элементы линейной алгебры. В связи

с этим полезно обогащение программы вопросами из этих разделов. Обогащенная программа

обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм

предъявления учебной информации. Такое обучение целесообразно проводить в рамках

инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в

исследовательские проекты.

Не менее важной является проблематизация обучения. Она предполагает стимулирование

личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании

оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых подходов к решению

одних и тех же задач, интерпретаций стандартных тем различными методами, что способствует

формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета, а также рефлексивного

плана сознания.

При формировании индивидуальной траектории развития обучающегося важно учитывать, что:

1) развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок

получает положительные эмоции;

2) для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной

деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

3) деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка)

должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и

степени их удовлетворения.

Бесспорна эффективность реализации принципов максимального разнообразия предоставляемых

возможностей ( кружковая работа, творческие мастерские, обучение в заочных предметных и

онлайн школах при ведущих ВУЗах, подготовка и участие в предметных олимпиадах и турнирах

различного уровня, научные сессии и дни науки, выездные и сезонные математические школы,

работа НОУ и участие в различных научно-практических конференциях ) и обеспечения свободы

выбора учащимися дополнительных образовательных услуг при формировании индивидуальной

траектории развития обучающегося.



В раздел образования