Диагностические методики изучения классного коллектива
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда
очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли
для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные
особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик
детского коллектива можно использовать следующие методики.
Социометрия
Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся
в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего
класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём
одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность
встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться?
Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду
для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого
ты предпочтёшь?
Фотография класса
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего
класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен
разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии.
Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди
одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте
на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного
руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование —
учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут,
по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг
за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки
каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.
Письмо островитянину
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом
острове. Жизнь на острове трудна, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает
бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым
ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью
этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание
письма, к кому будут эти письма обращены.
Фильм о моём классе
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе.
Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился,
каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.п. Чтобы
ребятам было легче снять фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
1.
Как называется фильм?
2.
Где происходит действие фильма?
3.
Кто является главным героем фильма?
4.
Кто играет второстепенные роли в фильме?
5.
Каким является фильм по жанру?
6.
Каков финал фильма?
7.
В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру,
можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберёт несколько картин.
Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании.
Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть
интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
Сочинение
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе на следующие темы: Ода
моему классу; Мой класс через 5 лет; Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал
в другой класс; Удивительные истории моего класса; Болезни роста нашего класса;. Если
ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит
вдумчиво педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении
наболевших проблем.