Авторы: Масовер Татьяна Николаевна, Тараненко Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ Училище Олимпийского Резерва №1
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Тема: Литературно-музыкальная гостинная "Осенний вернисаж"
Раздел: полное образование
Литературно-музыкальный круиз «Путешествие в осень»
Цели:
– показать особенности творчества мастеров художественного слова, пейзажистов,
музыкантов
– познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских
художников;
– воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи, и музыке;
создать основу для гибкого понимания родной природы.
- формирование чувства любви к Родине
Ход мероприятия
1.
Воспитатель: Времена года очень похожи на человеческую жизнь. Весна – детство,
со звонким смехом, напоминающим весенние ручьи и капель. Детство такое же
теплое, как весеннее солнце, чистое и нежное как первая листва, такое же
любопытное как первые ростки зелени, торчащие из-под земли. Лето – прекрасная
юность, жаркая как летнее солнце, цветущее как летнее разноцветие, сладкая как мед.
Зима- строгая и мудрая зрелость, седая, морозная, и ветреная это не про холод в
человеческой душе, это про те ошибки и ушибы, которые человек сделал и получил в
своей жизни. Это мудрость и взвешенность в решениях, неторопливость и
размеренность во всем.
А вот осень вбирает в себя все, и теплое солнце, прозрачный воздух, сладость
осенних богатств и первые морозы, сильные ледяные ветры. То есть осень — это тот
этап жизни человека, когда он еще юн душой, крепок телом, но уже мудр, уже
споткнулся ни один раз, поднялся и снова пошёл. Мир его уже настолько богат, что
похож на прекрасные краски осени. Осень самое яркое время года, осенью даже лужи
разноцветные, в них отражается небо, тучи, желтый клен, красная рябина и цветные
зонты.
1
2. Воспитанница читает стихи под музыку Леграна «Осенняя грусть»
А в моём доме октябрь бродит —
То кофе сварит, то дверь откроет,
То листьев ворох на стол расстелет,
То спит тихонько в моей постели.
И в голове моей тоже осень,
Ноябрь скоро заглянет в гости…
Он будет кутать пушистым пледом,
И вечерами вести беседы.
Вскипает чайник, октябрь дремлет,
Ковер из листьев покроет землю.
Пирог вишневый и чай из мяты,
Тепло, уютно и так приятно…
3. Воспитатель: Сегодня в нашем литературно-музыкальном круизе остановка
«Осень»
Осенью, ее красками, ее непредсказуемость наслаждаются не только простые люди,
осень — это то время года, которому посвящали и посвящаю свои произведения
художники, поэты и музыканты. Творческие люди сильнее нас вами понимают это
время года, они ее одушевляют, как бы оживляют и приписывают ей черты человека.
Они видят то, что не в силах увидеть мы с вами. И поэтому мы предлагаем вам
посмотреть на время года осень глазами творческих людей. И может быть вы
измените свое отношение к осени или найдете, что-то схожее с вашим восприятием.
4. Воспитатель: Очень многие музыканты обращались к осенней теме в своем
творчестве, это и Чайковский и, Шопен, Прокофьев, Глазунов и очень много других
композиторов. Мы вам предлагаем послушать два произведения «Милонга»
композитора Кардуса и «Алемонда» Баха в исполнении Анны Мещериковой
2
Сейчас мы будем слушать его осенний вальс си-минор. Мы предлагаем вам
попробовать слушать это произведение сердцем, представить, что же видел
композитор при написании этого вальса.
5. Звучит произведение.
6. Воспитатель: а теперь расскажите, что вы представляли, слушая музыку (беседа
воспитателей и воспитанников о музыке и о том, как она повлияла на слушателей)
7. Воспитатель: Осеннею музыку мы послушали, но кроме музыкантов осень не
оставляла равнодушными и художников. Очень многие знаменитые художники
обращались к теме осени. Это такая благодатная тема для полотен. Яркая, хмурая,
солнечная, дождливая, снежная, цветущая! Переносить это время года на полотна
очень любил и Иван Иванович Шишкин. (просмотр биографического фильма Иван
Шишкин).
8. Воспитатель: а сейчас мы с вами посмотрим видеоряд с осенними пейзажами
художника, который мы сделали специально для вас, и сопровождать видеоряд будет
еще одно музыкальное произведение, посвященное осени — это вальс «Осенний сон»
Аргибальда Джойса. (просмотр картин с короткими комментариями педагогов).
9.Воспитатель: вы посмотрели картины Ивана Ивановича Шишкина, согласитесь,
что они настолько реалистичны, что кажется, что это фотографии. Насколько разную
осень, показывает нам автор. А теперь давайте попробуем выявить что-то общее
между полотнами Шишкина и музыкой Шопена, ведь они оба писали про осень,
только один кистью, а другой нотами. (ребята в беседе с педагогами и между собой
обращаясь к музыке и к картинам делают свои выводы).
10. Воспитатель: вы сейчас сказали очень много интересного, того, что подметили,
это правда, люди творцы видят прекрасное даже в сером, низком небе, и это
3
прекрасное они кладут на бумагу. Кто кистью, кто нотами, а кто и словами,
записанными ручкой, карандашом или пером как раньше.
Вот вы сейчас говорили, а все ваши слова можно передать, так
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Поэт Иван Бунин видит осень также, как и Шопен и Шишкин, многоликой и
многообразной.
11. Воспитатель: Поэты как современные, так и классики, очень любят осеннюю
пору, не меньше художников и музыкантов. И когда читаешь их плод воображения,
невольно представляешь осень художницей, разгневанной женщиной, хитрой и
веселой девчушкой, а то и бабкой злой и колючей. Вот как видит осень
Маргарита
Алигер. (стихотворение читает воспитанница)
Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
4
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
…А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
12. Воспитатель: Очень необычно представляет нам осень поэт Аполлон Майков
(читает воспитанница)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
5
13. Воспитатель: а вот еще одно виденье осени и с ним тоже не поспоришь.
(читает воспитанница)
Это осень, ноябрь и предзимье –
Время чая и тёплых вещей,
Разных мыслей, порою – унынья,
Разноцветных зонтов и плащей.
Нужно просто принять всё как данность,
Не пытаясь на это влиять:
Дней осенних немного осталось
До зимы… — надо их переждать.
Ирена Буланова
14. Воспитатель: Осень вдохновляет и современных музыкантов. Какие современные
произведения вы знаете? (ДДТ Осень, группа Лицей «Осень» Самоцветы «Листья
желтые», Александр Шевченко в исполнении Алсу «Осень», Баста «Осень»,
композитор Евгений Крылатов и поэт Юрий Энтин. «Лесной олень»
15 Стихотворение «Года» и музыка Лео Врауэр «Один день ноября» в исполнении
Ани Мещариковой.
14. Воспитатель: в завершении мы желаем вам всем тёплых дней уходящей осени, а
сейчас приглашаем к столу, после нашего путешествия испить горячего чая с
ароматным яблочным пирогом. И поболтать об увиденном и услышанном. Хотелось
бы услышать, а что для вас осень, какое настроение она вам приносит, какие чувства
вызывает. (все садятся за красочно по-осеннему накрытый стол и пить чай и
разговаривают).
6