Напоминание

Литературно-музыкальная гостинная "Осенний вернисаж"


Авторы: Масовер Татьяна Николаевна, Тараненко Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ Училище Олимпийского Резерва №1
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Тема: Литературно-музыкальная гостинная "Осенний вернисаж"
Раздел: полное образование





Назад




Литературно-музыкальный круиз «Путешествие в осень»

Цели:

– показать особенности творчества мастеров художественного слова, пейзажистов,

музыкантов

– познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских

художников;

– воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи, и музыке;

создать основу для гибкого понимания родной природы.

- формирование чувства любви к Родине

Ход мероприятия

1.

Воспитатель: Времена года очень похожи на человеческую жизнь. Весна – детство,

со звонким смехом, напоминающим весенние ручьи и капель. Детство такое же

теплое, как весеннее солнце, чистое и нежное как первая листва, такое же

любопытное как первые ростки зелени, торчащие из-под земли. Лето – прекрасная

юность, жаркая как летнее солнце, цветущее как летнее разноцветие, сладкая как мед.

Зима- строгая и мудрая зрелость, седая, морозная, и ветреная это не про холод в

человеческой душе, это про те ошибки и ушибы, которые человек сделал и получил в

своей жизни. Это мудрость и взвешенность в решениях, неторопливость и

размеренность во всем.

А вот осень вбирает в себя все, и теплое солнце, прозрачный воздух, сладость

осенних богатств и первые морозы, сильные ледяные ветры. То есть осень — это тот

этап жизни человека, когда он еще юн душой, крепок телом, но уже мудр, уже

споткнулся ни один раз, поднялся и снова пошёл. Мир его уже настолько богат, что

похож на прекрасные краски осени. Осень самое яркое время года, осенью даже лужи

разноцветные, в них отражается небо, тучи, желтый клен, красная рябина и цветные

зонты.

1

2. Воспитанница читает стихи под музыку Леграна «Осенняя грусть»

А в моём доме октябрь бродит —

То кофе сварит, то дверь откроет,

То листьев ворох на стол расстелет,

То спит тихонько в моей постели.

И в голове моей тоже осень,

Ноябрь скоро заглянет в гости…

Он будет кутать пушистым пледом,

И вечерами вести беседы.

Вскипает чайник, октябрь дремлет,

Ковер из листьев покроет землю.

Пирог вишневый и чай из мяты,

Тепло, уютно и так приятно…

3. Воспитатель: Сегодня в нашем литературно-музыкальном круизе остановка

«Осень»

Осенью, ее красками, ее непредсказуемость наслаждаются не только простые люди,

осень — это то время года, которому посвящали и посвящаю свои произведения

художники, поэты и музыканты. Творческие люди сильнее нас вами понимают это

время года, они ее одушевляют, как бы оживляют и приписывают ей черты человека.

Они видят то, что не в силах увидеть мы с вами. И поэтому мы предлагаем вам

посмотреть на время года осень глазами творческих людей. И может быть вы

измените свое отношение к осени или найдете, что-то схожее с вашим восприятием.

4. Воспитатель: Очень многие музыканты обращались к осенней теме в своем

творчестве, это и Чайковский и, Шопен, Прокофьев, Глазунов и очень много других

композиторов. Мы вам предлагаем послушать два произведения «Милонга»

композитора Кардуса и «Алемонда» Баха в исполнении Анны Мещериковой

2

Сейчас мы будем слушать его осенний вальс си-минор. Мы предлагаем вам

попробовать слушать это произведение сердцем, представить, что же видел

композитор при написании этого вальса.

5. Звучит произведение.

6. Воспитатель: а теперь расскажите, что вы представляли, слушая музыку (беседа

воспитателей и воспитанников о музыке и о том, как она повлияла на слушателей)

7. Воспитатель: Осеннею музыку мы послушали, но кроме музыкантов осень не

оставляла равнодушными и художников. Очень многие знаменитые художники

обращались к теме осени. Это такая благодатная тема для полотен. Яркая, хмурая,

солнечная, дождливая, снежная, цветущая! Переносить это время года на полотна

очень любил и Иван Иванович Шишкин. (просмотр биографического фильма Иван

Шишкин).

8. Воспитатель: а сейчас мы с вами посмотрим видеоряд с осенними пейзажами

художника, который мы сделали специально для вас, и сопровождать видеоряд будет

еще одно музыкальное произведение, посвященное осени — это вальс «Осенний сон»

Аргибальда Джойса. (просмотр картин с короткими комментариями педагогов).

9.Воспитатель: вы посмотрели картины Ивана Ивановича Шишкина, согласитесь,

что они настолько реалистичны, что кажется, что это фотографии. Насколько разную

осень, показывает нам автор. А теперь давайте попробуем выявить что-то общее

между полотнами Шишкина и музыкой Шопена, ведь они оба писали про осень,

только один кистью, а другой нотами. (ребята в беседе с педагогами и между собой

обращаясь к музыке и к картинам делают свои выводы).

10. Воспитатель: вы сейчас сказали очень много интересного, того, что подметили,

это правда, люди творцы видят прекрасное даже в сером, низком небе, и это

3

прекрасное они кладут на бумагу. Кто кистью, кто нотами, а кто и словами,

записанными ручкой, карандашом или пером как раньше.

Вот вы сейчас говорили, а все ваши слова можно передать, так

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Поэт Иван Бунин видит осень также, как и Шопен и Шишкин, многоликой и

многообразной.

11. Воспитатель: Поэты как современные, так и классики, очень любят осеннюю

пору, не меньше художников и музыкантов. И когда читаешь их плод воображения,

невольно представляешь осень художницей, разгневанной женщиной, хитрой и

веселой девчушкой, а то и бабкой злой и колючей. Вот как видит осень

Маргарита

Алигер. (стихотворение читает воспитанница)

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

4

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг…

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой…

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать?

…А она все собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

12. Воспитатель: Очень необычно представляет нам осень поэт Аполлон Майков

(читает воспитанница)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

5

13. Воспитатель: а вот еще одно виденье осени и с ним тоже не поспоришь.

(читает воспитанница)

Это осень, ноябрь и предзимье –

Время чая и тёплых вещей,

Разных мыслей, порою – унынья,

Разноцветных зонтов и плащей.

Нужно просто принять всё как данность,

Не пытаясь на это влиять:

Дней осенних немного осталось

До зимы… — надо их переждать.

Ирена Буланова

14. Воспитатель: Осень вдохновляет и современных музыкантов. Какие современные

произведения вы знаете? (ДДТ Осень, группа Лицей «Осень» Самоцветы «Листья

желтые», Александр Шевченко в исполнении Алсу «Осень», Баста «Осень»,

композитор Евгений Крылатов и поэт Юрий Энтин. «Лесной олень»

15 Стихотворение «Года» и музыка Лео Врауэр «Один день ноября» в исполнении

Ани Мещариковой.

14. Воспитатель: в завершении мы желаем вам всем тёплых дней уходящей осени, а

сейчас приглашаем к столу, после нашего путешествия испить горячего чая с

ароматным яблочным пирогом. И поболтать об увиденном и услышанном. Хотелось

бы услышать, а что для вас осень, какое настроение она вам приносит, какие чувства

вызывает. (все садятся за красочно по-осеннему накрытый стол и пить чай и

разговаривают).

6



В раздел образования