Напоминание

"Поисково - исследовательская деятельность"


Автор: Волкова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО МО СЦ "Серпуховский"
Населённый пункт: Городской округ Серпухов Московской обл.
Наименование материала: Статья "Значение поисково - исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка"
Тема: "Поисково - исследовательская деятельность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Значение поисково-исследовательской деятельности в познавательном развитии

ребенка».

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем

дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а

подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению

больших и малых задач.

Одним из личностных предпосылок в работе с дошкольниками является развитие

познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным

задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

Особое место в развитии познавательных мотивов у детей, приобретении ими новых

знаний принадлежит детскому исследованию, экспериментированию.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт

детям реальные представления

о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

со

средой

обитания.

Дети

любят

экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод,

соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он считается

ведущим способом познания мира. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые

самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Опытно-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой

другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер.

Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью

исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно

строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В

этом

случае

ребенок

в

деятельности

экспериментирования

удовлетворяет

свои

потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует игрушку-мяч,

самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится)

или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет что тяжелее.

Второй

вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым,

который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские

умения.

Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной

деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:

o

Экспериментирование с объектами неживой природы (воздухом, водой, цветом и

т.д.).

o

Экспериментирование с объектами живой природы (где изучаются характерные

особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых

организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде). Эта работа ведется

через наблюдение за живыми объектами.

o

Экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов,

из которых они сделаны, их свойствами (преобразование предметов).

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить

присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?).

Организуя опытно-экспериментальную деятельность, происходит обучение детей

исследовательским умениям.

Задачи:

Развитие познавательных потребностей дошкольников.

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Обучение

детей

специальным

знаниям,

необходимым

для

проведения

самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

Формирование у дошкольников представлений об исследовательском обучении

как ведущем способе учебной деятельности.

Для того чтобы ребенок стремился к познанию окружающего мира, ему необходимы

следующие умения и навыки, которые способствуют формированию познавательных

мотивов у детей:

умение видеть проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение классифицировать.

Данные умения являются своего рода подготовительным этапом к овладению детьми

навыками познавательно-исследовательской деятельности.

Экспериментирование имеет следующую структуру:

создание проблемной ситуации (для привлечения внимания и интереса);

целеполагание (что нужно сделать);

выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии).

Существуют отдельные приемы развития исследовательских умений.

Развитие

умения

видеть

проблемы

это

интегральное

свойство,

характеризирующее мышление человека. Одно из самых важных в деле выявления

проблемы – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект

исследования с разных сторон. И тогда можно увидеть то, что часто не замечается.

Для обучения детей умению видеть проблемы можно использовать задания такого

типа, например, игровое упражнение "Посмотри на мир другими глазами". Предлагаю

вместе со мной проиграть данное упражнение.

Читаем детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось черными тучами и пошел

снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги..."

Задание ребенку – продолжить рассказ, но несколькими способами:

Как ты отнесешься к появлению первого снега, если ты гуляешь во дворе с друзьями;

…если ты водитель грузовика, едущего по дороге;

…если ты летчик, отправляющийся в полет;

…если ты ворона, сидячая на ветке;

…если ты зайчик в лесу.

Данное упражнение помогает развивать у детей способность к мысленному перемещению,

позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы.

Также можно использовать задания такого типа:

"Сколько значений у предмета" – детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им

предмет, свойство которого им хорошо известны, например, карандаш, газета, картонная

коробка. Предлагается задание – найти как можно больше вариантов необычного, но при

этом реального использования этого предмета.

В ходе выполнения этого задания у детей развиваются основные параметры

креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления.

При проведении данных игр необходимо хвалить детей, отмечать наиболее яркие,

интересные, оригинальные ответы. На первых порах ответы детей могут быть однотипны.

Однако если использовать упражнения подобного рода систематически, то это позволит

развить у детей способность мысленного перемещения.

Следующее исследовательское умение, которое развивается в дошкольном возрасте

– это умение выдвигать гипотезы.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее

решения. Поиск решения проблемы – это мыслительный процесс, выступающий в форме

предположения или гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы – одно из главных базовых умений экспериментальной

и исследовательской деятельности. Для развития умения выдвигать гипотезы можно

использовать разные упражнения.

Вот несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать

гипотезы. Делая предположения, учим детей использовать следующие слова: может

быть, предположим, допустим, возможно, что если…

Например, упражнение – вопрос к детям "Почему дети любят играть?" Представьте свои

предположения с использованием данных слов.

Еще один вариант упражнения –вопроса к детям "При каких условиях каждый из этих

предметов будет очень полезным?"

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы также

упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же

предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Задание «Найдите возможную причину события»

также могут помочь научиться

выдвигать гипотезы:

сигналит автомобиль;

деревья пожелтели;

на детской площадке целый день никого не было.

Таким образом, использование разнообразных игровых упражнений и заданий,

направленных на обучение детей специальным исследовательским умениям способствует

формированию предпосылок исследовательской деятельности, познавательных мотивов

учебной деятельности.

Хотелось

бы

отметить

критерии,

при

которых

детская

поисково-

исследовательская деятельность будет эффективной.

1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.

2. Создание

условий

для

исследовательской

деятельности

дошкольников

педагогами в «Центре», родителями дома.

3.

Самостоятельность

и

добровольность участия

в

исследовательской

деятельности.

4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны,

чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не

подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его

опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам,

пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам,

самостоятельно (конечно же, при умелом, ненавязчивом руководством педагога или

родителя).

6. Презентация и оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок

приобрел

в

результате

исследовательской

деятельности,

не

могут

оставаться

невостребованными.

Обязательно

нужно

организовать

презентацию

результатов

поисково-исследовательской деятельности ребенка. Результаты работы важно оценить

для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников.



В раздел образования