"Развитие социальной активности обучающихся в процессе реализации технологии проектной деятельности на уроках английского языка"
Автор: Даллари Карина Карени Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОБУ лицей №33 Населённый пункт: г.Таганрог Наименование материала: методическая разработка семинара Тема: "Развитие социальной активности обучающихся в процессе реализации технологии проектной деятельности на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
«Развитие социальной активности обучающихся в процессе реализации
технологии проектной деятельности на уроках английского языка»
Уважаемые
коллеги!
В
рамках
методического
семинара
хочу
представить
вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической практике.
(Слайд 2)
(Слайд 3) Федеральные государственные образовательные стандарты нового
поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования
к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного
общего
образования
по
английскому
языку.
В
их
основе
лежит
системно-
деятельностный
подход,
который
предполагает
признание
существенной
роли
активной
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся
на
основе
универсальных
способов
познания
и
преобразования
мира,
содержания
образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в
достижении
целей
личностного,
социального
и
познавательного
развития
обучающихся. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в
новых стандартах, является технология проектной деятельности.
- это на слайд, без озвучивания
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы,
завершающихся созданием продукта.
Социально направленный проект - это алгоритм реальных действий, в основе
которого лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее
реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном
регионе, социуме.
Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт
возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности.
2
Проект
на
уроках
английского
языка –
это
также
реальная
возможность
использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного
языка ,т.е добиться метапредметных результатов.
Которая в свою очередь позволяет дать ответ на главный (ВОПРОС) о
достижении целей установленных ФГОС
Вовлечь каждого ученика в учебно-познавательный процесс;
Организовать самостоятельную работу на уроке;
Повышать уровень самоорганизации обучающихся;
Развивать коммуникативную компетенцию;
Овладевать рациональными приемами самообразования;
Симулировать (воспроизводить) ситуации взаимодействия с
окружающими, выполняя разные социальные роли.
(Слайд 3)
(Слайд
4)
Факторы,
оказавшие
влияние
на
1)
возникновение
и
2)
становления моего педагогического опыта:
1)
внедрение новых ФГОС;
проявления
социальной
дезадоптации
обучающихся
и
выпускников
образовательных учреждений;
недостаток общения и взаимодействия всех участников образовательного
процесса (ученик - родитель - учитель) для достижения высоких предметных
результатов обучающимися;
2)
изучение опыта коллег, ведущих методистов, участников Всероссийского
конкурса Учитель года, педагогов-новаторов;
изучение литературы по теме;
мониторинг собственного опыта.
Актуальность
темы обусловлена
требованиями
современного
общества
к
выпускнику
школы,
а
именно
желанием
общества
получить
социально
неравнодушного гражданина своей страны.
(Слайд 5) Изучая опыт коллег, мы сделали вывод, что в педагогической
теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию
3
проектной технологии как средства для формирования социальной активности
обучающихся в на уроках английского языка.
Отсюда и возникло противоречие :
с
одной
стороны
- необходимость
создания условий для целенаправленной реализации проектной деятельности
обучающихся как результат освоения учебного материала (УМК В.П.Кузовлева); с
другой - малый социальный опыт школьников, необходимый для достижения
поставленных целей при реализации того или иного проекта.
Данное
противоречие
определяет актуальность
опыта
и
позволяет
сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для
создания
условий,
обеспечивающих
реализацию
технологии
проектной
деятельности и проявлению социальной активности обучающимися в процессе
изучения английского языка. (Слайд 6) Поиск эффективных способов данной
проблемы
привёл
к
внедрению
в
мою
педагогическую
практику
технологии
проектной деятельности ....
(Слайд 9) Цель и задачи методического семинара.
Цель: обобщение педагогического опыта развития социальной активности
обучающихся в процессе реализации технологии проектной деятельности на
уроках английского языка.
Задачи:
раскрыть содержание и специфику применения технологии проектной
деятельности на уроках иностранного языка.
Продемонстрировать
опыт
работы
на
конкретных
примерах
проектов,
направленных на развитие социальной активности обучающихся.
Показать эффективность использования методов
технологии проектной
деятельности обучающихся.
Новизна опыта в том, что школьникам предлагается обобщить опыт их близких
(представителей других социальных слоев: родителей, бабушек и дедушек) путем
проведения опроса и / или интервьюирования и представления результатов работы
в
проекте,
дается
возможность
самим
конструировать
содержание
общения,
4
начиная с первого занятия по проекту. А также позволяет учащимся максимально
овладеть языковым материалом по предложенной теме.
В
соответствии
с
доминирующим
методом,
лежащим
в
основе
выполнения
проекта, различают исследовательские, творческие игровые, информационные и
практико-ориентированные
проекты.
Приведем
пример
практико-
ориентированного социально значимого проекта:
Практико-ориентированные проект отличается тем, что четко обозначен
с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат
обязательно
должен
быть
ориентирован
на
социальные
интересы
самих
участников.
Из опыта работы хочется привести пример создания проекта по теме
«Charity and charity organization».
При изучении темы «Благотворительность» в 7-м классе, я предложила детям создать
благотворительные
организации
по
разным
направлениям:
благотворительность
по
защите
бездомных животных (homeless animals),благотворительная организация в помощь одиноким и
пожилым людям (elderly and lonely people),
и помощь детям–сиротам (orphans). Дети сами
разбились на группы, кому какая проблема была близка. Каждая группа придумала название
своей
организации,
разработали
план
мероприятий,
номер
счета
куда
можно
перечислить
деньги для реализации их мероприятий и
т.д. Продуктом данного проекта стали плакаты,
направленные
на
воспитание
милосердного
отношения
к
пожилым
людям,
бездомным
животным. В рамках проекта дети организовали концертную программу для пожилых людей в
доме
престарелых.
Работа
над
данным
проектом
сыграло
огромную
роль
в
реализации
воспитательных задач.
Резюмируя
вышесказанное,
предлагаю
обратить
внимание
на
алгоритм
действий обучающихся при выполнении социально-направленных проектов:
1) мотивационный этап (выявление проблемных областей знаний в рамках темы с
целью исключения данных пробелов или расширения уже имеющихся знаний.
2) этап - определение проблемы, цели и задач исследования;
3)этап - подготовительный.
а)выполнение задач проекта, выбор способов;
b)анализ и обобщение полученной информации, распределение обязанностей
4) этап - презентация проекта;
5) этап - контроль, анализ успехов и ошибок, коррекция.
5
6) формирование общественного мнения: демонстрация проектов всем
участникам образовательного процесса, принимающих непосредственное участие
в создании продукта.
Анализируя
результаты
своей
работы,
утверждаю,
что
на
уроках
английского языка
очень
актуально применение
технология проектного
обучения. Социальная активность, которую необходимо проявить выполняя
задания,
позволяют
сделать
уроки
более
продуктивным,
помогают
ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную
деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень
самоорганизации
обучающихся.
А
главное,
требует
от
всех
участников
образовательного процесса тесного взаимодействия от начала до окончания
работы. Что естественно, ведет к развитию социальной активности школьника.
Совместно с психологом был проведен анализ семейных отношений, одним из
критериев
которого
является
показатель
Степени
удовлетворения
потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей направляется
на
удовлетворение
потребностей
ребенка,
как
материально-бытовых
(в
питании, одежде, развлечениях), так и духовных – прежде всего в общении с
родителями, в их любви и внимании. На графиках вы видите положительную
динамику по всем результатам. (График сделаю утром - это быстро)
(Слайд 19) Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и
реализуя
на
практике
современные
технологии,
мы
увидим
своих
выпускников
креативно мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими
ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на
образование и самообразование в течение всей своей жизни.