Автор: Кокарева Ольга Леонидовна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская хореографическая школа № 1"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: "Характерный танец-одно из выразительных средств балетного театра"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская хореографическая школа № 1»
ДОКЛАД
На тему:
«Характерный танец – одно из выразительных средств балетного театра»
Выполнила:
преподаватель
музыкально- теоретических дисциплин
Кокарева Ольга Леонидовна
г. Сургут, 2022 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………….....4
1.Особенности характерного танца ………………………………………. .4
1.1. Термин «характерный танец»………………………………………..4
1.2. Процесс становления характерного танца…………………………..4
1.3. Превращение народного танца в характерный……………………...5
2. Работа балетмейстеров в развитии характерного танца………………..6
2.1. Отношение к фольклору………………………………………………6
2.2. Требования для исполнителей………………………………………..7
3. Особенности характерного танца у разных народов…………………….9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………….12
Приложение…………………………………………………………………..13
«Танцуй не движение, а характер, настроение, эмоцию»
2
Игорь Моисеев
Введение
Основой, фундаментом для развития профессионального творчества
всегда было народное искусство. Танец - один из наиболее
распространённых и древних видов народного творчества. На многовековом
пути своего развития он подвергался различным изменениям, которые
«приносила» с собой каждая новая эпоха. Все политические, экономические,
административные, религиозные условия, отражаясь в формах
общественного сознания, несли в себе перемены в быту народа, что, в свою
очередь, накладывало отпечаток и на танец. Несмотря на то, что народно-
характерный танец возник очень давно, его путь на сцену оказался долгим и
трудным. Длительное время истинным искусством считался классический
танец, а о народном танце говорили, как о «низшем виде искусства». Только
в 90-х годах XIX века А. Ширяев по собственной инициативе сделал первую
попытку создания характерного экзерсиса. Официально же народно-
характерный танец включили в программы хореографических училищ лишь
в 20-е годы XX века. В настоящее время характерному танцу придается
большое значение, но все большее число специалистов в этой сфере считают,
что он постепенно «умирает». Подтверждением этому служит тот факт, что
танцы все чаще исчезают из балетов русской классики иногда полностью,
иногда частично. Стремление к динамичности в развитии сюжета приводит к
сокращению «пантомимных эпизодов», сцен, якобы ради облегчения
восприятия. В других случаях характерные танцы переводятся в
«стилизованную классику», оправдывая приближение хореографии к
жанровому единству. Целые фрагменты в балетах хореографов-классиков
подвергаются переработке. Однако, очевидно, что уход из балета
характерного танца обескровит его. Падение интереса к характерному танцу
может привести к утрате этого жанра, а это неизбежно приведет к обеднению
системы воспитания артиста балета, сузит его профессиональный кругозор.
Основная часть
3
1. Особенности характерного танца
1.1. Термин «характерный танец»
Первые, так называемые, бытовые характерные балеты, которые
ставились с использованием обработанного для сценической площадки
народного танца, с национальными элементами возникли в конце 18 века.
ХарАктерный танец или характЕрный? Правильны оба варианта. Но
единственное различие состоит в том, что харАктерный танец – это танец,
который раскрывает образ, например цыганки или крестьянина, а
характЕрный танец – это танец с какими-либо характерными особенностями
какого-нибудь народа, той или другой национальности. Сам термин
«характерный танец» появился во Франции в 17 веке. Характерный танец –
это разновидность сценического танца, который берёт своё начало в
народном танце и содержит в себе его исключительную исполнительскую
манеру, оставляя стиль классического танца. Именно по этой причине
используется и такое определение как – «академический народный танец».
1.2. Процесс становления характерного танца
Характерный танец, законно являясь важным компонентом в
творческом процессе рождения хореографического произведения, долго не
мог стать самостоятельным видом сценического танца, соединившим
традиции национального танца и балетного искусства. В хореографической
литературе очень мало найдется работ, посвященных происхождению и
истории характерного танца, если не считать отдельные фрагменты,
содержащие разрозненные, не систематизированные наблюдения и
замечания.
Процесс становления жанра характерного танца был связан с
различным толкованием самого понятия, а, следовательно, представлением о
нем. Понятие «характерный танец», по мнению исследователей, часто
путалось с манерой исполнения, присущей тому или иному исполнителю.
Многие балерины брали в своей репертуар национальные (по названиям)
пляски, но видоизменяли их до такой степени, что в танце оставались лишь
4
внешние национальные признаки, штрихи (позы, положения рук, корпуса).
Национальная же сущность, душа танца подчинялась индивидуальной
манере артиста и целиком зависела от степени таланта, вкуса и даже от
положения балерины в обществе.
Характерный танец (франц. danse de caractere танец в характере, образе;
danse caractйristique характерный танец) - вид сценического танца. Он
является неотъемлемой частью всей школы классического танца.
В 17-18 вв. характерным называли танцы комедийных, сатирических,
гротесковых, буфонных, пародийных персонажей, исполняющих народные
или жанрово-бытовые танцы.
В балетах 18 начала 19 вв. выразительные средства характерного танца
вводились в партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин,
Пьеро, Крестьянин, Ремесленник, Матрос и другие).
В романтическом балете 30 40-х гг. 19 в. характерные танцами стали
называть национальные народные танцы (сценические варианты), которые
вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академическая
форма характерного танца, основанная на использовании высокой
профессиональной технике классического танца.
В России интерес к претворению на сцене танцевального фольклора
возрос в начале 19 в. в связи с событиями Отечественной войны 1812. В
дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К.
Лобанова русский танец становился ведущим.
1.3. Превращение народного танца в характерный
Процесс превращения народного танца в характерный активизировался
в период расцвета романтического балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж.
Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала национальный
колорит, а характерный танец либо воссоздавал быт, противопоставленный
ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого
периода главным выразительным средством исполнителей характерного
танца становится гротеск. Национальный характер, национальный образ
5
характерного танца в классических балетах оставался подлинным,
достоверным. Образцы характерного танца, созданные М. И. Петипа и Л. И.
Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития
сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца
строили характерный танец на основе этой школы.
В конце 19 в. создан экзерсис характерного танца (позднее утверждён
как учебная дисциплина), где различные движения народного танца
исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило
при постановке характерного танца использовать законы хореографического
симфонизма - создание определённых пластических тем, контрапункта и др.
В начале 20 в. в России сложилась школа сценического характерного
танца, получившая окончательное теоретическое оформление в работах
советских хореографов и педагогов по танцу. Характерный танец нашел
особенно широкое применение в советском балете, где народные танцы
сочетаются с элементами классического танца, но при этом сохраняют свой
национальный характер. Такой характерный танец называют народно-
сценическим или сценическим народным танцем (А. И. Бочаров, А. В.
Лопухов, А. В. Ширяев и другие).
2. Работа балетмейстеров в развитии характерного танца
2.1. Отношение к фольклору
Становление характерного танца тесно связано с именами таких
известных балетмейстеров, как Ж. Ж. Новерр, М. Петипа, Л. Иванова, А.
Горского, М. Фокина. Их творчество, бережное отношение к национальным
элементам танца способствовало не только сохранению жизнестойкости
характерного танца, но и, основанное на индивидуальном подходе к его
трактовке, передавало следующим поколениям хореографов пути и методы
работы с фольклором при создании разнообразных форм характерного танца.
Этапом для развития характерного танца стало творчество М. М.
Фокина, создавшего на основе этого выразительного средства спектакли и
сумевшего утвердить в них принципы симфонизма («Половецкие пляски»;
6
«Арагонская хота» на муз. Глинки). В «Половецких плясках», опираясь на
музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографической композиции,
Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей
пластический фольклор не сохранился.
Танцевальный фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный
обиход новые движения, комбинации, национальные танцевальные образы,
особенно в балетах «Ледяная дева», «Коппелия»; «Светлый ручей»
Шостаковича. Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И.
Вайнонен, В. М. Чабукиани.
2.2. Требования для исполнителей
Характерные детали, движения, отдельные позы вот из чего
складывались первичные формы характерного танца. Эти танцы, по мнению
специалистов, требовали от исполнителя не только владения виртуозной
техникой, но и драматической выразительности. В танце были необходимы
элементы игры, для чего самым тщательнейшим образом отбирался игровой
материал. Техника исполнения требовала постоянного совершенствования
мастерства в отработке движения, на репетициях танца создавалась
своеобразная школа воспитания характерных артистов профессионалов.
С середины XIX века свой отсчёт ведёт вторая русская школа танца. Имя,
которое положило начало новой школе, - Петипа. Новым был прежде всего
танец на пальцах. Новым также стало чёткое деление балетного жанра на
классический и характерный танцы. Новым стало стремление к
виртуозности. Принцип композиции характерного танца окончательно
фиксирует творчество Сен-Леона: сочетание стилизованной классики с
некоторыми этнографическими движениями и штрихами. Методы Сен-Леона
продолжал и развивал М. Петипа: во многих поставленных им характерных
танцах наблюдается сочетание характерной манеры движений рук и корпуса
с классическими формами движений ног.
7
В. М. Красовская пишет об этом: «Движения характерного танца
стилизовались в принципах танца классического. В основе своей происходя
от того или иного народного танца, они смягчались и округлялись, обретали
большую плавность. Абсолютная выворотность ног классических
танцовщиков заменялась здесь относительной выворотностью. Когда ноги
выбрасывались вперёд, носки вытягивались, как в классическом экзерсисе.
Руки раскидывались и поднимались, соблюдая выработанные позиции всё
того же классического танца.
В конце XIX - начале XX вв. начали заниматься педагогической
деятельностью такие артисты балета, как: А. Горский, М. Фокин, В.
Тихомиров и др. Например, Фокин преподавать начал рано, разрабатывая
свой стиль хореографии в балетных классах вместе с учениками. Он считал,
что даже самый безупречный танец в техническом отношении не достигнет
совершенств, если его исполнители будут делать движения механически, не
вкладывая душу, если танец будет лишён национального содержания.
Национальное начало Фокин черпал не только и не столько из фольклорного
источника, сколько из своих впечатлений от смежных искусств - живописи и
музыки. Это была талантливая стилизация народного танца.
Владение характерным танцем требовало специальной подготовки:
умения выполнить технический трюк, создать сценический образ. Практика
актеров основывалась на богатстве народно-характерных движений.
С появлением характерного танца, которому нужна «школа», исполнитель
должен ежедневно заниматься тренировкой своего тела, особенно если речь
идёт о высоком исполнительском мастерстве, как в классическом танце, так и
в народном танце. Ошибочно считать, что при наличии методики
академического исполнения народной хореографии, может потеряться
самобытность и индивидуальность. Исполнительский уровень при этом
только повышается. «Народный танец не только утверждает типы движений.
Он придаёт им весьма разнообразный классический облик».
8
3. Особенности характерного танца у разных народов
Народно-характерный танец недаром носит такое название. У людей из
разных частей света, с разных континентов и стран исторически сложились
разные танцы. «Северный русс пляшет не так, как малороссиянин, финн,
поляк, или южный славянин, – писал Н.В. Гоголь, – у одного танец как будто
разговаривает с тобой, у другого – отрешенный и бесчувственный; у одного
разгульный и бешеный, у другого спокойный; один заставляет сильно
напрягаться, у другого танец легкий и воздушный». Танцевальные движения
любого народа сформировались под влиянием комплекса уникальных
факторов. Среди них народные обычаи, особенности темперамента, костюма,
ландшафт местности, климат и многое другое. Все указанные особенности
совместно формируют уникальные черты народа, которые затем ярко
проявляются в его творчестве, в том числе – и в танцевальном искусстве. По
этой причине, в той или иной степени, владея знаниями о характерных
особенностях отдельных народов, можно с высокой степенью достоверности
определить, какому народу принадлежит тот или иной танец.
И в самом деле, легко узнаваемы танцы восточных народов. Восточные
женщины гордятся своим главным украшением – скромностью, поэтому они
танцуют с опущенными глазами, надевают для танца длинные платья, как
например, кавказские женщины, либо узкие юбки и шаровары, как
представительницы народов Средней Азии.
Достаточно красочным примером является влияние климата на танец
народов Латинской Америки. Жаркое солнце позволяет людям
довольствоваться минимумом одежды и порождает зажигательные ритмы,
жители отличаются беззаботным нравом. В результате их танцы изобилуют
раскрепощенными движениями всего тела: рук, плеч, бедер, ног, стоп и
кистей.
Украина – это широкие степи и поля. Простора много, он фактически
9
неограничен, поэтому, как правило, украинские танцы многолюдны, они
отличаются разнообразием рисунков и перестроений. Отсюда и свойственная
украинским танцам широта движений, отсюда и их основные движения:
бигунец, широкие и мелкие шаги, подскоки, перепрыжки, присядки.
Нельзя не упомянуть и влияние на народные танцы обычаев и
традиций страны. Например, на Руси издавна главной ценностью считалась
земля. Любовь к ней, благодарность породила известные русские дроби.
Русские люди верили, что через соприкосновение с землей им передается ее
сила. Им в целом было свойственно одушевление природы, и, в частности,
одушевление ими лесов привело к поэтичным сравнениям русских девушек с
деревьями, такими, например, как ива, осина, береза, рябина, а также с
птицами, такими как лебедь, горлица и т.д. Отсюда и свойственные русским
лирическим танцам плавность движений, перегибы и наклоны.
Итак, можно привести еще немало примеров влияния образа жизни
народа и его характера на его танцевальное искусство. Однако даже
перечисленные примеры достаточно убедительны: любой народ узнаваем в
своем танце. Происходит это по вполне объективным причинам: народное
творчество – это, прежде всего, отражение культурных традиций, носителем
которых является народ.
10
Заключение
Пройдя сотни тысяч лет, танец всегда оставался с человеком. В немыслимых
завитках времени он менялся, приобретал новые качества и новый смысл. На
сегодняшний день мир знает много разновидностей этого загадочного и
волнующего искусства.
В основе характерного танца кроются многовековые традиции народных
танцев, хранящие в себя незыблемые тайны немыслимых перевоплощений,
дивной пластики, колоритных характеров, загадочность минувших эпох.
Характерный танец принадлежит к многовековой школе классического
танца. Прежде чем такое действие воплотится в жизнь на театральной сцене,
оно должно пройти длительный путь творческой обработки искусного
балетмейстера, чье воображение способно нарисовать самые замысловатые
фигуры и самый тонкий подтекст.
С использованием профессиональной техники виртуозных хореографов в ХХ
веке этот особый танец занял почетное место в сценической жизни
театрального представления. В современной постановке балетного
представления роль характерного танца трудно переоценить. Он может
органически вплетаться в действие спектакля в форме отдельного
эпизодического явления, служит превосходным средством для раскрытия
отдельных образов, чувств и переживаний, наконец, на его основе может
быть построен весь спектакль.
В наше время характерный танец можно встретить в качестве учебной
дисциплины во многих хореографических училищах, где молодые деятели
искусства постигают все тайны сценической жизни этого неповторимого,
феерического действия, которое во все времена волновало и очаровывало
своих неизменных почитателей.
11
Список использованной литературы
1.
Александров В. Стуколкина Н. Школа характерного танца. – СПб:
Абрис, 2003.
2.
Беляева-Челомбитько Г. Плясала, будто рассказывала // Балет. - 2007. -
№ 1.
3.
Гусев Г. Методика преподавания народного танца // Упражнения у
станка. – М.: Владос, 2002.
4.
Звягин Д.Е. Цикл методических пособий по методике преподавания
народно-характерного танца. - СПб.: Изд-во СП6ГУ- КиИ, 1999-2000.
5.
Лопухов А.В. Основы характерного танца // А. В. Лопухов, А. В.
Ширяев, А. И. Бочаров. - Изд. 2-е. - СПб. – М.- Краснодар : Лань, 2006.
6.
Малхасянц Г. Характерный танец: жанр, школа, проблемы // Кафедра
хореографии ГИТИСа: вчера, сегодня, завтра... - М.: ГИТИС, 1996.
7.
Малхасянц Г. Характерный танец. Становление традиций. Проблемы
наследия в хореографическом искусстве: сборник статей. - М.: ГИТИС,
2012.
8.
Стуколкина Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. - М.:
Всероссийское театральное общество, 2012.
12
Приложение
Характерные танцы в балетах
13
14
Испанский танец
15
Восточный танец балет «Щелкунчик»
16
Китайский танец балет «Щелкунчик»
17
Шотландский танец из балета «Коппелия»
18
Венгерский танец балет «Раймонда»
19
«Половецкие пляски» Одноактный балет И. Моисеева
20
21
22