"Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ" "Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга"
Автор: Леушина Лада Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ ДС №21 "Звёздочка" Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА Наименование материала: конспект родительского собрания Тема: "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ" "Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга" Раздел: дошкольное образование
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ»
«Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга»
Л.А. Леушина,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра,
МАДОУ ДС № 21 «Звёздочка»,
музыкальный руководитель.
1
«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной
деятельности ДОУ»
Цель
– Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах
использования
здоровьесберегающих
технологий,
показать
на
практике
использование различных методик оздоровления, которые можно использовать
в семье.
Задачи:
1.
Дать представление родителям о здоровьесберегающих технологиях в
музыкальной деятельности ДОУ.
2.
Познакомить родителей с технологиями: игровой массаж и самомассаж,
пальчиковая гимнастика.
3.
Закрепить
полученные
знания
в
процессе
тренинга
(практического
упражнения) по игровому массажу и пальчиковой гимнастике.
Форма проведения : Семинар –практикум с элементами тренинга.
Место проведения : музыкальный зал.
Оборудование: Задания для родителей в виде практических упражнений ,
содержащих комплексы игрового массажа и самомассажа и пальчиковой
гимнастики. Наглядная информация: буклеты – памятки для родителей по
теме:
«Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры»
«Дыхательная гимнастика»,
«Музыкотерапия в детском саду и дома»,
«Комплекс дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой»
План проведения:
2
1.
Вступительное слово по теме « Здоровьесберегающие технологии в
музыкальной деятельности ДОУ»
2.
Семинар –практикум с элементами тренинга по теме « Игровой массаж и
самомассаж» и «Пальчиковая гимнастика»
3.
Вопросы к родителям.
4.
Раздача буклетов.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли
время и откликнулись на наше приглашение. Усилия работников ДОУ сегодня
как
никогда
направлены
на
оздоровление
ребенка-дошкольника,
культивирование здорового образа жизни. Ребенок должен обладать хорошей
сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к
утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве
закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост
и развитие; формируются основные движения, осанка, а так же необходимые
навыки
и
привычки;
приобретаются
базовые
физические
качества;
вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ
жизни. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе
и нашего дошкольного учреждения.
Одним
из
средств
решения
обозначенных
задач
становятся
здоровьесберегающие
технологии,
без
которых
немыслим
педагогический
процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология - это
система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его
о б у ч е н и я
и
р а з в и т и я .
Здоровьесберегающие технологии должны присутствовать во всех видах
педагогической деятельности, включая музыкальную деятельность.
3
Сегодня мы
поговорим о здоровьесберегающих технологиях в музыкальной
деятельности ДОУ.
При проведении занятий, развлечений, занятий по развитию вокальных
способностей,
танцевальных
способностей,
применяются
следующие
здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Логопедические песенки – распевки ( распевки на отдельные гласные
звуки, на слоги, на слова, сочетающие в себе глухие и звонкие звуки,
твердые и мягкие);
Дыхательная гимнастика ( А. Стрельниковой);
Артикуляционная гимнастика (включает в себя несложные статические и
динамические упражнения для языка и губ);
Динамические паузы (рекомендуются при утомлении);
Оздоровительные
фонопедические
упражнения
(упражнения
для
профилактики заболеваний горла и голосового аппарата) ;
Музыкотерапия;
Игровой массаж.
2.
Семинар
–практикум
с
элементами
тренинга
по
теме
«Игровой
массаж и самомассаж» и «Пальчиковая гимнастика».
Теоретическая часть. «Игровой массаж и самомассаж»
Цель игрового массажа– научить детей посредством правильного выполнения
игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие,
печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем и
взрослым,
и
детям
–
нравится
массаж?
Всё
дело
в
том,
что
массируя
определённые
точки
тела,
мы
бессознательно
посылаем
положительные
4
сигналы
внутренним органам - сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку,
другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры
кожи,
улучшая
циркуляцию
крови
и
лимфы,
активно
влияет
на
обменные
процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того,
поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.
Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только
больному,
но
и
здоровому
человеку.
Взрослый
человек
сам
понимает,
что
массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить
грамотный и опытный педагог.
Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. В
непосредственно
организованной
образовательной
деятельности
по
музыкальному
воспитанию
массаж
проводится
под
музыку
–
слова
пропеваются, или ритмодекламируются , или музыка звучит просто фоном.
Дети
закрепляют
в
игре
навыки
правильного
выполнения
элементарного
самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было
ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен.
Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или
«рисуют» своё тело и лицо.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на
указанные
точки,
а
массировать
их
мягкими
движениями
пальцев,
слегка
надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять
в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Проводя
массаж
определённых
частей
тела,
используют
приёмы:
поглаживание, разминание, растирание, пощипывания, лёгкие постукивания.
Далее родителям, предварительно разделённым на 2 команды, были
предложены
заранее
подготовленные
задания
в
виде
комплексов
игрового
массажа
и
самомассажа.
Нужно
было
в
течение
небольшого
времени
ознакомиться с текстом игрового массажа ( по 2 каждой команде) и показать
этот комплекс другой команде.
5
Практические упражнения для 1 команды:
Игровой массаж «Били лён».
И.П.- встать друг за другом, «паровозиком».
Били лён, били, Стучат друг другу кулачками по спине.
Топил, топили, Растирают ладонями
Колотили, колотили, Шлепают ладошками.
Мяли, мяли, Разминают пальцами.
Трепали, трепали, Трясут за плечи.
Белы скатерти ткали, «Чертят» по спине ребрами ладоней.
На столы накрывали. Поглаживают ладонями.
Игровой массаж и самомассаж « Гусёнок Тимошка».
Гусёнок Тимошка пошёл погулять, Шлёпают ладошками по коленям.
Зелёной и сочной травы пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.
Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами «клювики»
Весёлый всегда, Хлопают.
Он травку пошёл пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.
Гусёнок Тимошка пошёл на лужок, Шлёпают ладошками по коленям.
Увидел красивый и вкусный цветок. Гладят шею сверху вниз.
Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами клювики «
Весёлый всегда, Хлопают
Уж очень был вкусный цветок! Круг. движения по животу
Гусенок Тимошка на речку пошёл, Шлёпают ладошками по груди.
В высокой осоке лягушку нашёл Щиплют щечки.
Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами клювики
Лягушка: «Ква-ква» Качают ладонями с растопыренными
пальцами
6
Подружку себе он нашёл Хлопают.
Практические упражнения для 2 команды:
Игровой массаж «Кошкин дом».
И.П.- встать друг за другом, «паровозиком».
Тили-бом! Тили-бом! Стучат кулачками по спине.
Загорелся кошкин дом! Хлопают в ладоши.
Загорелся кошкин дом!
Идёт дым столбом! «Рисую» на спине спирали – «дым»
Кошка выскочила! Шлёпают ладошками по спине.
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром, «Бегают» по спине пальцами.
Заливает кошкин дом, Гладят по спине сверху вниз.
А лошадка – с фонарем, Стучат кулачками.
А собачка – с помелом, Гладят по спине вправо-влево.
Серый заюшка – с листом. Стучат ребром ладони.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь Погас! Гладят по спине сверху вниз.
Игровой массаж и самомассаж «Две Наталочки».
Две Наталочки.
Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста.
Две бойкие Наталочки Не играют в «салочки»
Две смелые Наталочки Играют –Ах! –в «щипалочки».
Щиплют ушки, Щиплют ручки,
Локоточки Щиплют шейку,
Щиплют ножки, А потом живот немножко.
7
Не ругайте вы Наташ- Они делают массаж!
Родители по очереди выполняют комплексы игрового массажа.
Теоретическая часть. «Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры»
Игры
развивают
речь
ребенка,
двигательные
качества,
повышают
координационные способности пальцев рук ( подготовка к рисованию, письму),
соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым
интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе
русского народного творчества.
Кончики
пальцев
-
есть
второй
головной
мозг.
В
жизнедеятельности
человека
рука
играет
важную
роль
на
протяжении
всей
его
жизни.
Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Пальцами
можно
трогать,
брать,
поглаживать,
зажимать
...
Невозможно
перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со
стимулирующим
влиянием
на
развитие
речи
являются
мощным
средством
повышения работоспособности головного мозга.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех
психических
процессов,
и
в
частности
речи,
играет
формирование
и
совершенствование
тонкой
моторики
кисти
и
пальцев
рук.
Упражнения
с
дошкольниками необходимо начинать выполнять сначала в медленном темпе
от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя
руками
вме сте.
Указания
ребенку
должны
быть
с п о ко й н ы м и ,
доброжелательными и четкими.
Практические упражнения для 1 команды:
8
Пальчиковая игра «Поросенок»
Громкий звук раздался утром рано: Хлопки
Я в окошко выглянул спросонок: Рисуют пальцами « окошко»
Розовый, веселый, аккуратный : Гладят себя по голове
На машине ехал поросенок: Прижимают пальцем кончик носа.
Поросенок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нем: «Рисуют» пальцами клеточки
Он вертел довольно головою: Вертят головой
Вместе с головой вертел рулем: « Крутят руль»
На копытцах – белые перчатки: Гладят поочередно одну руку другой
И панама вышита цветами: Делают руками бутон цветка
Ехал он на травке поваляться: «Крутят руль»
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал поросенок на рассвете Поднимают руки вверх
Розовый, похожий на зарю… Описывают руками дугу.
И, предупреждая всех на свете Грозят пальцем
Нажимал на пятачок: Прижимают пальцем кончик носа,
говорят -Хрю – хрю! «Хрю-хрю».
Практические упражнения для 2 команды:
9
пальчиковая игра «Веселится детвора»
Тр-р-р- машины загудели, « Заводят мотор» руками
Вж-ж-ж-колеса засвистели!
Отойди в сторонку, На площадке гонки! Грозят пальцем
Обгоняет всех лисица Пальчиком правой руки бегают» по левой
руке.
На машинке голубой,
А за нею кукла мчится. Пальчиками левой руки» бегают» по правой
руке.
Машет зрителям рукой.
Мишка в красном колпачке Стучат кулачками по коленям
Едет на грузовичке.
Зайка тоже очень рад: Пальчиками « бегают по телу вверх до шеи.
Дали зайке самокат.
Вот и финиш. Стоп. Руки скрестили на груди, похлопали ладошками
по плечам.
Ура! Руки вверх
Веселится детвора! Хлопают в ладоши.
Далее с родителями был проведен общий комплекс игрового массажа
«Дружок».
10
Комплекс игрового массажа «Дружок».
Дети стоят парами по всему залу.
У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! гладят руки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают в ладоши
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
гладят по ручкам друг друга
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! Гладят свои щечки.
Я пощиплю их немножко. Легко щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже Поворачиваются, растирают
На мои похожи. Щечки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! Массируют мочки ушей.
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием
11
Раз, два, три!
Твои ушки тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
теребят ушки друг друга
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! гладят себя по спине.
Я похлопаю по спинке. 1,2,3 Шлепают ладошками по спине.
Твоя спинка тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
На мою похожа. Шлепают по спине друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой»
Покружись со мной разок.
После выполнения родителями практических упражнений в виде
комплексов игрового массажа и пальчиковой гимнастике, им были предложены
вопросы:
3.Вопросы к родителям:
Какие вы приобрели новые знания и умения? Что оказалось полезным для вас?
Кто из Вас может поделиться опытом использования здоровьесберегающих
технологий дома со своими детьми?
Итог мероприятия: Очень надеюсь , что информация, которую вы получили,
окажется для вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться
дома. Любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не
применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом
12
деле важнее всего! Потому здоровые дети – это не только счастливые дети, но и,
прежде всего, счастливые родители!
4.В заключение родителям были предложены буклеты по теме:
«Пальчиковая гимнастика» и «Пальчиковые игры», «Дыхательная гимнастика»,
«Музыкотерапия в детском саду и дома», «Комплекс дыхательной гимнастики
по методике А. Стрельниковой»
13