Автор: Конина Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель 1-й квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ №48 "Росток" Населённый пункт: ХМАО-Югра. г.Сургут Наименование материала: Консультация Тема: Как научить ребенка говорить правильно. Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Конина Т.Ю.
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка
после
рождения
в
общении
с
родителями,
другими
взрослыми,
детьми.
Речь
чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка.
Общие рекомендации для родителей
Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в
том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев
рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к
тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание
пуговиц, завязывание шнурков. Поощряйте познавательные способности ребенка.
Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые
слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно
излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше
вопросов.
Расширяем
словарный
запас,
учим
причинно-следственным
рассуждениям
(4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный -
горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот.
Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком,
мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу
типа:
"Листья
с
деревьев
облетели,
потому
что...”.
Предложите
ребенку
придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.
Советы профессионала
Первый совет. Начиная учить стишки, ребенок, как правило, спешит, и поэтому
тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все
слова
расслышали
слушатели.
Ведь,
если
слова
прожеваны,
окончания
проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал
выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать,
как
это
делать.
То
есть
прочитать
стихотворение
медленно,
с
паузами,
с
интонацией.
Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно,
ребенку
должно
быть
интересно
рассказывать.
Так
что
пусть
ребенок
сам
выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и
неинтересно
прочитанный
текст,
прочитай
одну
и
ту
же
самую
сказку
с
выражением и без выражения.
Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши
его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты
расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. Хвалите ребенка,
даже
если
он
неидеально
произнес
речь.
Восхищайтесь
своим
малышом,
школьником, подростком – так вы воспитаете уверенного в себе человека. Когда
ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он
обязательно станет успешным.
Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова:
например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок
увидел
различия,
можно
предложить
ему
нарисовать
близкие
понятия
и
проанализировать
те
детали,
которые
характеризуют
каждое
из
них.
Затем
попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например,
пусть
он
пририсует
манжеты
к
варежке
и
к
перчатке.
Опора
на
зрительный
анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.
Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в
котором
также
используются
зрительные
«подсказки».
Составьте
и
напишите
рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и
попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся
задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например:
«Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат).
Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).
Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о системе штрафов и
поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы»,
«ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут
обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов».
Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов
или посмотреть на собеседника.
Активная речь. До определенного возраста ребенок
понимает гораздо больше
слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь
ребенку скорее сделать ее «активной»?
•
Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.
•
Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.
•
Играйте
в
пальчиковые
игры,
развитие
мелкой
моторики
пальцев
напрямую
стимулирует развитие речи.