Напоминание

"Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию "


Автор: Филатова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Белоручейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Депо, Вытегорский район, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию "
Раздел: полное образование





Назад





Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
План 1. Необходимость подготовки к ЕГЭ 2. Система подготовки А) 5-9 классах Б) 10-11 классах 3. Результат работы Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент китайский язык, он спрашивает: «Когда сдавать?». Время на подготовку к экзамену – актуальная проблема. Следовательно, главный вопрос при подготовке к ЕГЭ не только «Как?», но и «Когда начинать готовить и готовиться?». Вопросы эти взаимосвязаны. Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца, ни за год. Я имею ввиду получить высокие баллы, просто сдать экзамен ещё возможно. То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися ЕГЭ, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня. Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию начинается в среднем звене с 5 и 6 (обществознание) класса и ведётся вплоть до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по истории и обществознанию, чтобы эту закономерность проследить, особенно сейчас, когда уже в первые задания включены вопросы, которые изучаем в 5,6 классе по истории древнего мира и истории средних веков. В последние годы, в связи с введением ЕГЭ, мне, как и многим другим учителям, пришлось значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность. Пришлось много передумать, прочитать. В результате сформировалась определённая система работы. Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания истории и обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то наш интереснейший труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить, таким образом, в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Я считаю, однако кто-то с этим может не согласиться, что это главное в успешной сдаче экзамена особенно по истории. Поэтому начиная с 5 класса, ставлю задачу увлечь детей своим предметом, выявить «любителей истории» и поддерживать их интерес на протяжении всей учебы. Обязательное при этом участие детей в олимпиадах, конкурсах, различных мероприятиях.
Следующий шаг, который должен сделать учитель,

действительно любящий своих учеников, помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов
.
Дело в том, что ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому подготовка к ЕГЭ требует систематической работы по развитию у учащихся 5-11 классов соответствующих знаний умений и навыков, но это не «натаскивание», как, к сожалению, еще считают некоторые педагоги, это технологический подход, начинать который надо не в 11-м, а возможно уже в 4-5 классе. Даже если педагог в настоящее время не работает в выпускных классах, он должен беспрестанно помнить, что его ученикам предстоит сдавать экзамен через пять-шесть лет, и он закладывает не только фундамент знаний, но и главное — фундамент умений. Уже начиная с 5 класса, я использую рабочие тетради, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Постоянно при закреплении и повторении изученного материала использую тесты с различными заданиями. К 9 классу большинство учащиеся уже обладают необходимыми знаниями умениями и навыками по предметам осознанно выбирают экзамен и успешно его сдают. Надо отметить, что для девятиклассников вводится предмет по выбору и здесь рассматривались проблемы шире и глубже. (обществознание - Изучение Конституции Р.Ф; история - «Исторические личности и их деятельность (консультации). Подготовку к государственной (итоговой) аттестации в 10-11классе можно разбить на 3 этапа. Первый этап – это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы. Для этого в 10 классе на первой неделе сентября провожу безоценочный диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы. Цель проведения обязательно сообщается ученикам, что помогает правильно спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее западающие темы, что в дальнейшем упрощает планирование работы учителя. Учащиеся, которые не смогли справиться со своими заданиями, приглашаются на консультации во внеурочное время, где повторяется теоретическая база и решаются задания по этим темам. Приступая к изучению обществознания и истории в 10-м классе, я обязательно ориентируюсь на Кодификатор. Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план с и с т е м ат и ч е с ко й с а м о с т оя т е л ь н о й п од го т о в к и к э к з а м е н у. Начиню с анализа структуры экзаменационной работы и выделяю те темы, которые в нее включены. Затем подбираю учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить курс обществознание. Я считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с
целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьного обществознания. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий. Перед непосредственной подготовкой к экзамену я подробно знакомлю учащихся с процедурой проведения государственной (итоговой) аттестации и итогами предыдущей аттестации. Они должны усвоить не только организационные особенности тестирования, но и особенности содержания и оценивания экзаменационной работы, с этой целью в кабинете истории на специальном стенде размещена вся необходимая учащимся информация: с т р у к т у р а Е Г Э , п р о ц е д у р а с д а ч и э к з а м е н а . Второй этап подготовки – это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы. Каждый ученик получает индивидуальный текст, составленный самостоятельно учителем или применяю готовые ( сайт Решу ЕГЭ) содержащие набор заданий, которые предусмотрены требованиями к обязательным результатам обучения. Решения подробно разбираю и комментирую. Если какое-то задание не вошло в комплект тренажеров то оно разбирается особенно тщательно, и я готовлю типичные примеры для более основательного усвоения. Третий этап – завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй и третьей части тренировочных э к з а м е н а ц и о н н ы х р а б о т . Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. Работа с текстом на уроках обществознания, особенно в старшей школе, – является одним из основных видов моей работы. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа подбираю как из учебной, так и из художественной литературы. Кроме того, использую тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. ЕГЭ по обществознанию включает в себя задание С9 , которое требует от выпускников написание эссе. Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу. Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам. Тем не менее, написание эссе вызывает наибольшие трудности у учащихся. Готовить детей к эссе можно так. После прохождения темы учащимся предлагаю дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания подбираю так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превращается в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинаю с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Я, основываясь на
установленных критериях оценки, вслух разбираю выступления и оцениваю их, к разбору эссе можно привлекаю и учащихся. Критерий оценки должен примерно совпадают с критерием оценки эссе на ЕГЭ[1]. Учу школьников писать эссе начиная уже с 5 класса. Особую помощь в подготовке к его н а п и с а н и ю о к а з ы в а е т р а б о т а с д о к у м е н т а м и н а у р о к а х . В 10 — 11 классе в начале каждого занятия провожу работу с терминами, расширяющую словарный запас учеников путём введения широко используемых в настоящее время слов иноязычного происхождения, а также обществоведческих терминов. Порой ученики их просто заучивают, не всегда понимая смысл. Поэтому в заданиях по обществознанию требую не только передать смысл того или иного понятия, но ещё и составить с ним предложения. В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа с интернет ресурсами. Мною разработаны презентации Microsoft PowerPoint по различным темам школьной программы. Они используются полностью или фрагментарно на уроках по вновь изученной теме, на уроках систематизации знаний учащихся, на этапе контроля знаний учащихся по изученной теме, при организации итогового или текущего повторения, при изучении смежных тем. Данные материалы применяю применяться на уроках обществознания, начиная с пятого класса. Форма заданий соответствует заданиям государственной итоговой аттестации. В 10 классе каждый ученик заводит отдельную тетрадь, где отмечает материал, которые повторяли, фиксирует ошибки, которые допустил, словом, записывает все «удачи и поражения». В конце учебного года ученик видит свой рост или проблему, над которой следует еще работать. Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикуется во время ежеурной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов обществознания. Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки. ЕГЭ по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание учителя помочь своим ученикам. Я убедилась в том, что работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия, приобретают систематический характер. Руководствуясь в своей практике исключительно такими методами, в 2015 г. мои выпускники показали результаты по истории и обществознанию выше районного и областного.


В раздел образования