План заседания клуба знатоков литературы "Что? Где? Когда?"
Автор: Трусова Нина Семёновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Беловская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Курская обл., Беловский район, сл.Белая Наименование материала: методическая разработка Тема: План заседания клуба знатоков литературы "Что? Где? Когда?" Раздел: полное образование
Оформление зала: Вверху на стене большой плакат со словами:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро.
Ниже – эмблема клуба. На фоне раскрытой книги слова
«Что? Где? Когда?» и портрет А.С Пушкина.
Музыкальное оформление:
( Музыкальные произведения исполняются на электронных
клавишных инструментах. Они создают фон, на котором идёт представление
знатоков, задаются вопросы. Музыка негромкая.)
Оборудование:
1. Компьютнр для демонстрации кинофрагментов.
2. Портреты писателей.
3. Выставка книг по теме заседания клуба.
___________________________________
Музыка: «Широка страна моя родная»
Учитель : Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,.
Ты вспоминаешь родину такою,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать
(К. Симонов).
* * *
Много стран есть на свете других:
Те же птицы там в воздухе реют,
Те же зёрна там в яблоках зреют,
Те же косточки в вишнях тугих.
Но такая, как наша, одна!
Всю её омывает волнами,
Вся она в полный рост перед нами
Озарённая солнцем видна.
(Д.Алтаузен).
Ведущий: Cемьдесят лет над нашей Родиной синее-синее небо и солнце,
доброе, ласковое, не застланное дымом. И ветер, свободный от сладковато-
горького запаха пороха. Играют на земле дети, знающие о войне только
понаслышке.
Уже
редко
встретишь
сегодня
разрушительный
след
отгремевших боёв. Воронки от бомб и снарядов, окопные траншеи – эти
чудовищные шрамы на теле земли – затянуло время, сгладило. Пепелища
городов и сёл, выгоревшие коробки зданий увидишь только на фотографиях.
Но перед памятью человеческой, перед памятью сердца время бессильно.
Сколько на земле нашей людей, обожженных войной! Матерей, чьи глаза
выцвели
от
слёз.
Отцов,
отдавших
сыновей.
Женщин,
которые
остались
вдовами с маленькими детьми на руках. Юношей и девушек, которым ни разу
в жизни не довелось обратиться со словом «папа» к родному человеку.
Ветеранов, чьи раны и сегодня болят и ноют к непогоде. Шестьдесят два года
– это целая человеческая жизнь. Немалый срок. Но ничего не можем, не
смеем забыть.
О
поколениях,
прошедших
сквозь
огонь
великих
боёв
с
фашизмом,
написано немало. Сегодня мы хотим обратиться именно к книгам о мужестве,
о подвигах, о доблести и славе, чтобы напомнить вам, сидящим в зале,
сколько
жизней
отдано
за
свободу
нашей
Родины,
каким
титаническим
солдатским трудом завоёвано сегодняшнее счастье видеть над головой синее-
синее небо, доброе, незамутнённое солнце, слышать радостный смех детей.
Обратите
внимание
на
выставку
книг,
специально
подобранных
к
сегодняшней встрече с вами. Здесь произведения, рассказывающие о самых
различных эпохах в истории нашей Родины. Здесь представлены героические
страницы нашей страны.. О них и пойдёт речь на сегодняшнем заседании
клуба знатоков литературы.
Ведущий : Сегодня с писателями и их произведениями встречаются две
команды из учащихся 8, 9, и 10 классов.
Команды «Пламя» и «Факел», займите свои рабочие места.
Музыка : «Марш».
Ведущий : Всех сидящих в зале просим соблюдать тишину. Вы зрители.
Поэтому вы не имеете права говорить и тем более подсказывать знатокам.
Запомните: вы только зрители.
Гете говорил: «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю
музыку». Поэтому, чтобы знатоки успокоились, не волновались, предлагаем
музыкальное задание для разминки.
Знакомы ли вам эти мелодии? Назвать автора стихов и музыки.
1-я мелодия: «Алёша», музыка Колмановского, слова Ваншенкина.
2-я мелодия: «Я сегодня до зари встану» ( музыка Фрадкина, слова
Рождественского. )
Несколько слов о порядке проведения заседания клуба.
Вопросы для знатоков будут заданы в самой различной форме: устно, по
картинам,
они
услышат
некоторые
музыкальные
произведения,
увидят
кинофрагменты.
На
обдумывание
каждого
вопроса
знатокам
по
одной
минуте. Отвечает один из знатоков по поручению всей команды. Во время
пауз (времени на обдумывание вопроса) мы представим вам сегодняшних
участников встречи.
Музыка: Бетховен «К Элизе».
Ведущий : Заседание клуба знатоков открываем! (Барабанная дробь).
1.
Вопрос
команде
«Пламя». Докажите,
что
Н.В.Гоголь
был
прав,
говоря высокие слова о мужестве в адрес русского человека. Повторите эти
слова.
(«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая
пересилила бы русскую силу»).
Музыка: «Днепро».
Ведущий :
Я
представляю
вам
капитана
команды
«Пламя»
Б.С.
Она
мечтает стать врачом. Считает эту профессию самой гуманной на земле.
Любимыми поэтами её являются А.С.Пушкин и С.А.Есенин. С. – мастерица.
Недавно
она
стала
победительницей
школьного
конкурса
«А
ну-ка,
девушки!»
В
свободное
время
любит
читать,
прекрасно
вяжет,
готовит,
танцует, поёт. Любит голубые тона, так как они, по её мнению, ей к лицу.
Ответ команды знатоков.
2.
Вопрос
команде
«Факел». Назовите
автора,
произведение,
имя
главной героини, которая произносит следующие слова: «Иногда, вспоминая
Иванио, я содрогаюсь от мысли, что могла бы и не встретиться с ним,
попасть в другой лагерь, не увидеть его схватки с командофюрером, не
побежать за ним после страшного взрыва – пройти в жизни где-то мимо него,
не соприкоснуться с ним. Но этого не случилось, и теперь я говорю спасибо
провидению, спасибо всем испытаниям, выпавшим на мою долю, спасибо
случаю, сведшему меня с ним».
(В.Быков. «Альпийская баллада». Джулия).
Музыка: «Журавли».
Я представляю капитана команды «Факел» И.А. Он ученик 10 класса и
мечтает
стать
хорошим
специалистом
сельского
хозяйства
–
агрономом,
предварительно получив основательные знания по своей профессии. Почему
агрономом? Сельское хозяйство требует не только физической силы, но и
хороших знаний. Что повлияло на выбор будущей профессии? Статья в
журнале «Наука и жизнь». Её он прочитал ещё в 8 классе. Это статья о новых
методах ведения сельского хозяйства. А. – серьёзный парень, но как он
относится
к
девушкам?
Что
ему
нравится
в
современных
девушках?
Самостоятельность в суждениях и поступках. Не нравится – стремление к
лёгкой жизни, боязнь трудностей, стремление жить, не любя труд.
Ответ команды знатоков.
.
Вопрос
команде
«Пламя». Из какой главы, какого произведения и
какого а втора взяты эти строки:
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(А.Твардовский. «Переправа». «Василий Тёркин»).
Музыка: из к/ф. «Белорусский вокзал».
Ведущий :
Я
представляю
вам
участника
сегодняшней
встречи
из
команды С.А. О своей мечте он ничего не сказал, но мы его хорошо знаем
как
спортсмена.
Он
любит
спорт,
следит
за
всеми
спортивными
телепередачами:«Спорт», «Спортивное обозрение», за всеми матчами. Любит
читать. Особенно нравится фантастика и приключения. Любимый писатель –
Конан Дойл. Очень симпатичный и скромный юноша.
Ответ команды знатоков.
4. Вопрос команде «Факел». Кто автор данных строк? Продолжите и
назовите героиню:
Если мимо виселицы прямо
Всё идти к востоку – там Москва,
Если очень громко крикнуть: «Мама»,-
Люди смотрят: есть ещё слова.-
(Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит.
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру. Но правда победит.
Из поэмы М.Алигер «Зоя»).
Ведущий : Я представляю вам постоянного члена нашего клуба Ш.И.
Она
мечтает
стать
учителем,
но
литературы
или
математики
–
пока
не
решила. После окончания учебного заведения обязательно вернётся в село,
так как по душе этой девушке красота родных мест. Она любит читать,
рисовать, слушать музыку. Любимый цвет – голубой, время суток – рассвет,
имя мальчика – Женя.
Ответ команды знатоков.
5. Вопрос команде «Пламя». Кто автор данных строк? Продолжите их:
Встречайте трепетную весну, люди земли,
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
(Мечту пронесите через года
И жизнью наполните,
Но тех, кто уже не придёт никогда,
Заклинаю: помните.
Р.Рождественский «Реквием»).
Музыка: «Берегите мир».
Ведущий : Я скажу несколько слов об участнице команды К.О. Ученица
10 класса, любит размышлять, анализировать, сопоставлять. Ей не скучно
самой с собой. Она мечтает стать врачом–терапевтом. Я думаю, что её выбор
будет правильным, потому что эта профессия требует не только знаний в
своей
области,
но
и
большого
сердца,
душевности,
теплоты,
чуткости,
отзывчивости, умения сострадать. А этими качествами девочка обладает.
Ответ команды знатоков.
Ведущий:
6. Вопрос команде «Факел». Назвать автора произведения и
исполнителя. Какова главная мысль произведения?
(К.Симонов «Родина»).
Музыка: «Родина моя, мирная, любимая»
Ведущий : Я представляю вам члена команды «Факел» П.С. Мы знаем с
вами довольно распространённую поговорку: «Скажи мне, кто мой друг, и я
скажу, кто ты». Так вот друг С. – С.А., которого он ценит за то, что тот
поможет в трудную минуту. С. увлекается спортом, болеет за команду ЦСКА.
Любит читать произведения о Великой Отечественной войне.
Ответ команды знатоков.
7. Вопрос команде «Пламя». Назовите произведение и автора данных
строк. Какова тема этого произведения?
«Её мы увидели, как только стали переезжать заросшую невысоким
камышом речку. Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая,с
распущенными
волосами.
Вокруг
неё
сгрудились
коровы,
овцы,
куры.
Заметив нас, звонко заржали кони.
Вверху носились белокрылые голуби.
Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошёл с коня. Слегка
прихрамывая, он подошёл к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку
и опустился перед Марией на колени».
(В.Закруткин «Матерь человеческая).
Музыка: «Враги сожгли родную хату».
Ведущий :
Я
предлагаю
вам
участника
команды
«Пламя»
Ж.Ю.
Он
учится в 8 классе. Мечтает стать инженером. В свободное время много
читает. Он ценит людей смелых, мужественных. Хочет быть человеком дела,
а не слова.
Ответ команды знатоков.
8. Вопрос команде «Факел». Назовите произведение и автора данных
строк. Какова тема этого произведения?
«Нет,
ни
крика
они
испугались,
ни
гранаты,
которой
размахивал
старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один
он,
на
много
вёрст
один-одинёшенёк.
Не
вмещалось
это
понятие
в
фашистские их мозги, и потому на пол легли, мордами вниз, как велел. Все
четверо легли, пятый, прыткий самый, уже на том свете числился».
(В.Васильев «А зори здесь тихие»)
Музыка: из к/ф. «17 мгновений весны».
Ведущий :
Я
представляю
вам
участницу
команды
«Факел»
Е.М.,
ученицу 8 класса. М. любит животных, прекрасно рисует, много читает. Она
мечтает о профессии врача-стоматолога. Считает, что эта профессия требует
от человека не только специальных знаний, но и терпения, чуткости, умения
сострадать. А этими качествами М. обладает.
Ответ команды знатоков.
9.
Вопрос
команде
«Пламя». Кто из героев, какого произведения и
автора, в какой ситуации произносит эти слова:
«Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что
в те дни, нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аула, в
школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через
которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, не
слыханный и не виданный прежде мир».
(Ч.Айтматов. «Первый учитель»).
Музыка: «Школьный вальс».
Ведущий : Я представляю вам участниц сегодняшней встречи З.Р., Н.Л.,
З.И. Эти девочки мечтают стать учителями.
И. эта профессия нравится потому, что она непосредственно общается с
мамой – учительницей, Р. – у неё сестра учит ребят русскому языку и
литературе, а Л. потому, что её учат такие замечательные учителя, как Т. Н.С.,
К. Г. И.
Эти девочки считают, что такие качества, как доброта, справедливость,
требовательность, необходимы учителю.
Что любят читать наши участницы? Л. нравятся произведения В Быкова,
потому что этот писатель всегда ставит своих героев в такие ситуации, где
проверяет их на высокое звание человека. И. – произведения М Булгакова, Р.
– В. Распутина.
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Не стареют душой ветераны».
10.
Вопрос
команде
«Факел». Назовите
имена
людей,
получивших
высокое звание Героя Советского Союза, жителей нашего Беловского района.
Что вы о них знаете?
Ведущий : Я представляю вам участницу этой команды С.Т. Она учится в
10 классе, мечтает стать учителем русского языка и литературы. Очень любит
читать
художественную
литературу
на
исторические
темы,
интересуется
зарубежной
литературой.
Любимыми
музыкальными
произведениями
её
являются 14 соната Бетховена («Лунная») и музыка из спектакля Кальмана
«Принцесса
цирка».
Она
любит
путешествовать,
знакомиться
с
новыми
людьми, произведениями искусства.
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Марш 232 дивизии».
11.12. Вопрос командам одинаковый. Вы знаете, ребята, что в нашей
школе действует группа «Поиск», которая занимается краеведческой работой.
Среди участников команд есть ребята поисковой группы, я вижу их в зале.
Вопрос
командам:
прошу
вас
рассказать
об
одном
из
участников,
освобождавшем
наш
район
от
фашистских
захватчиков
в
годы
Великой
Отечественной войны, о человеке, с которым вы лично знакомы. Можете
пригласить 2-3 помощников для ответа из зала. Ответ можете сопровождать
песней, стихотворением, танцем.
Ведущий : Я представляю Б.Л., Ш.Л. – из команды «Пламя». Эти девочки
учатся в разных классах. Л. – в 9 классе, а А. – в 8. Из всех времён года любят
лето. Это, по их словам, самое беззаботное время. Л. любит читать, вязать,
шить, а А. нравятся весёлые фильмы. А ещё она любит играть в футбол. И
знаете кем? Вратарём! Смелая девчонка!
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Я сегодня до зари встану».
13, 14. Назовите известные вам имена курских поэтов и писателей и
их произведения о Великой Отечественной войне.
Ведущий: Я знакомлю вас с новичком нашего клуба М.Е. Вы знаете эту
весёлую, жизнерадостную девочку, которая сочиняет стихи, пишет музыку и
мечтает стать юристом. Много читает, прекрасно поёт. И как на всё это у неё
хватает времени? Принимаем тебя в наши ряды!
Ответ команды знатоков.
15. Вопрос команде «Пламя». К каким произведением могут служить
иллюстрациями эти картины?
(«Раненый». К произведению Ю.Бондарева «Горячий снег»; «Ночной
бой». К произведению К.Симонова «Сын артиллериста»).
Ведущий : С.В. – новичок нашего клуба. Мечтает стать водителем. В
свободное время любит читать книги. Очень любит лес, речку, поле. Любит
кататься на мотоцикле, но так, чтобы езда дух захватывала. Когда кажется,
что летишь, как птица. Необъяснимое чувство охватывает при этом. Мы
желаем ему попутного ветра и удачи.
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Журавли».
16.
Вопрос
команде
«Факел». Сейчас
вы
увидите
кинофрагмент.
Назовите автора и произведение, по которому снят фильм.
(Ю.Казакевич «Звезда»).
Ведущий : Я представляю вам К.М. Мечтает стать военным, потому что
это профессия сильных, мужественных, надёжных людей. Из прочитанных
книг больше всего запомнились произведения А.Солженицына, В.Распутина.
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Маки, маки, алые маки…»
17. Вопрос команде «Пламя». К какому произведению о войне может
служить иллюстрацией эта картина?
(«Переправа
через
Волгу».
К
произведению
«Василий
Тёркин»
А.Т.Твардовского).
Ведущий :
Я знакомлю вас с А.Н. – ученицей 10 класса. Она учится
первый год в нашей школе, участвует в заседании нашего клуба тоже в
первый раз. Но многим из вас, наверное, приглянулась эта скромная, милая
девушка. Она мечтает стать врачом. Почему? Сама в детстве часто болела.
Поэтому
и
решила:
сделаю
всё,
чтобы
люди
меньше
болели.
Важным
качеством в человеке считает моральную стойкость и сострадание к чужой
боли.
Ответ команды знатоков.
Музыка: «Товарищи по оружию». И.Резник.
18.
Вопрос
команде
«Факел». (Кинофрагмент).
Назовите
автора
и
произведение, по которому поставлен фильм. Назовите главных героев.
(Б.Васильев «А зори здесь тихие…»).
Ведущий :
Я
представляю
вам
Б.К.
Она
мечтает
стать
учителем
литературы.
Литература
–
её
любимый
предмет.
Любит
читать
книги
о
Великой
Отечественной
войне,
современную
литературу
и
поэзию.
Увлекается волейболом, катается на коньках, любит животных.
Ответ команды знатоков.
Ведущий: Вот и познакомились вы со всеми нашими знатоками. Если
вам было интересно, если вместе с участниками команд вы проверяли и свои
знания,
если
вы
хоть
немного
прикоснулись
своим
сердцем
к
великому
священному слову «подвиг», то цели этой встречи мы достигли.
Вопросы,
подготовленные
для
знатоков,
исчерпаны.
Я
хочу
поблагодарить всех наших участников и зрителей за игру.
Жюри прошу подвести итоги встречи команд «Факел» и «Пламя»
вручить призы.
(Идёт награждение команд).
Музыка: из к/ф. «17 мгновений весны»
Ведущий: У вечного огня стоим в молчанье строгом.
Кто похоронен здесь?
Мой дед, отец иль брат?
У вечного огня мы думаем о многом,
И в жуткой тишине сердца живых стучат.
Кудрявится листва,
И в небе столько сини!
И всем нам отчий край
Неповторим и мил.
Я низко кланяюсь – тут спит солдат России,
Однажды смерти путь он сердцем преградил.
Заседание клуба знатоков объявляю закрытым.