Напоминание

"Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-дошкольника"


Автор: Ким Виктория Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №66"
Населённый пункт: Пермский край, г. Березники
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер-класс «Предметно-пространственная развивающая среда

ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-

дошкольника»

Ким Виктория Львовна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 66» город Березники

Цель:
продемонстрировать конкретные методические приемы работы с детьми, с целью обогащения социального опыта ребенка-дошкольника посредством детской субкультуры в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ.
Материал:
бумага, ножницы, степлер, дырокол, клей, наклейки, картинки, картон.
Ход:
- для участия в мастер-классе приглашаются 8 педагогов
I введение

вступление:
все взрослые, когда то были детьми и у каждого были свои мечты, желания, а может быть даже свои секреты. Лично у меня в детстве была резная деревянная шкатулка ручной работы, где я хранила разноцветные камушки, ленточки, календарики, купюры старого образца, заколки. Каждая вещь была важна для меня, имела конкретное значение. И я уверенна в том, что у каждого из вас в детстве были свои значимые для вас вещи, предметы, приметы, правила, которых вы придерживались и были понятны только детскому окружению. Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребенка. А как вы понимаете это определение «Детская субкультура»? Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно- развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку лучше познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других детей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
II основная
Уважаемые коллеги, сегодня я вам продемонстрирую один из компонентов детской субкультуры в предметно-пространственной развивающей среде моей группы.
Ведущий:
Все вы знаете, что предметно-пространственная развивающая образовательная среда состоит из нескольких компонентов и включает в себя определенные зоны, уголки. Предлагаю вспомнить и назвать их, в зависимости от реализуемой образовательной программы они могут называться по-разному. И так пожалуйста кто готов ответить?
Ведущий:
одним из интересных компонентов предметно-пространственной среды моей группы является введение общегрупповых правил
.
Ребенок, попадая в игровое пространство, самостоятельно узнает, как играть, общаться и
взаимодействовать со сверстниками. А рождаются они в результате совместного обсуждения с детьми. Предлагаю на сегодняшней нашей встрече побывать в роли детей и составить свои правила в зависимости от выбранного вами уголка предметно- пространственной среды дошкольной группы. Эти правила оформляются в различные книжки-малышки, свод законов, альбом правил, буклеты, схемы. Предлагаю определиться с названием уголка и в каком виде будут оформляться наши правила.
- Педагоги совместно обсуждают и придумывают название уголка
Итак, мы свами в ходе совместного обсуждения решили, для какого уголка мы будем с вами создавать правила и разрабатывать своеобразный свод законов.
Переходим к содержанию наших правил
Обратите внимание, что это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций. Например, посмотрите на разработанные нами с ребятами правила в уголке по изодеятельности. /показывается и рассказывается пример из своего опыта/. Но прежде, чем приступить к творческой работе, давайте подумаем, будет ли возраст детей играть какую-то роль в содержании самих правил и способах их оформления – будут ли это схемы, рисунки, или и то и другое.
Приступаем к совместному обсуждению и изготовлению
(напоминаю, что содержание должно отражать символ уголка, и не только правила поведения в нем, но и разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций) -
практическая деятельность педагогов
Пожалуйста, кто готов представить ваши наработки
- выступления педагогов (3 мин.)

Ведущий:
благодарю за проделанную работу и представленный материал.
III Заключение

Вывод:
приобщаясь к детской субкультуре, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность. Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре через компоненты предметно-развивающей среды обогащает его социальный опыт путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.


В раздел образования