"Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-дошкольника"
Автор: Ким Виктория Львовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №66" Населённый пункт: Пермский край, г. Березники Наименование материала: Мастер-класс Тема: "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-дошкольника" Раздел: дошкольное образование
ДОУ как средство обогащения социального опыта ребенка-
дошкольника»
Ким Виктория Львовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 66» город Березники
Цель: продемонстрировать конкретные методические приемы работы с детьми, с
целью обогащения социального опыта ребенка-дошкольника посредством детской
субкультуры в предметно-пространственной развивающей среде ДОУ.
Материал: бумага, ножницы, степлер, дырокол, клей, наклейки, картинки, картон.
Ход:
- для участия в мастер-классе приглашаются 8 педагогов
I введение
вступление: все взрослые, когда то были детьми и у каждого были свои
мечты, желания, а может быть даже свои секреты. Лично у меня в детстве была
резная деревянная шкатулка ручной работы, где я хранила разноцветные камушки,
ленточки, календарики, купюры старого образца, заколки. Каждая вещь была
важна для меня, имела конкретное значение. И я уверенна в том, что у каждого из
вас в детстве были свои значимые для вас вещи, предметы, приметы, правила,
которых вы придерживались и были понятны только детскому окружению.
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является
приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой
частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт
ребенка.
А как вы понимаете это определение «Детская субкультура»?
Эффективность
использования
возможностей
детской
субкультуры
в
педагогическом
процессе
в
значительной
степени
определяется
предметно-
развивающей
средой,
которая
постепенно
пополняется
соответствующими
компонентами.
Они
позволяют
ребенку
лучше
познать
и
раскрыть
свои
возможности, а также возможности других детей, освоить различные социальные
роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в
социуме.
II основная
Уважаемые коллеги, сегодня я вам продемонстрирую один из компонентов
детской субкультуры в предметно-пространственной развивающей среде моей
группы.
Ведущий: Все вы знаете, что предметно-пространственная развивающая
образовательная среда состоит из нескольких компонентов и включает в себя
определенные зоны, уголки. Предлагаю вспомнить и назвать их, в зависимости от
реализуемой
образовательной программы они могут называться по-разному. И
так пожалуйста кто готов ответить?
Ведущий: одним из интересных компонентов предметно-пространственной
среды моей группы является введение общегрупповых правил . Ребенок, попадая в
игровое
пространство,
самостоятельно
узнает,
как
играть,
общаться
и
взаимодействовать со сверстниками. А рождаются они в результате совместного
обсуждения с детьми.
Предлагаю
на
сегодняшней
нашей
встрече
побывать
в
роли
детей
и
составить свои правила в зависимости от выбранного вами уголка предметно-
пространственной среды дошкольной группы.
Эти правила оформляются в различные книжки-малышки, свод законов,
альбом правил, буклеты, схемы. Предлагаю определиться с названием уголка и в
каком виде будут оформляться наши правила.
- Педагоги совместно обсуждают и придумывают название уголка
Итак, мы свами в ходе совместного обсуждения решили, для какого уголка
мы будем с вами создавать правила и разрабатывать своеобразный свод законов.
Переходим к содержанию наших правил
Обратите внимание, что это правила вступления в различные формы, виды
детской
деятельности
и
выхода
из
них,
разнообразные
ритуальные
способы
детского
общения,
специфические
способы
воспитательных
воздействий
на
сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций.
Например, посмотрите на разработанные нами с ребятами правила в уголке
по изодеятельности. /показывается и рассказывается пример из своего опыта/.
Но прежде, чем приступить к творческой работе, давайте подумаем, будет ли
возраст детей играть какую-то роль в содержании самих правил и способах их
оформления – будут ли это схемы, рисунки, или и то и другое.
Приступаем к совместному обсуждению и изготовлению
(напоминаю, что содержание должно отражать символ уголка, и не только
правила поведения в нем, но и разнообразные ритуальные способы детского
общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и
разрешения спорных конфликтных ситуаций)
- практическая деятельность педагогов
Пожалуйста, кто готов представить ваши наработки
- выступления педагогов (3 мин.)
Ведущий: благодарю за проделанную работу и представленный материал.
III Заключение
Вывод: приобщаясь к детской субкультуре, ребенок принимает возрастные нормы
поведения
в
группе
сверстников,
учится
эффективным
способам
выхода
из
трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные
проблемы
и
овладевает
собственным
поведением,
что
формирует
его
как
личность.
Таким
образом,
приобщение
ребенка
к
детской
субкультуре
через
компоненты
предметно-развивающей
среды
обогащает
его
социальный
опыт
путем усвоения ценностей, норм, присущих как отдельной группе, так и обществу
в целом, что в дальнейшем, несомненно, поможет ребенку в условиях школы.