Автор: Виноградова Ольга Сергеевна
Должность: директор
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №82 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование экологического мировоззрения обучающихся
Раздел: полное образование
Формирование экологического мировоззрения обучающихся
Виноградова Ольга Сергеевна,
директор МАОУ
«Лицей №82 г. Челябинска»
Главной целью экологического образования является формирование у
обучающихся экологического мировоззрения на основе единства научных и
практических знаний, ответственного и положительного эмоционально-
ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению
качества жизни, удовлетворению потребностей человека.
Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть
сосредоточен на:
формировании знаний, необходимых для понимания
процессов, происходящих в системе «человек-общество-техника-природа»,
содействии
решению
локальных
социально-экологических
проблем;
воспитании
бережного
отношения
к
природе
и
выработке
активной
гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению
социально-экологических
проблем
и
ответственности
за
состояние
окружающей среды;
умении анализировать экологические проблемы и
прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей
самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически
значимых решений.
На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской
области от 29 декабря 2021 года №01/3314 «О признании организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
региональными
инновационными площадками в Челябинской области на 2022 год». МАОУ
«Лицей
№82
г.
Челябинска»
признан
региональной
инновационной
площадкой по направлению «Экологическое образование: концепция новой
образовательной модели».
В соответствии с приказом Комитета по делам образования города
Челябинска от 21 марта 2022 года №641-у «О результатах конкурсного отбора
на присуждение в 2022 году организациям МОС статуса муниципальной
инновационной заявки» МАОУ «Лицей №82 г. Челябинска» присвоен статус
муниципальной опорной площадки, тема проекта: «Экомышление: масштаб –
лицей 82».
Одной из задач экологического образования на современном этапе
является
формирование
у
будущих
специалистов
современного
экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять
свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями
природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня система экологического
образования строится внутри действующей системы образования, являясь её
важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной
почти со всеми естественнонаучными и техническими дисциплинами, и
преподается в том или ином объёме, в том числе и в МАОУ «Лицей №82 г.
Челябинска».
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань
моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы
сегодня
выжить
и
обеспечить
существование
человека
в
будущем,
нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в
соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения
становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.
В
самом
общем
виде
можно
сказать,
что
«экологическое
мировозрение» это система знаний, умений, ценностей и чувство
ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Основными компонентами экологического мировозрения личности должны
стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически
оправданное поведение и
чувство
любви к природе.
Экологическое
мировоззрение
складывается из ответственного отношения:
к природе
(экология природы), к себе как составной части природы (экология здоровья),
к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и
детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом
природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя
заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и
числа
молодых
людей,
ставших
жертвами
наркоалкогольного
и
криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне
низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с
окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре,
эмпатии,
самоограничении,
созидании.
Становится
все
более
ясной
необходимость
усиления
воздействия
на
духовную
сферу
личности,
формирование нравственного компонента экологической культуры, что
является прерогативой процесса экологического воспитания.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше
время. Формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только
овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной
отзывчивости,
умение
и
желание
активно
защищать,
улучшать,
облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные
экологические представления, будут бережнее относится к природе, к своему
здоровью. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической
обстановки в нашем городе, в крае и в стране.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное
воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у
них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей
средой, тем самым оно делает акцент на
эмоциональной, а не на
рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина
«Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо
биологического знания и рассматривается как вся система отношений
человека – к себе, к знанию, к другому, к природе.
Человека,
наделенного экологическим
мировоззрением,
отличает
прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с
внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет
специальных знаний, развития эмоциональной сферы и
практических
навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия
детей
в
качестве
знаний,
опыте
эмоциональных
переживаний
и
практического участия в природоохранной деятельности обуславливают
разный уровень их экологической культуры, разную меру способности
гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик,
это не только природный и социальный мир, но и мир искусства,
информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец,
внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку
необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в
гармонии с ним, т.е. жить экологично.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить
основу формирования личности с новым образом мышления и типом
поведения в окружающей среде – экологическим.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана
также и с тем, что 10 января 2002 г. Президентом Росси В.В. Путиным был
подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава
этого
закона
посвящена
вопросам
«экологического
образования
и
просвещения».
Педагоги
школы,
нацеленные
на
экологическое
образование
и
воспитание обучающихся, активно включают в свои программы биолого-
экологическую составляющую.
Все это позволяет реализовывать экологическое образование и
воспитание учащихся в следующих формах:
- предметная – на уроках биологии и экологии;
- межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая
реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и
воспитания на уроках биологии, химии, математики, литературы и др.;
-
внеурочная
-
различные
формы
внеурочной
и
внешкольной
воспитательной работы:
- классные часы;
- экологическая работа в системе ДО.
Особое
значение
приобретает
экологическое
образование
во
внеклассной
деятельности
учащихся,
в
системе
дополнительного
образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных
навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических
ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-
эстетического
восприятия
природы.
Предпочтение
отдается
активным
формам
деятельности:
экскурсии,
учебно-исследовательские
работы,
экологические тропы и т.п. В лицее ведутся занятия внеурочной деятельности
«Практическая
экология
для
младших
школьников»,
«Химический
инструментарий
в
экологических
исследованиях»,
«Школа
здорового
питания», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс
экологического
становления
учащихся.
Совместно
с
родительской
общественностью
в
лицее
организованы
и
проведены
субботники,
природоохранные акции, внеклассные мероприятия.
При
формировании
экологического
мировоззрения
необходимо
соблюдать
интегрированный
подход.
Он
предполагает
взаимосвязь
исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности,
физической
культуры,
игры,
театральной
деятельности,
литературы,
моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов
деятельности ребёнка.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое
воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта
система включает в себя знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и
явлений (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа),
об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении -
основных началах природоведения. Особое значение в этой системе
занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного
существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно - мотивационную сферу
личности
ребенка,
необходимо
сделать
приобретение
этих
знаний
эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством
сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле,
стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Экологическая культура – это достижение экологических знаний,
развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении
людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для
развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и
природой.