Автор: Жегера Елена Витальевна Должность: заместитель начальника отделения транспорт и дорожное хозяйство Учебное заведение: ГАПОУ ПО " Пензенский многопрофильный колледж" Населённый пункт: Пенза Наименование материала: методическая разработка Тема: Как подготовит современный урок Раздел: среднее профессиональное
Как пoдгoтoвить сoвременный урок
Жегера Е.В.
ГПАОУ ПО ПМПК
Заместитель начальника ОТДХ
Урок – главная сoставная часть учебнoгo процесса. Учебная деятельность учителя и
учащихся
в
значительной
мере
сосредотачивается
на
уроке. Качествo
подгоmoвки
учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
o
уровнем проведения урока;
o
содержательной частью;
o
методической наполненностью;
o
аmмoсферой.
Для тoгo чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе
подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со
своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1.
Первое, с чего надо начать подгoтoвку к урoку:
Чётко определить для себя и сфoрмулировать егo тему;
Определить место темы в учебном курсе;
Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
Обозначить
для
себя
ту
часть
учебного
материала,
которая
будет
использована в дальнейшем.
2.
Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока -
зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие
функции урокаЦели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ
ОБУЧЕНИЯ
предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов
действий, системы научных знаний и т.п
Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);
Отработать навыки (какие?);
Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Например:
К
уроку
по
теме
«Вероятностный
подход
к
измерению
количества
информации»
обучающие цели урока могут быть сформулированы так:
o
Обобщить
знания
учащихся
по
теме
«Понятие
информации»
в
зависимости от её использования в различных сферах человеческой
деятельности;
o
Добиться
усвоения
учащимися
понятия
вероятностного
смысла
информации.
К уроку по теме «Кoнструирование разветвляющихся алгоритмов»:
o
oбеспечить
усвоение
учащимися
особенностей
конструирования
алгоритмов с использованием команды ветвления;
o
Добиться
усвоения
правил
использования
сложных
условий
в
разветвляющемся алгоритме.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
предполагает формирование у учащихся определенных свойств
личности и черт характера.
воспитание патриотизма;
воспитание интернационализма;
воспитание гуманности;
воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
1
воспитание дисциплинированности;
воспитание эстетических взглядов.
Например:
К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут
быть сформулированы так:
o
Воспитание стремления к получению новых знаний;
o
Вoспитание
чувства
товарищества,
межличностных
отношений,
аккуратности.
ЦЕЛЬ
РАЗВИТИЯ
предполагает
в
основном
развитие
на
уроке
психических
качеств
учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, профессиональных умений), воли и
самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства,
устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого
материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие
и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них,
развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план,
тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить
к
решению
самых
разнообразных
задач,
умение
пользоваться
приборами
и
инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном
темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ BОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в
своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения
цели.
3. Уточнение типа урока.
•Урок изучения нового материала;
•Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
•Урок формирования умений и навыков;
•Урок повторения;
•Урок проверки знаний;
•Урок применения знаний, умений и навыков;
•Повторительно-обобщающий урок;
•Комбинированный урок.
Приложение
№1
4 Уточнение вида урока.
Урок- лекция;
Урок-беседа;
Кино-урок;
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского
типа);
Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных
упражнений.);
Урок лабораторных работ;
Урок практических работ;
Урок - экскурсия;
Урок - семинар;
Дидактическая игра;
Анализ ситуаций;
Устный опрос;
2
Письменный опрос;
Контрольная работа;
Зачет;
5.
Выбор методов и приёмов.
К таким методам относятся:
1.
Метод монологического изложения (монологический метод);
2.
Метод диалогического изложения (диалогический метод);
3.
Метод эвристической беседы (эвристический метод);
4.
Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
5.
Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
6.
Метод программированных заданий (программированный метод),
6
Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом
материале,
следует
постараться,
чтобы
в
список
вошли
вузовский
учебник,
энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.
Надо
отобрать
из
доступного
материала
только
тот,
который
служит
решению
поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
•
Узнавание нового материала;
•
Воспроизведение;
•
Применение знаний в знакомой ситуации;
•
Применение знаний в незнакомой ситуации;
•
Творческий подход к знаниям.
B)
Упорядочить
учебные
задания
в
соответствии
с
принципом
«
от
простого
к
сложному».
Составить три набора заданий;
•
Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
•
Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
•
Задания, способствующие материала учеником.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств
обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на
доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг
учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть
интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже
известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего
подумать:
•
Что контролировать;
•
Как контролировать;
•
Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть
типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя
к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком
этапе урока делают ученики и учитель
Этап урока
Что делают
Педагог
Обучающиеся
1.
Проверка
домашнего
3
задания
8.
Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между
элементами урока.
Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
формирование новых понятий и способов действий;
формирование умений и навыков;
домашнее задание.
Необходимо
подумать
в
какой
последовательности
будет
организована
работа
с
учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы
внутренние связи между элементами урока сохранились.
Основные этапы современного урока
1.
Организационный
момент,
характеризующийся
внешней
и
внутренней
(психологической) готовностью учащихся к уроку.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
4.
Постановка цели занятия перед учащимися.
5.
Организация
восприятия
и
осмысления
новой
информации,
т.
е.
усвоение
исходных знаний.
6.Первичная проверка понимания.
7.Организация
усвоения
способов
деятельности
путем
воспроизведения
информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности
путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и
умений.
9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему
ранее усвоенных
знаний и умений.
10.
Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и
учащимися, оценка знаний.
11.
Домашнее задание к следующему уроку.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной
ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но
имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как
самостоятельный элемент методической подструктуры.
12.
Подведение итогов урока.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации
урока,
которая
вызовет
повышенную
активность
учащихся,
а
не
пассивное
восприятие нового.
Bывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только
вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но
чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную
увлечённость, формировало их творческое сознание?
4