Автор: Другова Алёна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Журавушка"
Населённый пункт: Город Черногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Польза и вред мультфильмов для дошкольников"
Дата публикации: 07.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Польза и вред мультфильмов для дошкольников
Мультфильмы - одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения
любят их смотреть, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять
ребенка на некоторое время. Однако некоторые мультфильмы у родителей вызывают
сомнения в их безопасности для ребенка. Попробуем разобраться в этом вопросе.
По своему замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка,
воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые,
ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и
воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи
мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с
окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых
ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения.
Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его
мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.
Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются
целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы
спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в
Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат
или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время.
Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя
никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не
просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным
последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и
нецеленаправлен.
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих
определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно
типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») —
невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые,
навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович
(«Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович
и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей
главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок
воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить
всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому
все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. В советских
мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок
способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть
у таких поступков.
Современные
мультфильмы
позиционируются
как
развлекательные,
легкие,
юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый,
поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например,
с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже
пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда
на
завтрак
(«Шрек»).
Смешными
представлены
невоспитанность,
неправильное,
нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно
над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого
поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». В советских
мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.
Ни для кого не секрет, что дети очень любят смотреть мультики. Конечно, «теле-
няня» очень выручает родителей - можно отдохнуть или заняться делами, пока ребенок
смотрит мультфильмы. Но недооценивать воздействие мультфильмов на психику ребенка
нельзя! Мультфильм обладает огромным воспитательным потенциалом и могут оказывать
на воспитание детей как положительное так и отрицательное воздействие.
Польза мультфильмов.
Мультфильм с двойной силой воздействует на психику ребенка,
так как
затрагивает два органа восприятия зрение и слух одновременно!
Хорошие мультфильмы помогают создать у ребенка представления о добре и зле,
правильном и опасном поведении, дружбе, взаимовыручке, учат детей сострадать,
сопереживать.
Сравнивая себя с любимыми героями, ребёнок учится справляться со своими
страхами, уважительно относиться к другим, учится адекватно оценивать свои
поступки.
Мультфильмы
в
доступной форме объясняют
ребенку
многие
физические
процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные
потребности.
Вред мультфильмов для детей.
Вред мультфильмов для детей поначалу незаметен, но он огромен и оказывает
разрушительное воздействие на психику ребенка!
Нельзя забывать, что не все мультфильмы созданы для детей, многие из них
нацелены именно на взрослую аудиторию.
Многие
современные
мультфильмы
изобилуют
«взрослыми»
шутками,
интеллектуально растлевая детей. Юмор во многих современных мультфильмах
грубый и примитивный.
Персонажи
некоторых мультфильмов часто
позволяют
себе
употребление
оскорблений и ругательств, что может повлиять на общую культуру ребенка.
Жаргонные слова, «обзывалки» — все это не редко встречается в современных
мультфильмах.
Многие западные мультфильмы насыщены сценами битв и сражений, которые
подробно
показаны,
в
своих
битвах
герои
используют
разное
оружие.
Просматривая такие мультфильмы дети учатся тому, что со злом можно справится
только физически! Если сравнить сюжеты борьбы со злом с нашими добрыми
мультфильмами, можно заметить резкий контраст — оказывается со злом можно
договориться, перехитрить и даже перевоспитать!
Многие мультфильмы сопровождаются тревожной, громкой музыкой и истошными
криками. Безусловно, это угнетает детскую психику и повышает уровень
тревожности.
Во многих современных мультфильмах используются очень яркие, кислотные
цвета и динамичные сцены со вспышками, которые перенасыщают и возбуждают
психику детей.
Во многих современных мультиках есть насмешки, издевательство над слабыми,
беспомощными героями, неуважительное отношение к старости, материнству.
Многие современные мультики показывают мужественных женщин, которые часто
демонстрируют силу, дерутся, и наоборот - мужчины показаны слабыми,
трусливыми, с женскими чертами. Необходимо помнить, что в дошкольном
возрасте происходит половая идентификация детей, и просмотр таких сцен может
оказать влияние на поведение ребенка.
Персонажи современных мультфильмов иногда рисуют в виде монстров и уродцев
неопределенного пола. Не нужно забывать, что дети часто идентифицируют себя
главным персонажем, у ребенка может пострадать его самоощущение.
Полезные мультфильмы.
Это
старые,
добрые
советские мультфильмы:
"Простоквашино","Винни-
Пух","Домовенок Кузя","Бременские музыканты","Котенок по имени Гав","Малыш и
Карлсон","Мешок
яблок","Приключения
кота
Леопольда","Возвращение
блудного
попугая","Цветик-семицветик","Аленький цветочек" и другие.Их персонажи учатбыть
отзывчивыми,добрыми и помогать друзьям в беде.Героям этих мультфильмов не
свойственны жестокость и насилие,они наивны,простодушны. Они станут отличными
помощниками в воспитании Вашего ребенка.