Напоминание

Как песочная терапия может помочь детям с ОВЗ


Автор: Баринова Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25 " Ягодка"
Населённый пункт: г. Бор Нижегородская область
Наименование материала: консультация
Тема: Как песочная терапия может помочь детям с ОВЗ
Дата публикации: 09.11.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как песочная терапия может помочь детям с ОВЗ

Есть большое количество методов и приемов, с помощью которых психологи

проводят коррекционную и развивающую работу с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Одной из таких методик является песочная

терапия.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление

психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного

образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, рекомендуется использовать различные

инновационные технологии. Очень интересной и эффективной

педагогической технологией является песочная терапия. Притягательность

данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности

ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с

песком используются в качестве средства, позволяющего стимулировать

ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное

напряжение, а также для повышения познавательной активности.

Как данный метод оказывает эффективное воздействие на поведение и

эмоциональное состояние особенных детей? Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ

развития ребенка.

Цель песочной терапии:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок

чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия

(формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления,

воображения, пространственных представлений.

3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-

логического мышления, побуждая детей к активным действиям и

концентрации внимания.

4. Снижение психофизического напряжения.

5. Актуализация эмоций.

Задачи пескотерапии:

- релаксация, снятие мышечной напряженности;

- развитие зрительно – пространственной ориентировки;

- концентрация внимания, развитие памяти;

- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;

- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;

- развитие рефлексии (самоанализа) ребенка;

- развитие творческих (креативных) способностей;

- формирование позитивной коммуникации.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

- развивают все психические процессы: восприятие, мышление, память,

внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого

мышления, воображения и фантазии;

- формируют у ребенка представления об окружающем мире;

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику

рук;

- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые

возможности;

- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;

- помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Но на наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и

противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

- уровень тревожности ребёнка очень высок;

- есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

- есть кожные заболевания и порезы на руках.

Проводя коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую

площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком –

искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных

ощущений. Именно поэтому каждый сеанс песочной

терапии имеет определенную структуру.

Песок является универсальным материалом при работе с детьми с ОВЗ.

Песочная терапия основана на визуализации внутреннего мира ребенка,

поэтому данная методика позволяет специалисту диагностировать

эмоциональное состояние малыша. Терапия является эффективной и при

этом простой и безопасной в применении.

Существует несколько основных групп детей с ОВЗ: неслышащие и глухие

дети без речи, слабослышащие, с нарушением зрения (незрячие, а также

дети с амблиопией, косоглазием), с тяжелой речевой патологией,

нарушением опорно-двигательного интеллектуального развития,

психоэмоционального состояния. Такие дети очень ранимые,

впечатлительные, тревожные и гиперактивные.

Терапия проводится с применением мелкого, очищенного песка и

небольших предметов. Горячий песок помогает расслабить и успокоить

ребенка. Его рекомендуется использовать в работе с гиперактивными детьми

или с теми, у кого наблюдается девиантное поведение. Холодный песок,

наоборот, используют в работе с детьми с задержкой психического развития,

так как холодная температура песка помогает психологу расшевелить

ребенка.

Трогая песок руками, ребенок получает положительные эмоции через

тактильные ощущения, так как песчинки способны стимулировать

нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря таким занятиям

развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает

устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к

анализу, познаниям и воспоминаниям.

Как получить максимальный эффект?

Сильный эффект от песочной терапии можно получить в том случае, когда

она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической

музыки, сказок, чтением стихов.

При работе с песком также рекомендуется включать фоновую музыку. Она

может быть спокойной, если работаем с гиперактивным ребенком, или же

веселой, если перед нами стоит задача быть активными.

Песок можно использовать во влажном состоянии, сделать из него

различные конструкции, фигурки. Сыпучий песок поможет подготовить руку

ребенка к письму. В сухом песке можно прятать предметы и находить их,

затем обсудить с ребенком, почему именно такую фигурку он выбрал и какие

у него ассоциации.

Кинетический песок, который легко принимает любую форму и при этом

легко рассыпается, можно использовать для стройки твердой композиции.

Все эти приемы снимают мышечный тонус ребенка, активизируют

познавательную деятельность.

Песок – это универсальный инструмент в работе психолога. И всем

коллегам советую активно применять ее в работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья.



В раздел образования