Автор: Баринова Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 25 " Ягодка"
Населённый пункт: г. Бор Нижегородская область
Наименование материала: консультация
Тема: Как песочная терапия может помочь детям с ОВЗ
Дата публикации: 09.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Как песочная терапия может помочь детям с ОВЗ
Есть большое количество методов и приемов, с помощью которых психологи
проводят коррекционную и развивающую работу с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Одной из таких методик является песочная
терапия.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление
психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Работая с такими детьми, рекомендуется использовать различные
инновационные технологии. Очень интересной и эффективной
педагогической технологией является песочная терапия. Притягательность
данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности
ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с
песком используются в качестве средства, позволяющего стимулировать
ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное
напряжение, а также для повышения познавательной активности.
Как данный метод оказывает эффективное воздействие на поведение и
эмоциональное состояние особенных детей? Что такое песочная терапия?
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ
развития ребенка.
Цель песочной терапии:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия
(формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления,
воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-
логического мышления, побуждая детей к активным действиям и
концентрации внимания.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Актуализация эмоций.
Задачи пескотерапии:
- релаксация, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно – пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, развитие памяти;
- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
- развитие рефлексии (самоанализа) ребенка;
- развитие творческих (креативных) способностей;
- формирование позитивной коммуникации.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- развивают все психические процессы: восприятие, мышление, память,
внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого
мышления, воображения и фантазии;
- формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику
рук;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые
возможности;
- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Но на наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и
противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- уровень тревожности ребёнка очень высок;
- есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
- есть кожные заболевания и порезы на руках.
Проводя коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую
площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком –
искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных
ощущений. Именно поэтому каждый сеанс песочной
терапии имеет определенную структуру.
Песок является универсальным материалом при работе с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия основана на визуализации внутреннего мира ребенка,
поэтому данная методика позволяет специалисту диагностировать
эмоциональное состояние малыша. Терапия является эффективной и при
этом простой и безопасной в применении.
Существует несколько основных групп детей с ОВЗ: неслышащие и глухие
дети без речи, слабослышащие, с нарушением зрения (незрячие, а также
дети с амблиопией, косоглазием), с тяжелой речевой патологией,
нарушением опорно-двигательного интеллектуального развития,
психоэмоционального состояния. Такие дети очень ранимые,
впечатлительные, тревожные и гиперактивные.
Терапия проводится с применением мелкого, очищенного песка и
небольших предметов. Горячий песок помогает расслабить и успокоить
ребенка. Его рекомендуется использовать в работе с гиперактивными детьми
или с теми, у кого наблюдается девиантное поведение. Холодный песок,
наоборот, используют в работе с детьми с задержкой психического развития,
так как холодная температура песка помогает психологу расшевелить
ребенка.
Трогая песок руками, ребенок получает положительные эмоции через
тактильные ощущения, так как песчинки способны стимулировать
нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря таким занятиям
развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает
устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к
анализу, познаниям и воспоминаниям.
Как получить максимальный эффект?
☑
Сильный эффект от песочной терапии можно получить в том случае, когда
она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической
музыки, сказок, чтением стихов.
☑
При работе с песком также рекомендуется включать фоновую музыку. Она
может быть спокойной, если работаем с гиперактивным ребенком, или же
веселой, если перед нами стоит задача быть активными.
☑
Песок можно использовать во влажном состоянии, сделать из него
различные конструкции, фигурки. Сыпучий песок поможет подготовить руку
ребенка к письму. В сухом песке можно прятать предметы и находить их,
затем обсудить с ребенком, почему именно такую фигурку он выбрал и какие
у него ассоциации.
☑
Кинетический песок, который легко принимает любую форму и при этом
легко рассыпается, можно использовать для стройки твердой композиции.
Все эти приемы снимают мышечный тонус ребенка, активизируют
познавательную деятельность.
Песок – это универсальный инструмент в работе психолога. И всем
коллегам советую активно применять ее в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.