Автор: Абакарова Нюрсият Дагировна
Должность: педагог– психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Журавушка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психологические игры для детей дошкольного возраста
Дата публикации: 13.11.2023
Раздел: дошкольное образование
1.
Игра «Волшебник»
Главная цель — сформировать доверительные
отношения в группе. Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг
другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель
завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с
ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник»
должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во
время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».
2.
Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»
Главная цель — развить
взаимопонимание между детьми.
Ход игры: воспитатель водит первым,
чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед,
обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то
взгляд.
Тот,
на
кого
сейчас
смотрит
ведущий,
должен
встать
и
улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться
понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.
3. Игра «Природа грустит» Главная цель — развить умение сочувствовать и
помогать. Ход игры. Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают?
Дети: да, иногда! Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать,
если кто-то ее обидит?
Дети: наверное! Воспитатель: вот осенью идет
дождик, это природу кто-то обидел? Далее ведущий предлагает детям
обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для
разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы.
Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу
и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно
так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что
сочувствие и поддержка – это не сложно.
4. Игра «Добрый волшебный зверь» Главная цель — развить умение
сотрудничать и работать вместе. Ход игры: все дети собираются рядом,
берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит,
что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы
действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать
дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как
будто мы все — единое целое.
5. Игра «Злая лапка» Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля
в ситуациях конфликта. Ход игры. Ведущий: давно-давно в городе жила
маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала
игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте
попробуем и мы! Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и
показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами.
Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла
быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В
конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно
обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить. По
команде ведущего все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы,
скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала
доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех
конфликтных ситуаций в группе.
6.
Игра
«Обиженный
зайчик»
Главная
цель
—
развить
умению
сочувствовать и любить окружающих Ход игры: ведущий (один из детей)
садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не
успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого
волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.
Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и
пожалеть.
7. Игра «Маленький круг — большой круг» Главная цель — развить у
детей умение сотрудничать. Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют
большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый
большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно
попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий
(присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся).
Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.
8. Игра «Волшебные пузыри» Главная цель — показать детям, что любовь
— это волшебство. Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки
с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу.
Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и
выдохнуть. Воспитатель: а теперь представьте, что внутри вас — много-
много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте
то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши
волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше
волшебство!
9. Игра «Пересядь, если ты...» Ход игры: ведущий рассказывает, что все
дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга
похожи. Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.
Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут
на место другого те, кто любит... шоколад! Дети встают и пересаживаются на
освободившиеся места. Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит
Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто
всегда доедает обед, кто любит осень и т.д. После нескольких этапов, детям
предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много
общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у
него можно спросить, что ему нравится.