Автор: Первушина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №94 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, поселок Аэропорт, Челябинская область
Наименование материала: Опыт работы воспитателя
Тема: " Театрализованная деятельность в детском саду, как ключ к успешному развитию личности ребенка"
Дата публикации: 14.11.2023
Раздел: дошкольное образование
МАОУ СОШ №94 г. Челябинска
Опыт работы воспитателя Первушиной Елены Васильевны (2019-2023
учебный год)
Тема опыта: « Театрализованная деятельность в детском саду, ключ к
успешному развитию личности ребенка»
Первушина Елена Васильевна, работаю в системе образования с 2008года.
Закончила Челябинский педагогический колледж №2, факультет «Дошкольная педагогика
и психология», специальность «Воспитатель детей дошкольного возраста». Общий саж
педагогической работы 14 лет.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная
деятель очень нравиться детям. Малыш познает окружающий мир и выражает свое
отношение к нему через эмоции, впечатления. Я заметила, что кукольный театр создает у
детей хорошее настроение. В театрализованной деятельности ребенок становится
участником событий, сопереживая герою, роль которого он исполняет. Даже самый
скромный и застенчивый ребенок, погружаясь в мир театрализованной игры, с
удовольствием играет выбранную роль, которая ему близка по характеру.
К сожалению, в современном мире все чаще наши дети предоставлены общению с
виртуальным миром компьютерных игр в смартфонах и планшетах, они разучились
общаться друг с другом, искать себе друзей, единомышленников, такие дети несчастны и
одиноки. Поэтому хочется, что бы театрализованная деятельность вошла в повседневную
жизнь детей в детском саду и дома. Счастливые лица наших детей после показа
кукольных представлений убедительно свидетельствуют о той неоценимой закладки
фундамента будущей личности. Любимая сказка - театрализованная игра ведет ребенка в
мир переживаний, чувств, эмоциональных открытий.
Дети очень любят смотреть театрализованные представления. Они с удовольствием
играют куклами – би-ба-бо и другими, придуманными и изготовленными мною. Куклы в
детских руках оживают, двигаются, говорят. Но эти игры не только развлекаю малышей,
они формируют отношение ребенка к окружающему миру, его характер, интересы.
Именно с первой младшей группы очень полезно показывать детям театрализованные
постановки, которые учат доброте, умению общаться с товарищами, сочувствовать,
сопереживать. Опытом своей работы заинтересовываю родителей, тем самым привлекаю
к сотрудничеству и к мысли, что они являются активными участниками образовательного
процесса .
Теоретическая база опыта: Прежде чем приступить к работе над темой, нужно было
подобрать и изучить литературу. Взяла на вооружение статьи , советы, идеи В.А.
Сухомлинского, Е.Л. Медведевой, Л.Г. Стрелкова, которые придавали большое значение
театрализованной деятельности детей. Так же вспомогательным материалом стала
программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» и программа
«Театр-творчество- дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
Так же огромную помощь в работе оказали методические пособия:
Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
Е.В. Минунова «Кукольный театр своими руками»
Г.В. Генов «Театр для малышей».
В опыте своей работы использую теории и законы дидактических концепций:
- педагогики коллектива и коллективных творческих дел А.С. Макаренко;
- развивающего обучения Д.Б. Эльконина;
- концепция дошкольного воспитания ( формирование культуры познания, чувств,
эмоциональной сферы)
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, включаю театрализацию
во все виды детской деятельности.
Новизна и своеобразие моего педагогического опыта в том, что я использую
театрализованную деятельность с детьми не только в виде праздничных мероприятий,
традиционных представлений, сценок , но и в виде проектов, активными участниками
которых становятся родители. Наши представления – это представления-сценки ,
показанные самими детьми или куклами- самоделками нашего театра. Важно, что бы
такие показы проводились часто, и при этом использовались разнообразные виды театров.
Технология опыта
Система работы
Для реализации своего опыта я поставила следующие задачи:
1.
Развивать творческие и артистические способности детей средствами
театрального искусства, развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с
куклами нашего театра, развивать речевые способности детей.
2.
Знакомить детей с различными видами театров: использовать в
театрализованной деятельности разные виды театров , знакомить с приемами
движения кукол, формировать умение концентрировать внимание на игрушке,
театральной кукле, правильно владеть ею.
3.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками.
4.
Развивать речь детей с помощью театрализованной деятельности:
обогащения словаря, формирование умения строить предложения, добиваться
правильного и четкого произнесения слов.
С самого начала я приступила к созданию необходимых условий , способствующих
развитию творческих способностей у детей.
Поэтому в группе оборудован театральный уголок, где дети могут группами или
по одному уединяться, разыграть роль или посмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора
каждого ребенка на театрализацию любого произведения, в театральном уголке я
разместила разные виды театра: настольный (баночный), (театр на палочках), плоскостной
(на коврографе), пальчиковый (вязанный ), теневой, театр на рукавичке (перчаточный), а
так же гардеробная с костюмами, максами, декорациями. Материал постоянно
обновляется, пополняется ориентируясь на возраст и интересы детей разного возраста.
Знакомство детей с театром начинаю со второй младшей группы, так как начинаю
работать с 3-х, 4-хлетнми детьми. Ввожу в театральную деятельность постепенно.
Сначала знакомлю с произведением, стараюсь, что бы мое чтение было красивым,
эмоциональным и заинтересовало малышей. Затем знакомлю с героями произведения-
куклами. Выставляю кукол для игр в свободный доступ, что бы каждый малыш смог
поиграть, пообщаться, познакомиться с героями сказки. Затем разыгрываю перед ними
небольшой спектакль, конечно применяю к сценарию музыкальное сопровождение.
Занимаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции к театральным играм.
Так незаметно дети включатся в театрализованную игру. В своей работе использую
пальчиковые игры с художественным содержанием, например, « Сказка», «Колобок»,
«Репка», «Теремок», «Красная Шапочка»и т. д. , упражнения на развитие высоты, тембра
и силы голоса «Кто как кричит», «Гудок», « Поезд, машина, самолет» и т. д.
Для организации театрализованной деятельности я использую игрушки и куклы,
купленные в магазине, сшитые из капрона, фетра своими руками. На протяжении всей
своей деятельности вместе с детьми были изготовлены: театр на баночках, театр на
ложках, театр на фетре ,(книга туннель), театр из носочков. Дети самостоятельно
раскрашивали картинки с героями, вырезали, наклеивали на картон. Так же театр масок и
шапочек, в изготовлении которого принимали участие дети и родители.
Главная цель моей деятельности - создание теплой, непринужденной атмосфере в
группе, сопереживания, сочувствия, стремление прийти на помощь товарищу, социально-
эмоциональное развитие детей, развитие всех компонентов речи в театрально-
исследовательской деятельности.
Мною разработан долгосрочный проект «В мире сказки», целью которого является
развитие творческого и артистического потенциала детей средствами театрального
искусства. Ведь по моим наблюдениям, дети увлеклись этим интересным видом
деятельности, где каждый малыш может выразить себя в том или ином образе. Проект
рассчитан на решение главной проблемы: вырастить активного, думающего, любящего,
творческого человека.
Результативность опыта
Реальный вклад в дело обучения и воспитания. На занятиях по театральной
деятельности дети импровизируют с куклами, придумывают свои простые и веселые
сюжеты. Робкие и застенчивые дети, играя с театральной куклой, становятся смелее,
активнее.
Регулярный показ сценок, спектаклей, сказок помогли накоплению опыта и
мастерства, развитию словарного запаса и речи детей, коммуникативные способности.
Я вижу, с каким интересом мои дети участвуют в постановках, с каким желанием и
ответственностью они подходят к своей роли, какими счастливыми они становятся после
показа представления, если удалось передать образ своего персонажа. Ведь каждый
малыш индивидуален и от этого сказочные герои становятся интереснее.
Стабильность опыта.
В театрализованной деятельности с детьми тщательно отбираю роли по характеру
и темпераменту каждого ребенка. Открытым для общения, смелым детям, кто не боится
трудностей, которые любят «перевоплощения» выбираю более сложные роли, объясняя,
что артисты должны играть разные роли, даже отрицательных героев. С робкими и
застенчивыми детьми провожу индивидуальные занятия, репетиции, способствующие
снятию напряжения.
Доступность опыта.
Не смотря на большую занятость, родители принимают активное участие в жизни
детей и не просто проявляют интерес к театрализованной деятельности в группе, но и
активно помогают в изготовлении ширмы, костюмов, кукол, декораций к
представлениям. Помогают разучивать текст с детьми. Провожу мастер-классы с
родителями по изготовлению кукол из капрона и фетра. Мною используются различные
формы взаимодействия с родителями:
- мастер-классы;
- консультации и памятки;
- открытые показы театрализованных постановок;
- конкурсы и викторины;
- проектная деятельность.
Силами родителей организованы поездки в наш Челябинский кукольный театр и
театр Юного зрителя. И теперь театральная деятельность для наших детей это не просто
развлечение, а серьезная деятельность, полная глубоких переживаний и открытий для
ребенка.
Перспективы применения опыта в массовой практике
Подводя итог, хочу отметить, что эффективность влияния театрализованной
деятельности на детей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору
репертуара сценок, сказок, постановок, художественному оформлению, подготовке и
проведению спектаклей.
Используемая литература
В своей работе я использую литературу:
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ
Сфера, 2004. -128 с.
• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В.
Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я
могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.
• Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград: Учитель,
2013. – 67 с.
•Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.