Напоминание

" Театрализованная деятельность в детском саду, как ключ к успешному развитию личности ребенка"


Автор: Первушина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №94 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, поселок Аэропорт, Челябинская область
Наименование материала: Опыт работы воспитателя
Тема: " Театрализованная деятельность в детском саду, как ключ к успешному развитию личности ребенка"
Дата публикации: 14.11.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАОУ СОШ №94 г. Челябинска

Опыт работы воспитателя Первушиной Елены Васильевны (2019-2023

учебный год)

Тема опыта: « Театрализованная деятельность в детском саду, ключ к

успешному развитию личности ребенка»

Первушина Елена Васильевна, работаю в системе образования с 2008года.

Закончила Челябинский педагогический колледж №2, факультет «Дошкольная педагогика

и психология», специальность «Воспитатель детей дошкольного возраста». Общий саж

педагогической работы 14 лет.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная

деятель очень нравиться детям. Малыш познает окружающий мир и выражает свое

отношение к нему через эмоции, впечатления. Я заметила, что кукольный театр создает у

детей хорошее настроение. В театрализованной деятельности ребенок становится

участником событий, сопереживая герою, роль которого он исполняет. Даже самый

скромный и застенчивый ребенок, погружаясь в мир театрализованной игры, с

удовольствием играет выбранную роль, которая ему близка по характеру.

К сожалению, в современном мире все чаще наши дети предоставлены общению с

виртуальным миром компьютерных игр в смартфонах и планшетах, они разучились

общаться друг с другом, искать себе друзей, единомышленников, такие дети несчастны и

одиноки. Поэтому хочется, что бы театрализованная деятельность вошла в повседневную

жизнь детей в детском саду и дома. Счастливые лица наших детей после показа

кукольных представлений убедительно свидетельствуют о той неоценимой закладки

фундамента будущей личности. Любимая сказка - театрализованная игра ведет ребенка в

мир переживаний, чувств, эмоциональных открытий.

Дети очень любят смотреть театрализованные представления. Они с удовольствием

играют куклами – би-ба-бо и другими, придуманными и изготовленными мною. Куклы в

детских руках оживают, двигаются, говорят. Но эти игры не только развлекаю малышей,

они формируют отношение ребенка к окружающему миру, его характер, интересы.

Именно с первой младшей группы очень полезно показывать детям театрализованные

постановки, которые учат доброте, умению общаться с товарищами, сочувствовать,

сопереживать. Опытом своей работы заинтересовываю родителей, тем самым привлекаю

к сотрудничеству и к мысли, что они являются активными участниками образовательного

процесса .

Теоретическая база опыта: Прежде чем приступить к работе над темой, нужно было

подобрать и изучить литературу. Взяла на вооружение статьи , советы, идеи В.А.

Сухомлинского, Е.Л. Медведевой, Л.Г. Стрелкова, которые придавали большое значение

театрализованной деятельности детей. Так же вспомогательным материалом стала

программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» и программа

«Театр-творчество- дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

Так же огромную помощь в работе оказали методические пособия:

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

Е.В. Минунова «Кукольный театр своими руками»

Г.В. Генов «Театр для малышей».

В опыте своей работы использую теории и законы дидактических концепций:

- педагогики коллектива и коллективных творческих дел А.С. Макаренко;

- развивающего обучения Д.Б. Эльконина;

- концепция дошкольного воспитания ( формирование культуры познания, чувств,

эмоциональной сферы)

Учитывая принцип интеграции образовательных областей, включаю театрализацию

во все виды детской деятельности.

Новизна и своеобразие моего педагогического опыта в том, что я использую

театрализованную деятельность с детьми не только в виде праздничных мероприятий,

традиционных представлений, сценок , но и в виде проектов, активными участниками

которых становятся родители. Наши представления – это представления-сценки ,

показанные самими детьми или куклами- самоделками нашего театра. Важно, что бы

такие показы проводились часто, и при этом использовались разнообразные виды театров.

Технология опыта

Система работы

Для реализации своего опыта я поставила следующие задачи:

1.

Развивать творческие и артистические способности детей средствами

театрального искусства, развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с

куклами нашего театра, развивать речевые способности детей.

2.

Знакомить детей с различными видами театров: использовать в

театрализованной деятельности разные виды театров , знакомить с приемами

движения кукол, формировать умение концентрировать внимание на игрушке,

театральной кукле, правильно владеть ею.

3.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со

сверстниками.

4.

Развивать речь детей с помощью театрализованной деятельности:

обогащения словаря, формирование умения строить предложения, добиваться

правильного и четкого произнесения слов.

С самого начала я приступила к созданию необходимых условий , способствующих

развитию творческих способностей у детей.

Поэтому в группе оборудован театральный уголок, где дети могут группами или

по одному уединяться, разыграть роль или посмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора

каждого ребенка на театрализацию любого произведения, в театральном уголке я

разместила разные виды театра: настольный (баночный), (театр на палочках), плоскостной

(на коврографе), пальчиковый (вязанный ), теневой, театр на рукавичке (перчаточный), а

так же гардеробная с костюмами, максами, декорациями. Материал постоянно

обновляется, пополняется ориентируясь на возраст и интересы детей разного возраста.

Знакомство детей с театром начинаю со второй младшей группы, так как начинаю

работать с 3-х, 4-хлетнми детьми. Ввожу в театральную деятельность постепенно.

Сначала знакомлю с произведением, стараюсь, что бы мое чтение было красивым,

эмоциональным и заинтересовало малышей. Затем знакомлю с героями произведения-

куклами. Выставляю кукол для игр в свободный доступ, что бы каждый малыш смог

поиграть, пообщаться, познакомиться с героями сказки. Затем разыгрываю перед ними

небольшой спектакль, конечно применяю к сценарию музыкальное сопровождение.

Занимаясь с детьми, стараюсь вызвать у них положительные эмоции к театральным играм.

Так незаметно дети включатся в театрализованную игру. В своей работе использую

пальчиковые игры с художественным содержанием, например, « Сказка», «Колобок»,

«Репка», «Теремок», «Красная Шапочка»и т. д. , упражнения на развитие высоты, тембра

и силы голоса «Кто как кричит», «Гудок», « Поезд, машина, самолет» и т. д.

Для организации театрализованной деятельности я использую игрушки и куклы,

купленные в магазине, сшитые из капрона, фетра своими руками. На протяжении всей

своей деятельности вместе с детьми были изготовлены: театр на баночках, театр на

ложках, театр на фетре ,(книга туннель), театр из носочков. Дети самостоятельно

раскрашивали картинки с героями, вырезали, наклеивали на картон. Так же театр масок и

шапочек, в изготовлении которого принимали участие дети и родители.

Главная цель моей деятельности - создание теплой, непринужденной атмосфере в

группе, сопереживания, сочувствия, стремление прийти на помощь товарищу, социально-

эмоциональное развитие детей, развитие всех компонентов речи в театрально-

исследовательской деятельности.

Мною разработан долгосрочный проект «В мире сказки», целью которого является

развитие творческого и артистического потенциала детей средствами театрального

искусства. Ведь по моим наблюдениям, дети увлеклись этим интересным видом

деятельности, где каждый малыш может выразить себя в том или ином образе. Проект

рассчитан на решение главной проблемы: вырастить активного, думающего, любящего,

творческого человека.

Результативность опыта

Реальный вклад в дело обучения и воспитания. На занятиях по театральной

деятельности дети импровизируют с куклами, придумывают свои простые и веселые

сюжеты. Робкие и застенчивые дети, играя с театральной куклой, становятся смелее,

активнее.

Регулярный показ сценок, спектаклей, сказок помогли накоплению опыта и

мастерства, развитию словарного запаса и речи детей, коммуникативные способности.

Я вижу, с каким интересом мои дети участвуют в постановках, с каким желанием и

ответственностью они подходят к своей роли, какими счастливыми они становятся после

показа представления, если удалось передать образ своего персонажа. Ведь каждый

малыш индивидуален и от этого сказочные герои становятся интереснее.

Стабильность опыта.

В театрализованной деятельности с детьми тщательно отбираю роли по характеру

и темпераменту каждого ребенка. Открытым для общения, смелым детям, кто не боится

трудностей, которые любят «перевоплощения» выбираю более сложные роли, объясняя,

что артисты должны играть разные роли, даже отрицательных героев. С робкими и

застенчивыми детьми провожу индивидуальные занятия, репетиции, способствующие

снятию напряжения.

Доступность опыта.

Не смотря на большую занятость, родители принимают активное участие в жизни

детей и не просто проявляют интерес к театрализованной деятельности в группе, но и

активно помогают в изготовлении ширмы, костюмов, кукол, декораций к

представлениям. Помогают разучивать текст с детьми. Провожу мастер-классы с

родителями по изготовлению кукол из капрона и фетра. Мною используются различные

формы взаимодействия с родителями:

- мастер-классы;

- консультации и памятки;

- открытые показы театрализованных постановок;

- конкурсы и викторины;

- проектная деятельность.

Силами родителей организованы поездки в наш Челябинский кукольный театр и

театр Юного зрителя. И теперь театральная деятельность для наших детей это не просто

развлечение, а серьезная деятельность, полная глубоких переживаний и открытий для

ребенка.

Перспективы применения опыта в массовой практике

Подводя итог, хочу отметить, что эффективность влияния театрализованной

деятельности на детей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору

репертуара сценок, сказок, постановок, художественному оформлению, подготовке и

проведению спектаклей.

Используемая литература

В своей работе я использую литературу:

• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ

Сфера, 2004. -128 с.

• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В.

Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.

Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я

могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:

• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,

конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.

• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.

• Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.

• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград: Учитель,

2013. – 67 с.

•Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.



В раздел образования