Автор: Шведова Юлия Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ «Лингвистическая школа»
Населённый пункт: Московская область,г. Люберцы
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Глагол
Дата публикации: 18.11.2023
Раздел: начальное образование
Русский язык 2 класс
Тема: Глагол как часть речи (ознакомление)
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предметов, учить
ставить вопросы к глаголам, выделять глаголы в предложениях и среди других слов,
образовывать глаголы.
Оборудование: демонстрационные карточки, таблицы,
Ход урока:
1.
Минутка каллиграфии.
Пп//Пп Кк//Кк пенал, пенал, карандаш,карандаш
2. Актуализация знаний.
- Составьте предложение со словом костёр. Запишите. (Пример: Возле реки догорал
ночной костёр). Найдите подлежащее и сказуемое. На какой вопрос отвечает сказуемое?
Что обозначает? Какие ещё слова – действия можно подобрать к слову костёр?
Костёр (что делает?) горит, пылает, тухнет, догорает, разгорается.
3.
Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня мы познакомимся со словами, обозначающими действие предметов.
Такие слова называются глаголами. (Ознакомление с правилом).
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
что делает?, что сделать?, что сделает?, что делал?, что сделал?, что будет делать?
3.1. Фронтальная работа.
- Послушайте стихотворение. Расскажите, что делал ветер. Какой частью речи являются
эти слова? Почему?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых…
- В каком значении употреблены глаголы - в прямом или переносном?
Выпишем глаголы, поставив вопрос.
Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.
3.2.
Выборочный диктант. Выписать глаголы.
Зелёный, зелень, зеленеет; варенье, варить, варёный; побелка, белый, белить; рисует,
рисунок; молчаливый, молчит; светлячок, светит, светлый.
Физкультминутка. (Выполняем действия, которые указываются )
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим – раз, два, три, четыре, пять.
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим,
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
3.3.
Игра «Цепочка». Устно.
3.4.
(Образовать однокоренные глаголы от имён существительных).
Завтрак – завтракать, обед, работа, ужин, рисунок, мороз, смех, труд, чтение, звук,
гром, стук, свет, боль, стон, игра, круг, треск, смотр.
3.5.
Работа с учебником, с. 68, упр. 116. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
3.6.
Самостоятельная работа. Выписать из стихотворения глаголы к словам зима и
весна по образцу:
Зима (что делает?) …, … . Весна (что делает?) …, … .
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
(Ф. Тютчев)
4. Итог.
- С какой частью речи познакомились? Что обозначают глаголы? На какие вопросы
отвечают? Подберите глаголы к слову: солнышко, школьник.
5. Рефлексия.
Ребята давайте с вами возьмем по веселой лампочке, желтенькую тема понятна или серую
не понял. Если серая лампочка отчаиваться не стоит мы ее зажжем на следующем уроке.
Спасибо за урок.