Напоминание

Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации обновленных ФГОС


Автор: Тасфаева Динара Сиенгалиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Зареченская классическая гимназия
Населённый пункт: с. Тоцкое Второе
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации обновленных ФГОС
Дата публикации: 19.11.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в

ходе реализации обновленных ФГОС.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В

соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию

ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные

занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая

подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни.

ФГОС предполагает качество обучения, которое обеспечивается не только усвоением

учащимися определенной суммы знаний, сколько умением приобретать новые умения

и навыки и применять их для решения конкретных учебных задач. В связи с этим

возрастают требования к организации учебного процесса с использование

современных педагогических и информационных технологий, способствующих

достижению основных учебных целей

Методологической основой обновленных ФГОС является системно-деятельностный

подход, главная цель которого - развитие личности учащихся, формирование у них

универсальных учебных действий.

Это заставляет нас пересматривать подходы к проектированию образовательной

деятельности учащихся и критерии эффективности уроков.

Какие требования предъявляются к современному уроку по ФГОС:

Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

Осуществляется практический, деятельностный подход.

Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД):

личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое.

Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять

учебный процесс.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа

уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые

понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников

за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого

пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает

проблему, поиск противоречия

Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения

множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап

урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и

самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии

коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих

затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению

затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения

конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и

скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов

разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы,

выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному

образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать

умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое

знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические

предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в

структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для

последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля,

формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка

учеников.

Структура урока развивающего контроля

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция,

проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция,

мультимедиа-урок,

игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра,

комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической

направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра,

диспут,

обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-

откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний,

творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование,

конкурсы.

Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие

универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает

у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать

пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения.

Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его

желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть

главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения

ФГОС

Урок является основной формой организации учебного занятия.

Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в

виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается

авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Выявляются следующие требования к современному уроку:

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,

четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:

Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и

правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей;

опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание

видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной

деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование

каждого урока.

Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей

на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование

жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма,

самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе

общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов,

интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем

уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления

новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном;

оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в

личностном развитии учащихся.

Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию

фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе

исторических сведений», находить причинно – следственные связи между

историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от

второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать

события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического

момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности,

процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».

Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является

использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает

эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации,

наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при

помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые

Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать

большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым,

реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного

процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно,

эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.

Одним из таких инструментов является программа MS PowerPoint. В данной

программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют

создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории

(обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает

использование мультимедийного проектора.

В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и

обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.

В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения,

выполняя несколько ролей: наглядность на доске (тема урока, план, домашнее

задание и т.п.); наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);

таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.); учебник; рабочая тетрадь или

индивидуальная карточка для самостоятельной работы; тесты; игры; проектная

деятельность учащихся и т.д.

Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и

увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого

урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают

информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать,

осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной

компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование

времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях

информационного общества.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая

особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают

предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.

частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится

задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы

учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную

ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики

преподавания истории.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они

зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою

дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится

залогом успеха.

Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть

практикоориентированным, чтобы результаты обучения могли применяться вне

образовательной системы, то есть в повседневной жизни, в процессе социальных

отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не

только знания, но и умение использовать их в процессе социальной адаптации.

Обучение детей самостоятельному извлечению, анализу, структурированию и

эффективному использованию информации для максимальной самореализации и

полезного участия в жизни общества является основным направлением модернизации

образовательной системы.

На каждом этапе урока учитель должен стремиться развивать мыслительную

деятельность учащихся, стремиться заложить основы для формирования ключевых

компетенций учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, учащимся необходимо

самим найти из нее выход. Функция учителя носит в данный момент лишь

направляющий и корректирующий характер. Учащиеся должны доказать право

существования их гипотезы, отстоять свою точку зрения.

В связи с этим особую актуальность приобретает моя работа, как педагога, над

формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов

мышления,

который

характеризуется

использованием

понятий

и

логических

конструкций. Работа с понятийным аппаратом, позволяет сформировать прочную

основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствует

формированию политической культуры учащихся.

В своей работе использую разные формы работы

с понятиями: понятийный

диктант, терминологический спринт, обобщающие ряды, текст с пропущенными

словами, текст с ошибками, упражнение «Сгруппируй слова», упражнение «Разорви

цепочку», тесты, историческое лото, таблицы на соответствие, составление

кроссвордов. Одним из распространенных, является

Упражнение «Исправь ошибку»

ученикам предлагаю найти ошибки в тексте:

Мотыга - примитивное орудие труда - изготовляли из камня или при помощи камня.

Рубило - кремневое орудие, использовавшееся первобытными людьми для обработки

шкур.

Скребок- орудие труда первых земледельцев, в виде палки с сучком.

Ученики должны найти и исправить ошибки, при этом аргументируя и обосновывая

свою точку зрения.

Также можно использовать задания «Реши кроссворд» или «Соотнеси понятия».

В своей практике, переходя от изученного материала к новой теме, использую

сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в

природных условиях Двуречья и Египта. Дети заполняют таблицу, используя знания

предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение сравнительно-

обобщающей таблицы, является итогом анализа, сопоставления сравниваемых фактов

и обобщения исторических событий.

Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения,

рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков

поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме

итоги своих самостоятельных изысканий.

При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю детям, опираясь на

исторические источники дать аргументированную оценку данной личности. При

выполнении таких заданий предлагаю следующий алгоритм:

1. определите время и место его жизни (правления) с точностью до века

2. Назовите основные действия исторической личности

3. Назовите основные результаты его деятельности

Применяю задания, направленные на умение представлять мотивы поступков людей,

прошедших эпох:

-

Как ты считаешь, какие чувства вызывали Висячие сады Семирамиды

и

Вавилонская

башня

у

вавилонян

и

у

покоренных

народов?

- Какие черты учения Будды привлекали жителей Индии?

- Представь, что ты выступаешь на Народном собрании в поддержку Демосфена,

который призывает к войне с Македонией. Как ты будешь это делать?

Можно применять задания, направленные на умение определять нравственные оценки

историческим событиям,

- Какие порядки древней Спарты тебе кажутся правильными, а что, напротив,

вызывает негодование?

- Представь, что ты окажешься на месте А. Македонского. Какими его поступками

ты бы гордился, а каких – стыдился? Объясни свой ответ. И т.д.

Не смотря на изменения в системе обучения, работа с исторической картой по-

прежнему является одним из важнейших элементов учебной деятельности на уроке и

дома. С помощью карты на уроках истории изучается историческое пространство,

изменение территорий и границ государств, продвижение человечества по планете.

Современная политическая ситуация так же требует «географического» взгляда на

историю. Опираясь на карту, дети могут самостоятельно предположить, какие условия

жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают. Это

способствует формированию умений объективно высказывать свою точку зрения,

соответствуя определённым критериям учебной деятельности.

Например, при изучении темы «Государство на берегах Нила» предлагаю учащимся

рассмотреть карту «Древний Египет» и ее легенду и записать, какую информацию о

жизни древних египтян можно получить, изучив эту карту. Рассмотрите иллюстрации

и дополните свой рассказ.

Или такое задание: рассмотрите внимательно карту и заполните пропуски в тексте

Индия расположена в Южной Азии, на п-ове …. Берега её омывает …. На берегах

самых широких и полноводных рек индии - … и … селились в древности индийцы.

Реки берут своё начало в горах …. В III в. до н.э. почти все индийские царства

объединил под своей властью царь Ашока. Столица державы Ашоки – город ….

Для выработки умения «читать карту» подходит задание под названием «Да» или

«Нет». Учащимся дается несколько суждений, которые они должны подтвердить или

опровергнуть. Суждения должны быть связаны с содержанием карты. Например, карта

«Древний Египет»

Фарафра – это оазис

Мемфис – это название озера

Вдоль Нила шел канал Иосифа

Недалеко от Гизы располагаются пирамиды

Одним из направлений военных походов фараонов был Нижний Египет

В своей практике часто использую задания на высказывание своего отношения на то

или иное событие, аргументацию своей точки зрения: Как ты думаешь, справедливо

ли, что одна страна обеспечивает свое могущество за счет других? Или Каким

правилам древнегреческого воспитания ты бы следовал с удовольствием? Объясни,

почему.

Таким образом, на основе полученных результатов мы видим, что целенаправленная

работа с применением разных форм и методов на уроках истории положительно

влияет на повышение качества знаний обучающихся и является одним из условий

повышения понимания исторических событий, явлений, процессов.

Подводя итоги своего выступления хочется еще раз подчеркнуть, что одно из главных

требований к современному уроку по истории по ФГОСам третьего поколения –

воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству,

принципиального

в

отстаивании

своих

позиций,

способного

к

участию

в

демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и

человеческой цивилизации, патриота родной культуры, мы выполняем ежедневно. Я

надеюсь, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого

целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и

настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае

человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Прием № 1: Формирование в дополнение к теме урока еще и отдельного имени-

названия урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом

виде суть главной идеи урока. Например: - «С ним или на нем!» – название урока по

теме «Греко-Персидские войны» в курсе истории Древнего мира (5 класс); - «Русь

между Востоком и Западом» название урока по теме «монгольское нашествие и

борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории

Отечества (10 класс).

Прием № 2: Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения,

то есть главного, существенного, так называемой «сути дела», и отработка на уроке

именно этого материала. Например: - «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» –

слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и

кто знал, что Москве государством слыти»?

Прием № 3: Попытка учителя помочь учащимся раскрыть для себя (а зачастую еще и

для себя самого) личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

Например: объяснение личности русского императора Александра I – почему,

обыгравший по всем статьям самого Наполеона, твердый в принципах вне страны,

Александр, оказался, по определению Пушкина А.С., «властителем слабым и

лукавым» внутри нее (9 класс);

Прием № 4: Продумывание и по возможности формирование хотя бы для себя (а в

идеале для учащихся) ценностных оснований выбора содержания и трактовки

учебного материала на уроке. Например: задание учащимся – попробовать объяснить

жестокость древних греков по отношению друг к другу в период Пелопоннесской

войны, можно привести к беседе «А было ли у древних греков представление о

совести?»

Прием № 5: Социализация личности школьника. Включение в содержание урока

упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в

аналогичной (сходной) или полностью незнакомой ситуации. Чем важно постоянство

законов (на примере законов Солона и Ликурга в Древней Греции и законов 12-ти

таблиц в Древнем мире)? Параллель с современными предложениями изменить

действующую российскую конституцию.

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» имеют наиболее

широкие возможности использования для формирования функциональной понятийной

грамотности учащихся. Необходимо регулярно обращать внимание детей на духовно-

нравственные аспекты тех или иных исторических событий, учить их анализировать и

составлять информацию, проводить аналогии с сегодняшним днем. Воспитание в

высшей степени этичного человека, способного адекватно адаптироваться к

современной социальной среде, – очень сложная задача, но вполне возможная, если ее

возьмут на себя профессиональные учителя, которые могут влиять на личность с

разных сторон.



В раздел образования