Автор: Абрамова Елена Сергеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Днепровская средняя школа им. Героя Советского Союза Ф.И. Иванова"
Населённый пункт: СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОДУГИНСКИЙ РАЙОН, с. ДНЕПРОВСКОЕ
Наименование материала: Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы как первостепенная задача образовательной системы школы
Тема: Духовно- нравственное воспитание на уроках
Дата публикации: 20.11.2023
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы как
первостепенная задача образовательной системы школы
«Незыблемая основа нравственного убеждения
закладывается в детстве и раннем отрочестве,
когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость
и несправедливость доступны пониманию ребенка
лишь при условии яркой наглядности, очевидности
морального смысла того, что он видит, делает,
наблюдает».
В.А. Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем
обществе как никогда остро. Тиражируемые на всю страну средства
массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду,
становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают
психологическому здоровью человека.
Не случайно одним из направлений ФГОС на ступени начального общего
образования является обеспечение духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и
других институтов общества, а также в создании системы воспитательных
мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике
использовать полученные знания. Очень много нужно сделать начальной
школе, чтобы воспитать в детях нравственное чувство.
Помочь в решении этой задачи призвано духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся – это
первостепенная задача современной образовательной системы, которая
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана,
по крайней мере, с четырьмя положениями:
во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко
образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности;
во-вторых, в современном мире маленький человек живет и
развивается, окруженный множеством разнообразных источников
сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу
нравственности;
в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его
отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности;
в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому,
что они не только информируют ребенка о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о
последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для
окружающих людей.
Эти проблемы должны стоять во главе угла всей воспитательной работы в
школе. С самого раннего возраста надо прививать нашим детям традиции
народной культуры, уважение к другим людям, основы духовности и
нравственности.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим
обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств:
патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности,
глубокое уважение к людям.
Каждый ребенок – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и
имеет свое предназначение. Поэтому в школе должна проводиться
целенаправленная работа по развитию формированию гражданственных
качеств, нравственных норм обучающихся.
Цель духовно – нравственного воспитания - создание педагогических
условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе
обучения и воспитания.
Задачи духовно-нравственного воспитания
Развитие нравственного чувства сопереживания.
Развитие чувства ответственности за другого человека.
Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром в
соответствии с нормами христианской морали.
Развитие чувства благодарения.
Методы духовно-нравственного воспитания
Атмосфера любви
Атмосфера взаимопонимания
Атмосфера искренности
Атмосфера доверия
Духовно – нравственный портрет младшего школьника
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Проанализировав свою работу мною были выделены основные направления
работы:
1.Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит
главным образом и прежде всего в процессе обучения.
На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и
переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках
дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями
остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках
дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса
получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Наиболее способствуют духовному становлению ребенка литературное
чтение. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных
книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.
Ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности,
товариществе, дружбе, верности, гуманности, патриотизме.
Знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты
истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения
Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность
окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков,
приобщиться к духовному миру древнерусского человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются
и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость,
пронизанную христианской направленностью. Совместный с детьми анализ
сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию
правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки «Иван – царевич и
серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и
др., становятся уроками духовности и патриотизма. Христианский смысл
русского фольклора находит своё продолжение в сказках литературных.
Сказки учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии
с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой
царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети
делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя
нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не
завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Ребята ещё
раз убеждаются, что надо следовать заповедям, данным человеку Богом,
жить в гармонии с собой и с миром. Также, в этих произведениях даны
примеры христианской любви, а образы сказочных героинь, вобравших
лучшие человеческие качества, вызывают самые светлые чувства даже через
много лет после прочтения пушкинских шедевров.
На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного
запаса учащихся. Работая над фонетическим разбором, грамматическим
разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением
орфограмм, обращаю внимание обучающихся на значение слов, на
нравоучительную сторону того или иного текста. При изучении темы
«Синонимы», «Антонимы» предлагаю обучающимся поработать над
понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь,
нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд,
память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести.
Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и
пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы
употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут
быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.
На уроках математики тоже возможно поводить работу по духовно-
нравственному воспитанию младших школьников. Поэтому я обращаю
внимание на сюжетные задачи. Текстовые задачи, включённые в учебники
для начальной школы, содержат богатый материал для нравственного
воспитания. В процессе решения задач обязательно провожу краткую
целенаправленную беседу. По воспитательной направленности задачи можно
сгруппировать следующим образом:
задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность;
задачи, отражающие достижения науки, техники, трудовую жизнь
людей;
задачи, направленные на формирование духовных интересов,
воспитывающие чувство прекрасного;
задачи по охране окружающей среды, воспитывающие чувство любви к
животным,
бережное отношение к природе, понимание её красоты.
2. Очень важную роль в духовно – нравственном воспитании играет ещё
и внеурочная деятельность.
При планировании воспитательной работы опираясь на концепцию духовно-
нравственного воспитания, составляю план мероприятий на учебный год для
начальной школы, например: «День Знаний», «День пожилого человека»,
«День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Дни здоровья»,
«Предметные недели», «Прощание с букварем» и т.д. Патриотическое
воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы,
праздники, посвященные не только государственным символам России, но и
Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали традиционными..
В своей работе использую следующие виды и формы внеклассных
мероприятий:
Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности
являются, творческие объединения, практические занятия в творческих
мастерских, массовые литературные, театрализованные праздники, выставки
детских работ.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда,
изобразительной деятельности.
Наиболее любимыми являются - массовые праздники, как форма
внеклассных мероприятий организуется в виде дней, недель, повышенного
внимания к творчеству выдающегося писателя, поэта, знаменательной даты,
предметной недели. Во время таких праздников дети узнают много нового и
интересного, знакомятся с творчеством писателя или поэта. Это праздники
посвященные «Дню учителя», «Дню пожилого человека», «Дню матери»,
встреча «Нового года», «Дни здоровья», «Дню защитника Отечества», «Дню
победы» и т.д.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной
работы с обучающимися. В своем классе провожу классные часы в виде
викторины, конкурса, игры, беседы, утренника, классного праздника с
участием родителей, так же используются другие формы воспитательной
работы. В большинстве своем конечно классный час это собрание учеников
класса для обсуждения классных дел.
Также традицией становится проведение благотворительных акций –
изготовление кормушек для птиц, подарки ко Дню пожилых людей,
ветеранам ВОВ.
Через внеклассные мероприятия обучюащиеся расширяют свои знания о
родном крае, учатся бережно относиться к природе, знать об обычаях и
традициях своего народа, о духовных и нравственных качествах человека,
также формируется потребность делать добро.
Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на
уроке работы.
Ребятам очень нравится участвовать в конкурсах, а самое главное на общей
линейке получить свою награду (диплом или сертификат участника).
Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности младшего
школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо
подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень
сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя,
систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания
детей.
Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств личности
младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвинуться от
простых навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор, сочетание
коллективных и личных интересов.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе, что помогает воспитать честных,
добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им свое место, в жизни
используя полученные знания и умения во благо Родины, помочь ему жить в
мире и согласии с людьми и природой.