Напоминание

литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"


Автор: Зуева Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Томский кадетский корпус
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: сценарий классного часа
Тема: литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград"
Раздел: полное образование





Назад





ОГБОУ КШИ

«Томский кадетский корпус»

Сценарий вечера

посвящённый 71 годовщины снятия блокады

Ленинграда 27 января 1944года

Литературно-музыкальная композиция:

«Блокадный Ленинград» в 5-ти действиях

Выполнила :

учитель истории и обществознания

Зуева Татьяна Ивановна
1

Томск 2016г

1.
Цели: 1.совершенствовать духовно-патриотическое воспитание кадет 2.пробудить в кадетах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинград 3.познакомить с тяжелейшим периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества 4. воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны 5. способствовать развитию мышления, познавательной деятельности 2. Действующие лица 1-ый ведущий 2-ой ведущий 3-ий ведущий 4-ый ведущий 5-ый ведущий Чтецы - 13 человек Солдат Девушка гимназистка Девушка гимназистка Девочка Декорация Сцена, декорация в виде черной книги. На черном написано «Ленинград» Проектор с экраном Прожектор с лампой направляющий свет на сцену 2

Действие первое:
На сцене: Декорация в виде черной книги, большими красными буквами надпись «Ленинград»
1-ый ведущий, 1-ый и 2-ой чтец
С началом речи на экране появляются кадры кинохроники «Довоенный Ленинград»
1-ый ведущий:
Лето.. Жаркое лето 1941год. Впереди новая трудовая неделя и время детских каникул. Детвора готовится разъехаться по пионерским лагерям на долгожданный отдых, предчувствуя беззаботное веселье и радость. Но в этот ранний час дети еще спят, да и взрослые тоже, не работают фабрики и заводы – воскресенье.. ранее утро, и так не хочется просыпаться, ведь сегодня можно поспать подольше, и уже во сне представить пионерский лагерь, и веселые игры до позднего вечера без скучных домашних заданий. Все отдыхают… И только пограничный наряд не спеша обходит участок границы…
1-ый чтец.
«Слушайте все- Начинается лето!» Первые горны пропели про это! Первые тапочки, кеды, ботинки Снова топочут по каждой травинке. Первые песни в лесах зазвенели, Первые брызги над речкой взлетели. Первая грусть разбежалась кругами, Первые письма отправлены маме. Первая помощь колхозному саду: Вымпел и первое место отряду! В.Орлов
1-ый ведущий
: / с первыми звуками «Грёзы любви» - (1 сек)» Просыпались города, поливочные машины уже спешили освежить подогретые утренними, но теплыми лучами солнца мостовые, первые трамваи устремились из парка за ранними, по каким- то причинам, не спящими в этот ранний час пассажирами, продавцы мороженного, как часовые, занимали свои места в скверах и парках… скоро проснуться дети. Так просыпались города нашей страны… так просыпался Ленинград… Ленинград… Санкт- Петербург… Заложенный Петром Великим, как форпост Европы, он меньше всего походил на военный город этим летом. Город необыкновенной красоты, музеев и библиотек, город музыкальный и поэтический.
2-ой чтец:
Снова белая ночь выгоняет из дома, И уже одному мне не справиться с ней В тишине площадей, где застыла истома Приглушенного света и редких огней Где уже не доишься, что встретишь печаль ты, Что заплачешь внезапно, как утренний дождь, Где запомнишь ли то, как, устав от асфальта, Горячи и колючи подушки подошв. Где забытые сны продвигаются ближе, Чтоб со мною увидеть, как ждут фонари Разведенных мостов недокрытые крыши Над торжественным храмом грядущей зари 3
Где приходит спокойствие, просто и странно, Вместо прошлых утрат, вместо прожатых бед, Там, где Спас-на Крови замыкает пространство И судьбу –навсегда -на тебе, на тебе. И бросая монету в Неву суеверно, Перед храмом зари принимаю обет, Что вернусь, что приеду, влюбленный и верный Ленинграду, ночам, и Неве, и тебе. Звучит « 7 (Ленинградская) симфония» Шостаковича, на экране кадры военной хроники вторжение немецких войск /2мин 05 сек /- /3мин 30 сек
1-ый ведущий
( на экране кадры начало войны, звучит «Священная война», кадры кинохроники мобилизация Российской Красной Армии / 3мин 31 сек / Война! Войны никто не ждал! Эвакуации жителей года на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер. До Германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалось минимальной, соседняя же Финляндия не рассматривалась как серьёзный противник, способный самостоятельно взять город. Тем не менее, первые поезда с эвакуированными людьми покинули город уже 29 июня, через неделю после начало войны. На экране кадра танкового вторжения Лееба /4мин 26 сек/ Летом 1941 года на Ленинград шла группа армии «Север», общей численностью 500тысяч человек, под командованием генерал- фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно - морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был взят Псков. 10 июля немецкие танки Прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 900-дневная блокада Ленинграда /5мин 12 сек/
Действие второе «Блокада. Голод»
На сцене: Три черные страницы. На первой надпись «Блокада», на второй «Фронт» на третий «Ленинградские дети» На экране кинохроника пикирующего самолета, бомбежка, звучит 7 симфония /5мин 13 сек /
2 ведущий
Вечером 8 сентября, в 8часов 55 минут на Ленинград обрушился невидимый ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муки /5мин 49сек / На экране кинохроника с Гитлером, за кадром звучит речь Гитлера /5мин 50сек /
3-ий чтец
Из директивы Гитлера за №1601 от 22 сентября 1941года «Будущее города Петербурга»6 Принято решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если в следствие 4
создавшегося в городе положения будут заявлены просьба о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существования, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. /6мин 30 сек / На экране кинохроника «Мать с дочкой транспортируют гроб на санках /6мин 31 сек -6мин 33сек/. Звучит метроном.
4-ый чтец
Не шумите вокруг – он дышит, Он живой еще, он все слышит… Как из недр его вопли:»Хлеба!» До седьмого доходя неба… Но безжалостна эта твердь И глядит из всех окон – смерть Анна Ахматова /6мин 49 сек /
2-ой ведущий
/6мин 50сек /На экране хроника выдачи хлеба в Ленинграде, звучит «Лунная соната» Бетховена. С 13 ноября 1941 года норм выдача хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно- технические работники получали по 300граммов хлеба, все остальные по 150. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады 250граммов на рабочую карточку и 125 блокадных грамм –на остальные. В Ленинграде начался голод. Эта цифра –«125 блокадных граммов с огнём и кровью пополам» навсегда останется одним из символов блокады.. Ведущий подходит к первой странице и открывает её. В зале гаснет свет, на столе горит свеча. Из воспоминаний Лидии Охапкиной, оставшейся в блокадном городе с двумя маленькими детьми:/7мин22сек/ Женщина (гимназистка):( на сцене гаснет экран, только один голос чтеца) «Один раз прихожу домой… .смотрю, Толик сидит на полу и что-то спичкой там выковыривает .Это я немного пшена просыпала, когда варила, было темно, и вот он их доставал и вместе с грязью ел. Я старалась его отвлекать, пробовала рассказывать сказки, а он все перебивал меня: «Знаешь, мама, я хлеба съел бы вот такую буханку большую», - и показал на круглый таз.
3-ий чтец
/7мин 23 сек/ звучит соната, на экране стоп-кадр»рука с хлебом» Двое проходят по рядам держа на ладони 125 граммов черного хлеба. И представьте себе, что это был за хлеб: С пивоваренных заводов забрали 8000 тонн солода и перемололи их, чтобы потом добавить в муку. На мельницах вскрыли полы и собрали всю мучную пыль вместе с землей. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению городского комитета к ней подмешали 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, чтобы хоть как-то прокормить погибающий, но обороняющий город…125грамм…/ 7мин49сек/
5 –ый чтец
(гимназистка читает за сценой) (/7мин 50 сек/ с первыми ударами метронома) Я как рубеж запомню вечер: Декабрь, безогненная мгла, Я хлеб в руке домой несла, И вдруг соседка мне навстречу «Сменяй на платье,- говорит,- Менять не хочешь -дай по дружбе. Десятый день, как дочь лежит. Не хорошо. Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам. Отдай. Ведь ты сама рожала…» 5
И сказала: «Не отдам» И бедный ломоть крепко сжала. «Отдай, - она просила, - ты Сама ребенка хоронила. Я принесла тогда цветы, Чтоб ты украсила могилку» …Как будто на краю земли, Одни, во мгле, в жестокой схватке, Две женщины мы рядом шли, Две матери, две ленинградки. И, одержимая, она Молила долго, горько, робко. И сил хватило у меня Не уступить свой хлеб за гробик. И сил хватило- привести Её к себе, шепнув угрюмо: «На, съешь кусочек, съешь…прости! Мне для живых не жаль – не думай» /8мин 48сек/ Ольга Берггольц
2 Ведущий
/8мин 49 сек/ на экране кинохроника зимнего города, звуки вьюги, звучит Реквием Моцарта, с первым кадром В декабре 1941г. ситуация резко ухудшилась. Смерть от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах сотни трупов. Особенно тяжелым испытанием для ленинградцев стала зима 1941-1942 года: лютая стужа и голод делали за немцев свою работу! Число жертв голода стремительно росло: каждый день умирали более 4000 человек. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6-7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины( на каждые 100 смертей приходилось 63мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. (на экране сюжет о мертвых людях на улицах города) В городе не работали ни отопление ни электропитание, остановился транспорт, улицы занесло снегом, и трупы с улиц убирать уже было некому, кто остался жив – был обессилен. Из воспоминаний Жанны Уманской на тот период семилетней девочки/9мин 57 сек/ На экране кадры новогодней елки в Ленинграде, звучит «Спящая красавица» Чайковского
Выступает девочка
/9мин 58 сек/ Запомнила я блокадную новогоднюю елку. Дали билет, пошла я одна…помню тощие мы все какие-то, заморенные дети. Был там фокусник, пиджак на нем болтается, горло шарфом повязано. Он показывал какие-то фокусы, а мы сидим такие безразличные. Потом не выдержали, и один спросил: «А скоро нам обед будут давать?» Дали обед. Он показался нам роскошным, и подарки дали: яблоко, печенье и конфета какая-то…» /10 мин 35 сек/. 4-ый чтец /10мин 40сек/ Смолкает Чайковский, нарастают звуки реквиема /10мин 45 сек/ появляются кадры голодающего города – гроб на телеге) /10 мин 49 сек/ Из писем, изъятых военной цензурой «В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет» «Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так едят горчицу, из не делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь» 6
«Наблюдал картину – лошадь упала, не успела еще умереть, а люди уже прибежали с ножами и топорами… это ужасно…» /11мин 35 сек/ На экране кадры обстрела Ленинграда пушками/10мин 4 сек/ В 1943г. Когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего, не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз./11мин 55 сек/
Женщина (гимназистка
): звуки метронома /11мин 57 сек/ с первыми стуками метронома Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихи-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном… И стыли ноги, и томилась свечка. Вокруг ее слепого огонька Образовалось лунное колечко, Похожее на радугу слегка. Когда немного посветлело небо, Мы вместе вышли за водой и хлебом И услыхали дальней канонады Рыдающий, тяжелый, мерный гул: То армия рвала кольцо блокады, Вела огонь по нашему врагу /12 мин 30 сек/ Со сцены убирают реквизит первой страницы второго действия
Действие третье.
«Письмо с фронта»/12мин30сек/ на сцене 3-ий ведущий. На экране кинохроника боевые действия РККА, звучит песня «Священная война» /13мин 20сек/ Основные бои велись на так называемом»Невском пятачке» - узкой полосе земли шириной в 300-500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пяточек простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя – иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941-1943гг.на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат. В течение 1942 года было предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1943г. Крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осажденного города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым/14мин35сек/ . /14мин 50сек/ - звучит песня «В землянке», ведущий открывает вторую страницу книги. В зале гаснет свет, на сцене солдат сидит на чурбаке и пишет письмо, на столе патефон и горящая гильза вместо свечи, в одной руке у него автомат.
6-ой чтец.
/14 мин 52 сек/ (с первыми звуками вступает за сценой - голос с выражением) «Милые мои, дорогие! Вы так близко от меня , вы здесь в Ленинграде, а я ничего не могу сделать. Я сражаюсь здесь – на нашей родной ленинградской земле, но не могу не добежать, не доползти к вам. Я не боюсь смерти, нет в сердце моем ничего кроме боли, боли от невозможности помочь вам… Я отдал бы весь свой хлеб и силы, чтобы отогреть вас. Вам гораздо труднее, чем нам, солдатам…Родная моя, сбереги себя, сбереги детей…»
3-ий ведущий
7
2декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный «Искра». Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда/15 мин 50сек/ /15мин 58сек/.На сцене солдат, на экране кадры советской артподготовки, звучит песня «Я так давно не видел маму». С первыми звуками песни солдат оборачивается к залу и обращается. Никогда не забыть эту атаку – 12 января 1943года в 9 часов 30минут утреннюю тишину разорвал залп «катюш» - по всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. А потом на лед вышли мы, а к концу первого дня наши войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих поселков №5 мы уже обнимали ребят ленинградского фронта. А в ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
6- ой чтец
14 января 1944 в 9 часов 35 минут по противнику окрыли огонь тяжелые морские орудия из Кронштадта, с фронтов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-ой армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18- й немецкой армии и разгромили её основные силы. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. И все-таки некоторые фашистские вояки прогулялись по улицам Ленинграда, но только в качестве военнопленных. С освобождение Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята. И впервые, за всю историю войны праздничный салют прогремел в Ленинграде, а не в Москве, как это было ранее/18мин 00сек/
Солдат
/18мин 05сек/ с первым темным кадром …Ленинград ожег мне душу Своими бедными детьми. Я в Ленинграде, правда, не был, Но знаю- говорят бойцы: Там дети плачут, просят хлеба, А хлеба нет…А мы отцы… И я как волка, караулю Фашиста – сутками в снегу, И от моей свирепой пули Пощады не было врагу. Лежу порою – до костей Достигнет снег. Дрожу, устану… Уйти? А вспомню про детей – Зубами скрипну и останусь. «Нет, - говорю, - позорный гад, Палач детей, я здесь, я слышу. На получай ещё зарад За ленинградских ребятишек»/18мин 41 сек/ Ольга Берггольц
Действие четвертое
« Ленинградские дети » В зале горит свет, выходит 4-ый ведущий, открывает последнюю страницу, поднимает детский мячик, на сцене лежат детские игрушки, на черной ткани надпись «СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ, СПЯТ ДЕТИ» ведущий садится на стул.
4-ый ведущий
/18мин 42 сек/ с первыми звуками «Грезы» Шумана вступает: За ленинградских ребятишек… 8
Ленинградские дети… Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые – это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.
7-ой чтец
(в военной форме выходит через 5 сек. После ведущего с первым стуком метронома Вступает) /19 мин00сек/ Я видел седых детей… Не белобрысых, не русых. На стыке военных путей, В болотах лесов белорусских… Я видел седых детей. Пресней дождевой воды Спирт оказался во фляге, Когда привели седых Детей в партизанский лагерь. В глазах замороженный крик – Пронзительнее штыка, И рыжий как солнце комбриг Не допросил «языка». Сказал по – русски: «Взгляни» Тот понял и посмотри… Седые дети, они Знали слово» «расстрел» Не спали среди тишины Седые дети войны /19 мин 45 сек/ А.Балин
4-ый ведущий
/19 мин 50 сек/ Дети – это будущее нации! Фашисты понимали это, и по теории расового превосходства детей недочеловека необходимо было уничтожить! Вот они и уничтожали! В Гатчине, под Ленинградом они устроили детский дом, якобы с целью ухода за ребятишками, а по соседству был полевой госпиталь… И раненым солдатам очень требовалась кровь… На самом деле детский дом оказался пунктом переливания крови… Из воспоминаний Валентины Кожановской, тогда ей было 9 лет:/20мин 20 сек/ ( На сцене гаснет свет, на экране продолжается кинохроника. Н середину сцены выходит девочка с зажженной свечой, прожектор наведен на неё) /20мин 25 сек/ Чтец (гимназистка) … Каждое утро стучал железный засов, входили смеющийся офицер и красивая женщина. Она по –русски нам говорила: «Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведем вас кормить…»Они шутили, смеялись, а дети спотыкались, толкались, каши хотели все. Каждый раз набирали по 25 человек. Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?» потом я стала прятаться, садилась под самую железную дверь при входе, и когда нас уже было мало, женщина меня все равно не замечала. Детская память запоминает только страх и только хорошее… /21 мин05 сек/ (черный стоп-кадр, тишина, в зале зажигают свет)
8-ой чтец:
/21 мин 31 сек/ Выбежала девочка из дома, Маленькая, в мамином платке Старенькие валенки знакомо Весело блестели вдалеке Топала по тропке возле дома, Щечки на морозе расцвели… 9
Вдруг, хрустя по снегу незнакомо, Злые люди к дому подошли Разбросали карточки по дому, Снимки, что в альбомах берегли, И потом зажженную солому Равнодушно к двери поднесли.. Черным дымом крыша вся покрылась, Вспыхнул клен, что рос невдалеке. Губки задрожали, покатилась Крохотная слезинка по щеке. Кулачонки маленькие сжала,- Сердце быстро прыгало в груди, К рыжему фашисту подбежала И сказала звонко: Уходи! Волосенки ветром растрепало, Слезы стыли возле самых век. Треснул выстрел – девочка упала Личиком курносым прямо в снег В это утро мы в окопах были, А потом рванули точно в срок И атакой яростной отбили Небольшой районный городок
4-ый ведущий
/21мин37сек/ с первыми звуками»Грезы»Шумана вступает В блокадном Ленинграде на начало блокады осталось почти 3 миллиона жителей, в том числе 500 детей. (на экране фото дневника Тани Савичевой) Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них – даты. Шесть страниц – шесть. (выключают свет)
9-ый чтец (гимназистка)
( с первыми ударами метронома за сценой, на экране страницы из дневника, на сцене вспыхивают проекторы отражая от стены тени – разные цвета) /22мин 04сек/ «28 декабря 1941года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942года 17 марта – Леко умер Дядя Вася умер 13 апреля 10 мая – дядя Леша, мама 13 мая Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня/22мин 40сек/
4-ый ведущий
(сразу после остановки метронома, на экране фото Тани Савичевой, свет включен проекторы направлены на ведущего, который встает со стула и подходит к краю сцены)/22мин 42сек/ Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьмя в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но 10
болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1июля 1944года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище /23 мин 20 сек/ /23мин22сек/ Ленинградские дети – дети – старички, без улыбок, с пустыми глазами. Взрослых поражало спокойствие детей, их равнодушие к смерти. А это была защитная реакция неокрепшей психики. Нет, невозможно было победить страну, в которой даже в окруженном городе голодные, смертельно уставшие дети уходили на заводы и свими руками приближали победу…/23мин 50сек/
Действие пятое «Дорога жизни»
(На экране кинохроника дороги жизни, звучит песня «Эй дороги» 5-ый ведущий ../23мин 55сек/ с первыми звуками песни Город, окруженный врагом, был обречен на гибель, но для подвоз продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. В сентябре 1941 года в Ленинград стали прибывать первые баржи с продовольствием, но это были капли в море, на сутки, не более. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». С наступлением холодов было решено проложить путь по льду, но сильных заморозков ни в октябре, ни в ноябре не наступало долго и лед на озере был не крепким. Машины с грузом уходили под лед./24мин 35 сек/
10 –ый чтец
(на экране кинохроника дороги жизни) Холодный ровный свет луны, Снега сияют исступленно, И со стеклянной вышины Врагу отчетливо видны Внизу идущие колонны. И воет, воет небосвод, И свищет воздух, и скрежещет, Под бомбами ломая, лед, И озеро в воронки плещет. Но вражеской бомбежки хуже, Еще мучительней излей – Сорокоградусная стужа, Владычащая на земле. Навеки ночь в застывших звездах, Навеки лунный снег, и лед, И голубой свитящий воздух. Казалось, что конец земли… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли: Он жив еще. Он рядом где-то На Ленинград, На Ленинград. Ольга Берггольц «Ленинградская поэма»
5-ый ведущий
(на экране хроника зимней «Дороги жизни», звучит зимняя вьюга)./25мин 27 сек/ В Кромешной мгле, по тонкому льду, под постоянным артобстрелом и бомбардировкой немецкой авиации советские солдаты прокладывали эту артерию, шли на это осознано, ведь там, в холодном городе остались голодные дети. Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие летчики безнаказанно расстреливали с самолетов автомашины и бомбами разбивали лед на трассе. Для прибытия Дороги жизни командование Ленинградского фронты установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулеметы, а также привлекло истребительную 11
авиацию. Результаты не замедлили сказаться – 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено2560тонн грузов/26мин 07сек/ (свет гаснет, звучит песня «Дорога жизни»А. Розенбаума, на экране слайды -фото «Дорога жизни»/26мин 09 сек)-28 мин 30сек)
11-ый чтец
(зажигают свет, кинохроника городской жизни, восстановление Ленинграда по звуки песни / 28ми31сек/ Здесь нет перерывов в работе, Здесь отдых забыли и сон, Здесь люди в великой заботе, Лишь в капельках пота висок. Пусть красное пламя снаряда Не раз полыхало в цехах, Работай на совесть, как надо, Гони и усталость и страх… … Пусть наши супы водяные, Пусть хлеб на вес золота стал,- Мы будем стоять как стальные, Потом мы успеем устать. Враг силой не мог нас осилить, Нас голодом хочет он взять, Отнять Ленинград у России, В полон ленинградцев забрать. Такого вовеки не будет На невском святом берегу, Рабочие русские люди Умрут, не сдадутся врагу
5-ый ведущий
Но горд жил и боролся. Люди продолжали работать за станками даже когда объявлялась воздушная тревога. Фронту нужны были снаряды и Ленинград делал их. ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА – ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!!! В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио/29мин 35сек/ (на сцене нет никого, свет включен, нет музыкального видеофона).
Чтец 12
стихи Навои /29мин 35сек/ Среди людей я никогда собрата отыскать не мог, Кому была бы не чужда лихая боль моих тревог. И чашу всех кровавых мук, поверьте, можно претерпеть, Когда в беде есть верный друг, который бы тебе помог. Подобен перстню небосвод, а звезды – камешки на нем, И в каждой тебе гибель ждет – в них яд тебе он приберег Сей мир печально сокрушен: в ночи рыдая над тобой, Все поднебесье тьмою он – завесой скорби обволок. О мир лукав, его щедрот своим желанием не жди, Он лишь на миг тебе сверкнет – увы, лишь на недолгий срок Не сыщешь верности, пойми, средь человеческих сынов, Не думай, что дружа с людьми, ты не познаешь сей порок. 12
Вот и остра, и ладна речь, а тонкий смысл её - во вред: Людей к себе в друзья завлечь не помогает острый слог. О виночерпий, дай вина, вся плоть моя горит от ран, - Огнем да гущею со дна мои ты раны бы прижег! Не диво, что беседный круг столь тешат песни Навои: Его надсадных стоном звук то густ и низок, то высок.
5 ведущий
(на экране кинохроника культурной жизни блокадного города, звучит с нарастанием 5 симфония Бетховена, ведущий с первыми звуками и кадром вступает) /29мин 36 сек) 10декабря 1941года в Эрмитаже провели торжественное заседание, посвященное 500-летию поэта и ученого Алишера Навои. Прозвучал доклад Бориса Пиотровского, а ученый Николай Лебедев, у которого была последняя степень дистрофии – в зал его внесли друзья, прочитал свои переводы стихов Навои. Когда начался обстрел, никто не покинул заседание. Больше нигде а Советской Союзе в том году день рождение Навои не отмечали. Зимой 1941года многие ученые переселились в подвал Эрмитажа – так называемое «бомбоубежище №3». В самые тяжелые дни академик Никольский и его сподвижники разработали план восстановления города – «Проект возрождения Северной Пальмиры». Без света и тепла, голодные и замерзшие они создавали новый Ленинград. В Ленинградском Всесоюзном институте растениеводства, в котором находилось несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы. Способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства. / 30 мин 27 сек / (Звучит 7 симфония Шостаковича с нарастанием) / 30 мин 28 сек / Прислушайтесь к этим звукам – это 7 ленинградская симфония Шостаковича, которую он начал писать в блокадном Ленинграде. Ровно через год после начала блокады она прозвучала в концертном зале окруженного города. Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиции противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда. В тот день весь мир понял, что этот город не падет, жителей его не сломать / 31 мин 10 сек/ (На экране кадры голубого неба и Пискаревского мемориала, звучит «Грезы» хоровое исполнение, свет погас, прожекторы на чтеца) /31 мин 17 сек/
13 чтец
Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Мне в струе степного ручья Виден отблеск невской струи. Если вдоль снеговых хребтов Взором старческим я скользну,- Вижу своды ваших мостов, Зорь балтийских голубизну, Фонарей вечерних рой Золоченых крыш острия.. Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! 13
Не затем я на свете жил, Чтоб разбойничий чуять смрад; Не затем вам , братья, служил, Чтоб забрался ползучий гад В город сказочный, город-сад… А затем я на свете жил, Чтоб сброд фашистских громил, Не успев отпрянуть назад Волчьи кости свои сложил У священных твоих оград… Вот зачем Неву берегут Ваших набережных края, Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя! Джамбул Джабаев 14


В раздел образования