"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей"
Автор: Чижова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 88" "Росинка" Населённый пункт: Иркутская область. Город Братск Наименование материала: Статья Тема: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обще-
развивающего вида № 88» «Росинка»
Статья на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
Воспитатель: Чижова С.А
Статья на тему: «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей»
В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры —
не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов
с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить
ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом. Но это не самое
главное достоинство пальчиковых игр.
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования
детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источ-
ник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем ум-
нее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые цен-
тры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее
будет развиваться и речь, да и не только она.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда
детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период
жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого ран-
него возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое
внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование
«речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнооб-
разные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного
развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки,
способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую популярность?
Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как об-
щее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел
приходилось выполнять раками: перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вы-
шивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сей-
час эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные ма-
шины, моющие пылесосы, мультиварки.
Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, осо-
бенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игру-
шек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что
огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает ма-
лышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность
детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашне-
го обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специ-
ально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа,
тряпочки, бумага.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но
когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится
мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирую-
щим развитие мышления ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мел-
кой моторики и речи является диагностическим фактором. И если руки развиты недоста-
точно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Педа-
гоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже
с восьмимесячного возраста. Развивать малыша с пеленок — это модно. Ручки ребенка как
бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно
стимулируются двигательной активностью ребенка.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобре-
тает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь
у детей дошкольного возраста — явление редкое. К сожалению, о проблемах с координа-
цией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой. Это
оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,
приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значи-
мости и сущности своевременной коррекции сохраняет не только физическое и психиче-
ское здоровье ребенка, но и оградят ребенка от дополнительных трудностей обучения, по-
могут сформировать навык письма.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально органи-
зованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в дру-
гую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит по-
мнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются
быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по
развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ре-
бенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. Систематическая работа
по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие
речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное вос-
приятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая мо-
торика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление,
пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом
в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных дви-
жений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Заданий и упражне-
ний, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно,
если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество.
И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким об-
разом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактиче-
ском и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми
детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотно-
шения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного об-
щения.