Напоминание

Дышим легко - говорим правильно!


Автор: Кияшко Анна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО детский сад №113
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Дышим легко - говорим правильно!
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дышим легко - говорим правильно! В последнее время в дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада с семьей. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида учителя- логопеды уже давно пытаются привлечь к коррекционно- развивающей работе с дошкольниками их родителей. Наш детский сад не исключение. Очень важно объяснить родителям, что именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу для последующего всестороннего развития и укрепления здоровья ребенка, а так же красивой и грамотной речи. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, как составная часть логопедической работы, оказывающая и огромное влияние на профилактику простудных заболеваний. Чтобы красиво говорить необходимо уметь правильно дышать! Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Специальные упражнения по гимнастике дыхания позволяют нам обычное непроиз вольное дыхание постепенно перевести в произвольное. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в 2015 учебном году в группе компенсирующей направленности №11 МАДОУ МО детский сад №113 мною был разработан долгосрочный проект "Формирование
правильного речевого дыхания у детей с ОНР " для детей старшего дошкольного возраста. Предложенный проект – это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников. Целью данного проекта является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья. Чтобы разнообразить процесс «тренеровок» и повысить мотивацию детей, были изготовлены и применяются на практике в группе № 11компенсирующей направленности специальные дыхательные тренажеры. (рис1-5) В ходе работы проекта предпочтение отдавалось комплексам упражнений с четверостишием, т.к. лучше усваивается выполнение дыхательных упражнений.(рис 8-9) Тренажеры, дыхательные игры и упражнения разработаны с учетом лексических тем, которые осваиваются в процессе занятий. Для закрепления полученного детьми навыка дома, были проведены семинары- практикумы для родителей.(рис6) С их помощью был создан банк игр на развитие дыхательных навыков. Также проведен семинар для воспитателей массовых групп ДОУ, целью которого являлось обогащение знаний по теме « Роль дыхательной гимнастики в здоровьесбережении детей».( рис7) В конце мероприятия были продемонстрированы дыхательные тренажеры. Созданы методические рекомендации для родителей и педагогов массовых групп по дыхательной гимнастике. В конце года проведена итоговая диагностика, по результатам которой, была выявлена эффективность системы работы по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР. Результаты были проанализированы и выработаны необходимые рекомендации. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми! Учитель-логопед Кияшко Анна Васильевна МАДОУ МО детский сад №113
Семинар для воспитателей (рис7) дыхательные тренажеры(рис1)
(рис 2) (рис3)
(рис4)
(рис5) семинар для родителей(рис6)
на занятии (рис8) (рис9)


В раздел образования