Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10»
Эссе на тему:
«Моя педагогическая философия»
Выполнила:
Воспитатель Л.Ш.Цейтер
г. Горнозаводск, 2016г.
…
да, я – актриса несчетных ролей,
Но главная роль – заменять матерей!»
Говорят, что мастером в своем деле можно стать, только получив
специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот
тогда оказываешься, вооружен, как говорится, «на все сто» и можешь
профессионально реализовать себя.
Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских
лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться:
высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как
применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в
которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глаза?
Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь
за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, готов отдать…
Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор
спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде
чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную
брошюру «Как любить ребенка»: Сначала это, а все остальное потом».
Я никогда не думала, что можно научиться любить чужих детей.
Ф.Э. Дзержинский писал: «Ребенок умеет любить того, кто его любит – и его
можно воспитывать только любовью». Я согласна с этим высказыванием.
Просто любить – это мало. Воспитатель должен быть человеком, это значит
быть добрым, мудрым, справедливым и надежным. Дети – психологи, и они
чувствуют наличие этих качеств. Если малыши понимают, что они в тебе
есть, то они тянутся к тебе. Поэтому в своей работе с детьми стараюсь быть
другом и помощником. Улыбка детей – вот проявление успешности педагога.
Она ничего не стоит, но многое дает. Я рада, что на лицах моих детей можно
увидеть улыбки, доверие и желание общаться. Сократ сказал, что все
профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.
Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.
Потому что: хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон:
«Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным
здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом,
улыбкой, вниманием.
Хороший воспитатель - это мудрый судья. Педагог, как Фемида, на весах
правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а
старается предупредить.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в
многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда
готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в
коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том,
что «погоду в доме», программу в детском саду делают люди, хорошие люди.
И в самом престижном детском саду мегаполиса, и в скромном детском
садике крохотной далекой деревни с одинаковой уверенностью можно
встретить хороших людей.
Я давно убедилась, что не только профессиональные знания создают
хорошего человека. Прежде всего, это качества личности. А вот какие –
трудно описать, потому что все видят «хорошего человека» немного по-
разному. Хотите убедиться? У друзей, коллег, родителей спросите. И они
назовут такие качества как порядочность, аккуратность, ответственность,
эрудированность, оптимистичность, находчивость, здоровье и т.п.
Хороший воспитатель – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь
особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке,
понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению, и
открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.
Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена
– добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный,
интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за
дверью детского сада.
Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Им не важно, что дома
неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки,
твой голос, твое сердце! И вспоминаешь, что ты здесь для того, чтобы их
жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и
накормлены, могли учиться, все делать сами, ходили в сухих колготках, а
главное с ощущением, что их здесь любят.
Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных: и когда
они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и
когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и
даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!» Просто ты их любишь, и
поэтому ты здесь.
А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою
жизнь. Кажется, в личную. Но нет: дома снова ты вспоминаешь, что у Маши
колготки потерялись, а Ваня не доделал задание, и что планы не написаны, а
еще кружочки и треугольники на математику вырезать надо. То есть детский
сад и мысли о детях везде: на улице, дома, даже порой во сне.
Мечтала ли я стать воспитателем? Нет. Я даже мало что знала об этой
профессии. Воспитателем я стала по воле сложившихся обстоятельств.
Но почему-то же эти обстоятельства сложились именно так, а не иначе?
А может, это все было не случайным, а закономерным? Профессия
воспитателя нашла меня не сразу. В детском саду я совсем недавно, и как
выяснилось, воспитатель - это очень нелёгкий и непростой труд, это
постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые
открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно
совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как
педагог, который со временем с приобретением опыта становится только
мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных
учреждениях, для педагогов предоставляется еще больший объём для
развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только
при желании можно достигнуть наибольших высот. Воспитатель — это
пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется
забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети,
адаптированные к жизни в социуме.
Работая
воспитателем,
я поняла,
что
главное
в моей
работе
«гореть,
а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском
саду.
Поиск,
инициатива
и творчество
являются
моими
обязательными
спутниками
на тернистой
дороге
педагога.
Избавляться
от устаревших
стереотипов,
больше
спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои
знания — так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать
этому требованию. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое
мастерство,
используя
достижения
педагогической
науки
и передовой
практики.
Должен
идти
вперед,
осваивать
инновационные
технологии,
нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например,
устное
народное
творчество.
Воспитателю
необходимы
разнообразные
знания,
чтобы
удовлетворять
любознательность
современного
ребенка,
помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких
технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений,
необходимость
которых
продиктована
самим
временем;
должен
соответствовать реалиям дня: владеть компьютером.
Три кита моей миссии, миссии воспитателя: дарить любовь, быть человеком
и постоянно находиться в поиске! На этом основана моя жизнь, которая
нераздельно
связана
с
нашим
будущим
—
нашими
детьми
и
с
миссией ВОСПИТАТЕЛЯ !