Автор: Утаганова Индира Борисовна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №7" Населённый пункт: Город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Профессия и география Раздел: среднее образование
Профессии и география
Учитель географии Утаганова Индира Борисовна
г. Новый Уренгой МБОУ «СШ №7»
«Как хорошо когда у человека есть возможность
выбрать себе профессию не по необходимости,
а сообразуясь с душевными склонностями».
А. Апшерони
Каждый
ученик
рано
или
поздно
встаёт
перед
проблемой
выбора
будущей
профессии.
Проблема
выбора
оказывается
достаточно
сложно
решаемой,
так
как
активная
позиция
в
этом
плане
у
многих
ещё
не
сформирована.
Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о
различной профессиональной деятельности. Но география –
предмет в
школьном образовании, объединяющий в своём содержании триаду «Природа
– человек – хозяйство».
На начальном этапе изучения географии в шестом классе школьники
обращают
внимание,
прежде
всего
на
внешнюю
привлекательность
профессии.
Им
часто
одновременно
нравятся
совершенно
разные
специальности.
Важно
поэтому
познакомить
учащихся
различным
профессиям,
раскрыть
их
внутреннюю
сущность.
Я
знакомлю
их
с
относительно редкими профессиями, о существовании которых может быть
они
не
знают.
Эти
профессии
тесно
связаны
с
разделами,
которые
они
изучают в течение учебного года. При изучении «Литосферы» знакомятся с
профессией геолога, сейсмолога, вулканолога; «Атмосферы» - метеоролога;
«Гидросферы» - гидролога; «Биосферы» - эколога.
В
7-м
и
8
классе
«примеряют»
на
себя
профессии
рекламного
агента,
туроператора, экскурсовода.
После изучения природы, населения и его хозяйственной деятельности
определенного
материка
учащиеся
выбирают
страну,
расположенную
на
данном
материке,
которую
бы
они
хотели
бы
презентовать.
Все
это
проводится
в
виде
ролевых
игр,
где
дети
непосредственно
являются
туристами, туроператорами, рекламными агентами, экскурсоводами.
На
уроках
географии
России
в
8
классе
учащимся
предоставляется
возможность через мини-проекты познакомиться с такими профессиями, как
климатолог, спасатель, геодезист.
При изучении экономической и социальной географии мира в
10-11-х
классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу
сил
в
интересующей
области,
проводить
работу
по
определению
соответствия между требованиями профессии и возможностями учащихся,
формировать устойчивую позицию выбора.
Например, учащиеся пробуют
себя в роли биолога, эколога при изучении темы «Загрязнение и охрана
окружающей среды».
Все эти пробы приводят к тому, что ребенок, «примеряя» на себя
различные
профессии,
заинтересовывается
той
или
иной
профессией.
Я
надеюсь, что тот опыт, который они получают на моих уроках, помогает им в
дальнейшем при выборе профессии.