Автор: Спиридонова Сахая Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Харбалахская СОШ им.Н.Г. Золотарева - Якутского
Населённый пункт: с.Кюль, Верхневилюйский улус, Республика Саха
Наименование материала: Публичное представление педагогического опыта Спиридоновой С.Н.
Тема: «Современные образовательные технологии, как фактор привлечения интереса к предмету».
Раздел: полное образование
Публичное
представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Харбалахская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Золотарева - Якутского»
Верхневилюйского муниципального района Республики Саха (Якутия)
Спиридоновой Сахаи Николаевны.
1. Тема инновационного педагогического опыта. «Современные образовательные технологии,
как фактор привлечения интереса к предмету».
2. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям
развития образования, его практическая значимость).
В
настоящее
время
в
школьном
образовании
отмечается
тенденция
снижения
заинтересованности
учащихся в обучении. Вызвано это дефицитом времени, отведенного на
изучение предмета. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые
обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к
предмету.
Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и
учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных
педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики,
должен
быть
заложен
принцип высокой
мотивации.
Как
поддержать
у
учащихся
интерес
к
изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя
состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в
том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо
ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это
побуждает к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике. Применение
новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся
преподаватель,
а
теперь
-
учащийся.
Это
дает
возможность
каждому
ученику
обучаться
в
подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Образование должно побуждать к творчеству. Эту образовательно-воспитательную задачу
решаю через нестандартные формы уроков, исследовательскую работу.
Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда
он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке -
вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников
самостоятельно
добывать
знания,
мыслить,
уметь
ориентироваться
на
рынке
труда,
быть
востребованным и успешным, истинным патриотом своей страны.
3. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и
приемов).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и
методов
во
взаимодействии
с
учащимися,
создании
условий
для
активной
познавательной
деятельности
обучающихся
через
применение
инновационных
технологий
на
уроках
и
во
внеурочное время.
4. Наличие теоретической базы опыта.
Одной из главных задач своей работы я считаю развитие самостоятельного творческого мышления
обучающихся. В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Специальные:
- познавательные: вооружение учащихся основами знаний основ преподаваемых предметов;
- практические: формирование навыков проектной работы.
2. Общепредметные:
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельно выполнять задания;
- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм,
методов, средств обучения для повышения практической направленности. И она реализуется
посредством применения на уроках и внеурочной деятельности различных технологий.
Проблемное
обучение
помогает
поддерживать
интерес
к
изучаемому
материалу.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной
деятельности
учащихся,
позволяет
нацелить
ребят
на
поиск
и
решение
сложных
вопросов,
требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке можно создать с помощью
активизирующих действий,
вопросов,
подчеркивающих
новизну, важность
объекта
познания.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций, и организация активной самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации
можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким
образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и
навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и
творческих способностей.
Модульное
обучение
положительно
влияет
на
развитие
самостоятельной
деятельности
учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою
работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками:
сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность
учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина,
оперативность, гибкость.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать творческую атмосферу
на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
Личностно
ориентированные
технологии
обучения,
воспитания
и
развития
ученика
противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества и самоактуализации личности. Стиль отношений учителя и
учеников
должен
быть
такой:
не
запрещать,
а
направлять,
не
принуждать,
а
убеждать,
не
командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Игровые технологии. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более
интересным,
создает
у
учащихся
хорошее
настроение,
облегчает
преодолевать
трудности
в
обучении. Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Игровые технологии
в основном ориентированы на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной
деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности.
Проектная
технология.
Умение
учащихся
самостоятельно
добывать
знания
и
совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному
обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать
постоянно
возникающие
конкретные
задачи,
вести
диалог
с
коллегами
и
партнерами,
самостоятельно
принимать
решения.
Поэтому
и
учителю
в
своей
практике
необходимо
использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий
является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной,
поисковой, творческой деятельности учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день информационно -
коммуникационные
технологии
занимают
всё
большее
и
большее
место
в
образовательном
процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля
информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в
обучении.
Информационные
технологии
помогают
сделать
процесс
обучения
творческим
и
ориентированным на учащегося. Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать
процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных
возможностей; эффективно решать проблему
наглядности обучения; расширить возможности
визуализации учебного материала, делая учебный материал более понятным и доступным для
учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении
нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием
включаются в работу.
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет:
повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении
математике, повышают познавательный интерес к предмету.
5. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании
условий для индивидуального развития учащегося, формирования устойчивой, положительной
мотивации обучающихся, повышения его познавательной активности через широкое применение
на уроках и во внеурочное время современных инновационных технологий.
Приоритет отдаю проблемным урокам. Применение современных инновационных технологий
в процессе обучения позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало
новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную активность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- индивидуализировать учебный процесс;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
- повысить качество наглядности в учебном процессе.
6.
Оптимальность
и
эффективность
средств.
Самыми
оптимальными
и
эффективными
средствами являются организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор
учителем методов, приёмов и средств обучения. Принцип ее работы: надо учить каждого, постоянно
видеть работу ученика и развивать его способности, научить найти самостоятельно способы
решения
задач,
помочь
самим
добывать
знания.
Но
в
процессе
обучения
с
использованием
современных инновационных технологий на различных этапах урока делается акцент не только на
формирование
знаний,
но
и
на
развитие
навыков
творчества,
позволяющих
самостоятельно
пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. Учитель пользуется предлагаемыми
материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания:
критичности, мотивирования и рефлексии. Ответом на снижение интереса учащихся к занятиям
является
проведение
нетрадиционных
уроков,
где
учащиеся
развиваются
в
личностно-
ориентированном образовании. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая
всё то хорошее, что заложено в него от природы.
Приобретается навык работы с различными источниками информации. Изменяется поведение
детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое
собственное мнение. Ученики используют полученные знания, умения и навыки в практической
деятельности.
7. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,
успехи и достижения обучаемых).
Использование вышеописанных подходов в преподавании обеспечивают высокие результаты
в обучении и воспитании учащихся, позволяет раскрыть всесторонние способности учащихся,
повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом, научить учащихся быть более
уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях.
Процент успеваемости по математике за последние пять лет 100%, качество знаний по
предмету не менее 46%. Наблюдается наличие стабильных результатов освоения образовательных
программ обучающимися и положительной динамики их достижений по годам, положительная
динамика результативности деятельности по итогам мониторинга.
Результативность применения данной проблемы появляется в:
- участии детей в предметных олимпиадах;
- участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах.
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что современные образовательные
технологии играют важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения
происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы
которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения
знаниями.