Напоминание

«Современные образовательные технологии, как фактор привлечения интереса к предмету».


Автор: Спиридонова Сахая Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Харбалахская СОШ им.Н.Г. Золотарева - Якутского
Населённый пункт: с.Кюль, Верхневилюйский улус, Республика Саха
Наименование материала: Публичное представление педагогического опыта Спиридоновой С.Н.
Тема: «Современные образовательные технологии, как фактор привлечения интереса к предмету».
Раздел: полное образование





Назад




Публичное

представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Харбалахская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Золотарева - Якутского»

Верхневилюйского муниципального района Республики Саха (Якутия)

Спиридоновой Сахаи Николаевны.

1. Тема инновационного педагогического опыта. «Современные образовательные технологии,

как фактор привлечения интереса к предмету».

2. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям

развития образования, его практическая значимость).

В

настоящее

время

в

школьном

образовании

отмечается

тенденция

снижения

заинтересованности

учащихся в обучении. Вызвано это дефицитом времени, отведенного на

изучение предмета. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые

обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к

предмету.

Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и

учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных

педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики,

должен

быть

заложен

принцип высокой

мотивации.

Как

поддержать

у

учащихся

интерес

к

изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя

состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в

том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо

ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это

побуждает к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике. Применение

новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся

преподаватель,

а

теперь

-

учащийся.

Это

дает

возможность

каждому

ученику

обучаться

в

подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Образование должно побуждать к творчеству. Эту образовательно-воспитательную задачу

решаю через нестандартные формы уроков, исследовательскую работу.

Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда

он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке -

вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников

самостоятельно

добывать

знания,

мыслить,

уметь

ориентироваться

на

рынке

труда,

быть

востребованным и успешным, истинным патриотом своей страны.

3. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и

приемов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и

методов

во

взаимодействии

с

учащимися,

создании

условий

для

активной

познавательной

деятельности

обучающихся

через

применение

инновационных

технологий

на

уроках

и

во

внеурочное время.

4. Наличие теоретической базы опыта.

Одной из главных задач своей работы я считаю развитие самостоятельного творческого мышления

обучающихся. В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Специальные:

- познавательные: вооружение учащихся основами знаний основ преподаваемых предметов;

- практические: формирование навыков проектной работы.

2. Общепредметные:

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельно выполнять задания;

- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;

- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм,

методов, средств обучения для повышения практической направленности. И она реализуется

посредством применения на уроках и внеурочной деятельности различных технологий.

Проблемное

обучение

помогает

поддерживать

интерес

к

изучаемому

материалу.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной

деятельности

учащихся,

позволяет

нацелить

ребят

на

поиск

и

решение

сложных

вопросов,

требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке можно создать с помощью

активизирующих действий,

вопросов,

подчеркивающих

новизну, важность

объекта

познания.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций, и организация активной самостоятельной

деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение

знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации

можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким

образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и

навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и

творческих способностей.

Модульное

обучение

положительно

влияет

на

развитие

самостоятельной

деятельности

учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою

работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками:

сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность

учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина,

оперативность, гибкость.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать творческую атмосферу

на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Личностно

ориентированные

технологии

обучения,

воспитания

и

развития

ученика

противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества,

создают условия для творчества и самоактуализации личности. Стиль отношений учителя и

учеников

должен

быть

такой:

не

запрещать,

а

направлять,

не

принуждать,

а

убеждать,

не

командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Игровые технологии. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более

интересным,

создает

у

учащихся

хорошее

настроение,

облегчает

преодолевать

трудности

в

обучении. Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Игровые технологии

в основном ориентированы на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной

деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической

деятельности.

Проектная

технология.

Умение

учащихся

самостоятельно

добывать

знания

и

совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному

обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать

постоянно

возникающие

конкретные

задачи,

вести

диалог

с

коллегами

и

партнерами,

самостоятельно

принимать

решения.

Поэтому

и

учителю

в

своей

практике

необходимо

использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий

является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной,

поисковой, творческой деятельности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день информационно -

коммуникационные

технологии

занимают

всё

большее

и

большее

место

в

образовательном

процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля

информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в

обучении.

Информационные

технологии

помогают

сделать

процесс

обучения

творческим

и

ориентированным на учащегося. Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать

процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных

возможностей; эффективно решать проблему

наглядности обучения; расширить возможности

визуализации учебного материала, делая учебный материал более понятным и доступным для

учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении

нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием

включаются в работу.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет:

повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении

математике, повышают познавательный интерес к предмету.

5. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании

условий для индивидуального развития учащегося, формирования устойчивой, положительной

мотивации обучающихся, повышения его познавательной активности через широкое применение

на уроках и во внеурочное время современных инновационных технологий.

Приоритет отдаю проблемным урокам. Применение современных инновационных технологий

в процессе обучения позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало

новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- активизировать познавательную активность;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

- индивидуализировать учебный процесс;

- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

- повысить качество наглядности в учебном процессе.

6.

Оптимальность

и

эффективность

средств.

Самыми

оптимальными

и

эффективными

средствами являются организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор

учителем методов, приёмов и средств обучения. Принцип ее работы: надо учить каждого, постоянно

видеть работу ученика и развивать его способности, научить найти самостоятельно способы

решения

задач,

помочь

самим

добывать

знания.

Но

в

процессе

обучения

с

использованием

современных инновационных технологий на различных этапах урока делается акцент не только на

формирование

знаний,

но

и

на

развитие

навыков

творчества,

позволяющих

самостоятельно

пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. Учитель пользуется предлагаемыми

материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания:

критичности, мотивирования и рефлексии. Ответом на снижение интереса учащихся к занятиям

является

проведение

нетрадиционных

уроков,

где

учащиеся

развиваются

в

личностно-

ориентированном образовании. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая

всё то хорошее, что заложено в него от природы.

Приобретается навык работы с различными источниками информации. Изменяется поведение

детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое

собственное мнение. Ученики используют полученные знания, умения и навыки в практической

деятельности.

7. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,

успехи и достижения обучаемых).

Использование вышеописанных подходов в преподавании обеспечивают высокие результаты

в обучении и воспитании учащихся, позволяет раскрыть всесторонние способности учащихся,

повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом, научить учащихся быть более

уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях.

Процент успеваемости по математике за последние пять лет 100%, качество знаний по

предмету не менее 46%. Наблюдается наличие стабильных результатов освоения образовательных

программ обучающимися и положительной динамики их достижений по годам, положительная

динамика результативности деятельности по итогам мониторинга.

Результативность применения данной проблемы появляется в:

- участии детей в предметных олимпиадах;

- участии детей в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что современные образовательные

технологии играют важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения

происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы

которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения

знаниями.



В раздел образования