Автор: Матрена Степановна Данилова
Должность: Учитель биологии и химии
Учебное заведение: Учитель биологии и химии
Населённый пункт: с. Сунтар Сунтарского р-на Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по учебному курсу "Биология" 12 класс
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сунтарская
средняя общеобразовательная школа №2 им. И.С.Иванова» муниципального
района «Сунтарский улус(район)» Республики Саха(Якутия)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному курсу «Биология»
12 класс
Учитель биологии
Данилова Матрена Степановна
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по
биологии, примерной программы для общеобразовательных учреждений. В 12 классе
предусматривается обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 35 часов).
Особенности организации учебного процесса:
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта
учащихся.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым
контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный
перерыв в обучении. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать
возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение
нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний.
Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель
и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной
организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной
системы методов и приемов обучения.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устные и письменные зачетные работы.
итоговый - контроль в конце изучения зачетного раздела.
формы: устные и письменные зачетные работы.
Формы занятий
1. групповые консультации
2. зачет
Формы и методы проведения зачета:
1. Тест.
2. Письменный зачет.
3. Устно-индивидуальный опрос.
Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов, и
другие. Общая биология. 10-11 классы. М.: «Просвещение» 2013 г.
Дополнительная литература для учителя:
1. А.Ю. Гаврилова. Биология 11 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006 г.
2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.
3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.
4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.:
«Илекса», 1997 г.
5. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.
Требования к уровню подготовки учащихся 12 класса по биологии
.
3нать и понимать:
основные положения хромосомной теории наследственности; сущность законов Г.
Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов
наследственной изменчивости; зародышевого сходства. закономерностей
изменчивости; сцепленного наследования; взаимодействия генов и их цитологических
основ; эволюционного учения Ч. Дарвина; учения В.И. Вернадского о биосфере.
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в
клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез,
митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных,
размножение, оплодотворение, онтогенез, взаимодействие генов; вида и экосистем.
биологическую терминологию и символику.
уметь:
объяснять: отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи
организма и окружающей среды; причины эволюции; изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
описывать особей по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
решать генетические задачи различной сложности.
сравнивать процессы и явления обмена веществ у растений и животных; пластический
и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое
размножение; внешнее и внутреннее оплодотворение; природные экосистемы и
агросистемы своей местности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек; правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами.
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).
Основно
е содержание:
1. Организм (повторение).
Энергетический обмен. Типы питания. Пластический обмен. Фотосинтез. Деление клетки.
Митоз. Мейоз. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Онтогенез человека.
Наследственная изменчивость – свойства организма. Г. Мендель – основоположник генетики.
Законы Менделя. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене
и геноме. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная
изменчивость. Значение генетики для медицины.
2. Вид.
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Эволюционная
теория Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица
эволюции. Движущие силы эволюции. Адаптации организмов к условиям обитания.
Видообразование. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о
происхождении жизни. Происхождение человека. Эволюция человека.
3. Экосистемы.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды.
Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. Структура экосистем.
Агроценозы. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей
местности. Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.
Вернадского о биосфере. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их
решения.
КАЛЕНДАР
НО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БИОЛОГИИ 12 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Тип урока
Домашнее
задание
Раздел «Клетка-единица живого» - 8 часов
1-2
Повторение тем «Химический состав клетки»
комбинированный
§1-6
3-4
Повторение тем: «Структура и функции
клетки».
комбинированный
§7-10
5-6
Повторение тем: «Обеспечение клеток
энергией».
комбинированный
§11-13
7-8
Повторение тем: «Наследственная информация
и реализация ее в клетке».
комбинированный
§14-19
9
Зачет
Тест
Раздел « Размножение и развитие организмов» - 3 часа
10-11
Повторение тем: «Размножение организмов»
комбинированный
§20-23
12
Повторение тем: «Индивидуальное развитие
организмов»
комбинированный
§24-25
13
Зачет
Тест
Раздел «Основы генетики и селекции» - 6 часов
14-15
Повторение тем: « Основные закономерности
явлений наследственности»
комбинированный
§26-32
16-17
Повторение тем: «Закономерности
изменчивости»
комбинированный
§33-36
18-19
Повторение тем: «Генетика и селекция»
комбинированный
§37-40
20
Зачет
Тест
Раздел «Эволюция» - 9 часов
21-22
Повторение тем: «Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции»
комбинированный
§41-44
23-24
Повторение тем: «Механизмы эволюционного
процесса»
комбинированный
§45-52
25
Повторение тем: «Возникновение жизни на
Земле».
комбинированный
§53-54
26-27
Повторение тем: «Развитие жизни на Земле»
комбинированный
§55-61
28-29
Повторение тем: «Происхождение человека»
комбинированный
§62-66
30
Зачет
Тест
Раздел «Основы экологии»-4 часа
31-32
Повторение тем: «Экосистемы»
комбинированный
§67-74
33
Повторение тем: «Биосфера. Охрана биосферы»
комбинированный
§75-77
34
Повторение тем: «Влияние деятельности
человека на биосферу»
комбинированный
§78-79
35
Зачет
Тест