Напоминание

Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений у детей и подростков – важнейший фактор построения гражданского общества в России


Автор: Антонова Антонина Андреевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Кременкульская СОШ
Населённый пункт: с. Кременкуль, Сосновский р-н, Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений у детей и подростков – важнейший фактор построения гражданского общества в России
Раздел: полное образование





Назад




Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных

отношений у детей и подростков – важнейший фактор построения

гражданского общества в России.

А.А.Антонова, учитель истории и обществознания

МОУ Кременкульская СОШ, Челябинская обл.

Россия исторически складывалась как многонациональная страна. На её

территории проживает около 200 наций и народностей с различными

самобытными культурами, разными историческими традициями,

религиозными верованиями. Именно на этих традициях создавался и

Советский Союз государство с принципиально новым типом

межнациональных отношений.

Президент РФ В.В.Путин в своих выступлениях неоднократно называл

распад СССР гуманитарной трагедией. Государство утратило 40%

территории , производственных мощностей и и населения, а также того, «что

нарабатывалось в течение тысячи лет». «Мы превратились в другую страну

совершенно», - считает Президент. Десятки миллионов россиян «в одночасье

оказались за границей» без возможности вернуться на Родину,

воссоединиться со своими родственниками. Но и у населения бывших

советских республик возникло множество проблем: во-первых, резкое

снижение темпов экономического развития вследствие того, что экономика

каждой республики была привязана к единому советскому хозяйственному

комплексу, существовала зависимость от соседей в сфере транспорта,

поставок оборудования и сырья и т.д.

Став независимыми государствами, бывшие союзные республики,

отстаивая свои национальные интересы, вместо сотрудничества в сфере

экономики перешли к фактической конкуренции друг с другом, что и

привело к масштабным экономическим проблемам из-за разрыва прежних

хозяйственных связей.

Во-вторых, возникшие на базе союзных республик новые независимые

государства стали создавать из имеющегося населения новые политические

нации, копируя другие исторически самостоятельные страны. Однако к

моменту распада СССР, этнический состав населения и распространение

среди жителей союзных республик разных языков практически нигде не

соответствовали тому, что обычно бывает в традиционных независимых

государствах, где исторически абсолютно преобладают язык и культурные

нормы титульного народа, давшего название такой стране. Неизбежным

следствием этих процессов стали этнические конфликты и вытеснение

представителей «нежелательных» народов, культурно-языковые трения и

насильственное навязывание языков титульных народов.

Известно, что человек не может существовать вне общения с другими

людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с

другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в

пределах одного государства, присутствовала во все времена.

Всё это вместе взятое привело к усилению миграции населения из бывших

республик СССР в Российскую Федерацию в поисках работы и мирной

жизни. Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно

широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с

нерешенностью некоторых проблем жизнеобеспечения россиян достаточно

негативно сказывается на социально-экономической и политической

ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены

преимущественно в наиболее стабильно развивающиеся территории России:

южные и центральные регионы, Урал. Это приводит к стихийному и

неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной

обстановки в данных регионах. Это связано, отчасти, с поступательным

ростом этнической преступности: в 2021 г. мигрантами совершено 36400

преступлений, в 2022 г.- 40200.

Челябинская область в этом плане не исключение: по

данным Следственного комитета РФ, в 2022 году по преступлениям,

совершенным мигрантами было возбуждено 4231 уголовное дело, что почти

в три раза больше чем в 2021 году. При этом количество убийств выросло в 5

раз, а преступлений против половой неприкосновенности, в том числе в

отношении несовершеннолетних — на 30%. Причем, в эту статистику не

попадают преступления, совершенные мигрантами, получившими

российское гражданство.

Отличительной особенностью пребывающих на территорию России

мигрантов является их компактное поселение, что существенно влияет на

социально-политическую обстановку, т.к. оказавшись в окружении

соотечественников, вновь приезжающие мигранты не спешат

ассимилироваться в российский социум, сохраняя свои национальные и

религиозные традиции и обычаи. Именно это часто становится главной

причиной недовольства местного населения увеличением численности

«понаехавших». Так было, например, в с. Кременкуль Челябинской обл.,

когда было принято решение о размещении на территории поселения

оптового рынка сельскохозяйственной продукции. Наибольшее опасение

вызывало именно появление большого количества мигрантов, с которыми

ассоциируется противоправное поведение.

Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения самих мигрантов, то

возникает ряд вполне резонных вопросов. Миграция существовала и в СССР,

но тогда русский язык был государственным, его изучали с раннего детства,

на нём говорили во всех республиках, снимали фильмы, писали стихи. Это

был не только язык межнационального общения – это была основа культуры,

тот самый культурный код, о котором сейчас так много говорят на всех

уровнях, в том числе на состоявшемся в ноябре в Москве юбилейном XXV

Всемирном русском народном соборе (ВРНС). Житель любой республики

комфортно чувствовал себя на всей территории страны. Реализующаяся в

стране система интернационального воспитания также не позволяла

возникнуть проявлениям межнациональной розни.

Проводимые анкетные опросы учащихся, беседы с ними дают

неутешительные результаты: дети-мигранты чувствуют себя некомфортно,

часто сталкиваются с оскорблениями в свой адрес, иногда даже с угрозами, в

то время, как дети, постоянно живущие на этой территории не всегда

считают выходцев из стран СНГ равными себе, называя их культуру

отсталой, неразвитой.

Сейчас в Россию приезжает большое количество людей, родившихся

после распада Советского Союза, воспитанных в совершенно иной

идеологической культурной парадигме. Они не знают русского языка, не

знакомы с нашей системой нравственных ценностей, их стиль поведения

диктуется более привычными для них религиозными установками, что

вызывает активное неприятие со стороны местных жителей. Один из

наиболее распространённых примеров: женщины на Востоке должны

покрывать волосы, поэтому родители девочек-школьниц отправляют

дочерей в школу в хиджабах. Немалое количество конфликтов в

образовательных учреждениях связано именно с этим.

«Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри», - эти слова

принадлежат Президенту РФ В.В.Путину. И действительно, отношения

между различными этническими и конфессиональными группами в условиях

социально-экономической нестабильности – одна из уязвимых сфер

современных общественных отношений. Деструктивность этих отношений

не позволяет сформироваться полноценному гражданскому обществу в

стране. В эту плоскость проецируются экономические, социальные и

политические проблемы, которые нередко оборачиваются различными

этнофобиями, межэтническими столкновениями и политическим

противостоянием. Сегодня в России, прежде всего в крупных городских

центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного

мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение

агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Заметен и радикальный

национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и

препятствует утверждению общероссийской идентичности. Язык вражды и

ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами

и организаторами часто выступают взрослые люди. По данным Генеральной

прокуратуры РФ по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70%

обвиняемых — это подростки. Исследования показывают, что в последнее

время наметилась тенденция повышения ксенофобии (в первую очередь

этнофобий и мигрантофобии) и снижения уровня социального и

межличностного доверия и толерантности у детей и подростков, у которых

традиционно (даже в условиях социальной стабильности) показатели

толерантности ниже, а показатели ксенофобии выше по сравнению с другими

возрастными группами. В связи с этим возрастает вероятность различных

акций и выступлений асоциальной, ксенофобской и экстремистской

направленности со стороны молодежных группировок и подростковых

групп. Поэтому формирование культуры межэтнических и

межконфессиональных отношений у детей и подростков – важнейший

фактор построения в современных условиях гражданского общества в

России.

Мы живём в условиях очень серьёзного противоречия: с одной стороны

существует большая потребность экономики страны в дополнительных

трудовых ресурсах, с другой – общество ментально не готово принять

большое количество носителей иной культуры.

В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества

является формирование установок толерантного сознания. Важную роль в

этом играет деятельность преподавателей общественных дисциплин.

Именно курсы истории, обществознания и ОДНКНР обладают огромным

информационным потенциалом, который можно использовать как на уроках,

так и во внеурочной и воспитательной работе для воспитания уважительного

и бережного отношения к культуре разных народов, для формирования

конструктивных межэтнических коммуникаций культуры

межнационального общения, которая является одним из важнейших

факторов построения гражданского общества в Российской Федерации.



В раздел образования