Автор: Антонова Антонина Андреевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Кременкульская СОШ
Населённый пункт: с. Кременкуль, Сосновский р-н, Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных отношений у детей и подростков – важнейший фактор построения гражданского общества в России
Раздел: полное образование
Формирование культуры межэтнических и межконфессиональных
отношений у детей и подростков – важнейший фактор построения
гражданского общества в России.
А.А.Антонова, учитель истории и обществознания
МОУ Кременкульская СОШ, Челябинская обл.
Россия исторически складывалась как многонациональная страна. На её
территории проживает около 200 наций и народностей с различными
самобытными культурами, разными историческими традициями,
религиозными верованиями. Именно на этих традициях создавался и
Советский Союз – государство с принципиально новым типом
межнациональных отношений.
Президент РФ В.В.Путин в своих выступлениях неоднократно называл
распад СССР гуманитарной трагедией. Государство утратило 40%
территории , производственных мощностей и и населения, а также того, «что
нарабатывалось в течение тысячи лет». «Мы превратились в другую страну
совершенно», - считает Президент. Десятки миллионов россиян «в одночасье
оказались за границей» без возможности вернуться на Родину,
воссоединиться со своими родственниками. Но и у населения бывших
советских республик возникло множество проблем: во-первых, резкое
снижение темпов экономического развития вследствие того, что экономика
каждой республики была привязана к единому советскому хозяйственному
комплексу, существовала зависимость от соседей в сфере транспорта,
поставок оборудования и сырья и т.д.
Став независимыми государствами, бывшие союзные республики,
отстаивая свои национальные интересы, вместо сотрудничества в сфере
экономики перешли к фактической конкуренции друг с другом, что и
привело к масштабным экономическим проблемам из-за разрыва прежних
хозяйственных связей.
Во-вторых, возникшие на базе союзных республик новые независимые
государства стали создавать из имеющегося населения новые политические
нации, копируя другие исторически самостоятельные страны. Однако к
моменту распада СССР, этнический состав населения и распространение
среди жителей союзных республик разных языков практически нигде не
соответствовали тому, что обычно бывает в традиционных независимых
государствах, где исторически абсолютно преобладают язык и культурные
нормы титульного народа, давшего название такой стране. Неизбежным
следствием этих процессов стали этнические конфликты и вытеснение
представителей «нежелательных» народов, культурно-языковые трения и
насильственное навязывание языков титульных народов.
Известно, что человек не может существовать вне общения с другими
людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с
другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в
пределах одного государства, присутствовала во все времена.
Всё это вместе взятое привело к усилению миграции населения из бывших
республик СССР в Российскую Федерацию в поисках работы и мирной
жизни. Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно
широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с
нерешенностью некоторых проблем жизнеобеспечения россиян достаточно
негативно сказывается на социально-экономической и политической
ситуации в стране.
Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены
преимущественно в наиболее стабильно развивающиеся территории России:
южные и центральные регионы, Урал. Это приводит к стихийному и
неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной
обстановки в данных регионах. Это связано, отчасти, с поступательным
ростом этнической преступности: в 2021 г. мигрантами совершено 36400
преступлений, в 2022 г.- 40200.
Челябинская область в этом плане не исключение: по
данным Следственного комитета РФ, в 2022 году по преступлениям,
совершенным мигрантами было возбуждено 4231 уголовное дело, что почти
в три раза больше чем в 2021 году. При этом количество убийств выросло в 5
раз, а преступлений против половой неприкосновенности, в том числе в
отношении несовершеннолетних — на 30%. Причем, в эту статистику не
попадают преступления, совершенные мигрантами, получившими
российское гражданство.
Отличительной особенностью пребывающих на территорию России
мигрантов является их компактное поселение, что существенно влияет на
социально-политическую обстановку, т.к. оказавшись в окружении
соотечественников, вновь приезжающие мигранты не спешат
ассимилироваться в российский социум, сохраняя свои национальные и
религиозные традиции и обычаи. Именно это часто становится главной
причиной недовольства местного населения увеличением численности
«понаехавших». Так было, например, в с. Кременкуль Челябинской обл.,
когда было принято решение о размещении на территории поселения
оптового рынка сельскохозяйственной продукции. Наибольшее опасение
вызывало именно появление большого количества мигрантов, с которыми
ассоциируется противоправное поведение.
Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения самих мигрантов, то
возникает ряд вполне резонных вопросов. Миграция существовала и в СССР,
но тогда русский язык был государственным, его изучали с раннего детства,
на нём говорили во всех республиках, снимали фильмы, писали стихи. Это
был не только язык межнационального общения – это была основа культуры,
тот самый культурный код, о котором сейчас так много говорят на всех
уровнях, в том числе на состоявшемся в ноябре в Москве юбилейном XXV
Всемирном русском народном соборе (ВРНС). Житель любой республики
комфортно чувствовал себя на всей территории страны. Реализующаяся в
стране система интернационального воспитания также не позволяла
возникнуть проявлениям межнациональной розни.
Проводимые анкетные опросы учащихся, беседы с ними дают
неутешительные результаты: дети-мигранты чувствуют себя некомфортно,
часто сталкиваются с оскорблениями в свой адрес, иногда даже с угрозами, в
то время, как дети, постоянно живущие на этой территории не всегда
считают выходцев из стран СНГ равными себе, называя их культуру
отсталой, неразвитой.
Сейчас в Россию приезжает большое количество людей, родившихся
после распада Советского Союза, воспитанных в совершенно иной
идеологической культурной парадигме. Они не знают русского языка, не
знакомы с нашей системой нравственных ценностей, их стиль поведения
диктуется более привычными для них религиозными установками, что
вызывает активное неприятие со стороны местных жителей. Один из
наиболее распространённых примеров: женщины на Востоке должны
покрывать волосы, поэтому родители девочек-школьниц отправляют
дочерей в школу в хиджабах. Немалое количество конфликтов в
образовательных учреждениях связано именно с этим.
«Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри», - эти слова
принадлежат Президенту РФ В.В.Путину. И действительно, отношения
между различными этническими и конфессиональными группами в условиях
социально-экономической нестабильности – одна из уязвимых сфер
современных общественных отношений. Деструктивность этих отношений
не позволяет сформироваться полноценному гражданскому обществу в
стране. В эту плоскость проецируются экономические, социальные и
политические проблемы, которые нередко оборачиваются различными
этнофобиями, межэтническими столкновениями и политическим
противостоянием. Сегодня в России, прежде всего в крупных городских
центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного
мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение
агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Заметен и радикальный
национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и
препятствует утверждению общероссийской идентичности. Язык вражды и
ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами
и организаторами часто выступают взрослые люди. По данным Генеральной
прокуратуры РФ по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70%
обвиняемых — это подростки. Исследования показывают, что в последнее
время наметилась тенденция повышения ксенофобии (в первую очередь
этнофобий и мигрантофобии) и снижения уровня социального и
межличностного доверия и толерантности у детей и подростков, у которых
традиционно (даже в условиях социальной стабильности) показатели
толерантности ниже, а показатели ксенофобии выше по сравнению с другими
возрастными группами. В связи с этим возрастает вероятность различных
акций и выступлений асоциальной, ксенофобской и экстремистской
направленности со стороны молодежных группировок и подростковых
групп. Поэтому формирование культуры межэтнических и
межконфессиональных отношений у детей и подростков – важнейший
фактор построения в современных условиях гражданского общества в
России.
Мы живём в условиях очень серьёзного противоречия: с одной стороны
существует большая потребность экономики страны в дополнительных
трудовых ресурсах, с другой – общество ментально не готово принять
большое количество носителей иной культуры.
В этой ситуации актуальной проблемой для российского общества
является формирование установок толерантного сознания. Важную роль в
этом играет деятельность преподавателей общественных дисциплин.
Именно курсы истории, обществознания и ОДНКНР обладают огромным
информационным потенциалом, который можно использовать как на уроках,
так и во внеурочной и воспитательной работе для воспитания уважительного
и бережного отношения к культуре разных народов, для формирования
конструктивных межэтнических коммуникаций – культуры
межнационального общения, которая является одним из важнейших
факторов построения гражданского общества в Российской Федерации.