Автор: Наумова Екатерина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 44 "детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: Город Кемерово Наименование материала: Проект для старшей группы детского сада Тема: "Цветочная страна" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники: дети 5-6 лет, родители, воспитатели
Взаимодействие педагогов: воспитатели, ИЗО руководитель, музыкальный
руководитель, родители, педагог дополнительного образования.
Срок реализации проекта: долгосрочный, (январь 2014 – август 2014)
Проблема: Какие бывают цветы, как ухаживать за разными цветами.
Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.
Задачи:
1) Дать понятие, что такое цветок.
2) Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад,
поле, дом).
3) Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
4) Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
5) Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека,
животных, насекомых.
6) Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
природных объектов.
Методы проекта:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• самостоятельное наблюдение;
•
коллективное наблюдение;
• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,
объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования;
•
релаксация;
•
слушание музыки.
Формы организации проекта:
•
Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие
речи, природный и социальный мир);
•
Экскурсии;
•
Дидактические игры
•
Трудовая деятельность детей.
•
Экологические викторины
Ресурсное обеспечение проекта.
• Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
•
Методический инструментарий.
• Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские
принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы,
горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для
опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-
огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
• Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода.
д) альбом « легенды о цветах»;
Ожидаемый результат : развитие познавательного интереса детей, расширение
представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное
отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка.
Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность
участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка,
уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе,
умение беречь и заботиться о ней.
Структура проекта.
План поэтапных мероприятий
1 этап
Подготовительный
2 этап
Реализация поекта
3 этап
Итоговый
1.
Анкетирование
родителей с целью
выяснить, что
родители знают об
экологии, есть ли у
них дома комнатные
растения. (январь
2014)
2.Определить уровень
знаний детей о
растениях вообще и о
комнатных. (февраль
2014)
3.Предложить
родителям
поприсутствовать на
занятии, совместно
провести опыты,
наблюдения,
эксперименты,
привлечь их в беседу.
(март 2014)
Материалы:
вода, земля, песок, глина,
баночки, лупы,… Для изо -
деятельности: кисточки,
баночки с водой, гуашь,
пластилин, стеки, доски,
салфетки.
1.
Рассматривание альбома,
книг, о комнатных
растениях. (февраля -
август)
2.
Совместная беседа детей,
педагога «Что необходимо
растениям для жизни?»;
«Как поливать комнатные
растения?»; «Как дети с
родителями заботятся о
комнатных растениях?»;
«В каких случаях дарят
цветы?». Беседа с
родителями о знании
названий комнатных
растений, их внешнем
виде. (марта - август)
3.
Провести опытническую
работу:
«Какой бывает вода»
(февраль 2014)
«Установление способности
растения к поиску света»
(март 2014)
«В почве тоже есть воздух»
(март 2014)
«Через какую почву влага
проходит лучше».
(апрель 2014)
Викторина для родителей
«Что где растет».
Оформление фото -
выставки по
материалам
проекта.
(май 2014)
Выставка
рисунков,поделок.
(марта – август
2014)
Работа с
родителями:
Создание
экологической
книги «Комнатные
растения»
(июнь 2014)
Создание
коллекции
комнатных цветов
(апрель 2014)
Оформление
фотоальбома «Дети
и цветы».
(июль 2014)
Создание на
участке «чудо
клумб» и уход за
ними
(август 2014)
Фотографии, альбом с
комнатными
растениями.
Книги с
иллюстрациями о
комнатных растениях.
(март 2014)
Чтение стихов, загадывание
загадок о комнатных растениях.
(март – август 2014)
Рисование комнатных растений
по желанию детей, лепка.
(март – август 2014)
Дидактические игры: «Где
спряталась матрёшка?»; «Что
изменилось?»; «Найди такое же»;
«Угадай растение по описанию»;
«Опиши, я отгадаю»; «Чего не
стало?»; «Найди растение по
названию»; «Что сначала, что
потом?», «Кто посадил цветы»;
«Цветочный магазин».
(март – август 2014)
Подвижные игры: «Собери
цветок из лепестков»; «Живая
клумба»; «Мы – цветы»;
«Волшебная палочка»; «Укрась
цветами ковёр»
(март – август 2014)
Перспективное тематическое планирование.
Образовательные
области
С детьми
С родителями
Коммуникация
Обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание
загадок; рассматривание
иллюстраций, открыток с
изображением комнатных
растений.
Чтение научно-
популярной и
художественной
литературы по теме;
Художественное
творчество
Изготовление цветов из
бумаги; Аппликация
«Фиалка»;
Пластилинография
«Букет»; Конструирование
цветов из мозаики.
Рисование красками,
карандашами, мелками
комнатных растений;
Создание экологической
книги «Комнатные
растения»
Труд
Совместная работа детей и
педагога в «уголке по уходу
за комнатными
растениями». Знакомство с
профессией садовода.
Создание экологической
книги «Комнатные
растения»
Привлечение родителей
в субботники по
благоустройству участка,
Физическая культура
Подвижные игры: «Собери
цветок из лепестков»;
«Живая клумба»; «Мы –
цветы»; «Волшебная
палочка»; «Укрась цветами
ковёр»;
Памятка с содержанием
игр: «Мы – цветы»;
«Волшебная палочка»
Музыка
Слушание «Вальс цветов»
и «Времена года»
П.И.Чайковского; Танец
«Любимый цветок».
Социализация
Беседы о правилах
поведения на природе.
Обыгрывание социально-
игровых ситуаций.
Познание
Наблюдения за
комнатными растениями,
опыты, эксперименты.
Оформление папки-
передвижки «Что
интересного можно
узнать из эксперимента и
опыта»
Здоровье
Беседа о пользе тех
комнатных растений,
которые ценятся не только
красотой, но и своими
целебными свойствами
(алоэ, каланхоэ, гибискус,
сансевьера, толстянка).
Безопасность
Беседа о том, что среди
красивых, и безобидных
растений на подоконнике
могут расти те, с которыми
нужно обращаться с
осторожностью.
Чтение
художественной
литературы
Заучивание и чтение
стихотворений о растениях;
рассказов о природе
Участники данного проекта дети старшей группы. Работа проходит в три этапа. На первом этапе в
совместной работе воспитателя, детей и родителей были рассмотрены альбомы с изображениями
дикой природы и комнатных растений. Сравнивали, находили сходства и различия. Играли в
дидактические, подвижные игры.
Родителям предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей
помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначали проблемы, требующие педагогической
помощи. Для устранения проблем проводились консультации для родителей. Постоянное
сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек –
таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут
любить и оберегать все живое.
На втором этапе так же проводились беседы, наблюдения. Слушали музыкальные произведения,
проводили опыты, и эксперименты после которых дети сами делали выводы и умозаключения. Игры
дидактические и подвижные как в группе, так и на прогулке. Дети проявили свое творчество в
рисовании, лепке, аппликации.
На третьем заключительном этапе быдут подведены итоги проекта.
Для чего же нам нужны комнатные растения?
Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Оформили памятку по уходу за комнатными растениями:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение
нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен –
не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими
листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и
подставок.
Оформили выставку рисунков, поделок, папку-передвижку, экологическую книгу «Комнатные
растения».
Литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и
конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М.
Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.
Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты,
1996. – 40 с.
5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов
начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
8. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А.
Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.