Автор: Данилова Ольга Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Рослятинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: с.Рослятино, Бабушкинский район, Вологодская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Урок Победы" Раздел: начальное образование
Конспект внеклассного занятия
Название: Урок Победы
Составила: учитель начальных классов Данилова Ольга Ивановна
Оборудование: выставка детских рисунков на военную тематику, портреты
пионеров-героев Великой Отечественной войны, альбом «Мои родные в
годы Великой Отечественной войны (совместный проект детей),бумажные
«голуби мира», записи песен «Священная война», «Катюша», подарки гостям
На урок Победы приглашены: местный краевед, участники войны,
родители, бабушки и дедушки.
План
1 .Введение в тему.
2. Всё для фронта, всё для победы!
3. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
4. Маленькие герои большой войны.
5.Презентация проекта - альбома «Мои родные в годы Великой
Отечественной войны».
6.Выступления гостей.
7. Создание «голубей мира».
8. Литмонтаж.
9.Общая песня «Катюша».
В классе оформлена выставка детских рисунков на тему « Войне мы скажем -
«Нет!», создана галерея портретов пионеров-героев войны «Маленькие
герои большой войны».
Ход мероприятия
Ведущий: Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Июнь. Двадцать второе.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
(Звучит запись песни «Священная война»)
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска перешли границу нашей
страны. Началась Великая Отечественная война. Четыре долгих года,
1418 дней, 34000 часов, шла на нашей земле самая страшная и
кровопролитная война в истории человечества.
В те далёкие военные годы трудно было всем: и взрослым, и детям ,тяжело
было везде: и на фронте, и в тылу. Но каждый приближал победу как мог.
«Всё для фронта, всё для победы!» -таким был девиз всех людей от мала до
велика в то грозное для нашей страны время. Армии нужна была боевая
техника и боеприпасы - и на место ушедших на фронт мужей и отцов
вставали за станки их жёны и дети. Если подростки из-за маленького роста не
могли дотянуться до станка ,то они вставали на скамеечки. Работали днём и
ночью, изнемогая от усталости. В сельской местности женщины, старики и
ребятишки от зари до зари работали на колхозных полях, выращивали скот,
сдавали в Фонд Обороны мясо, молоко, шерсть, яйца, тем самым
обеспечивая воюющих на фронте продуктами питания. Рабочие, служащие и
колхозники отдавали солдатам одежду, обувь, вязали тёплые носки и
рукавицы. Люди сдавали в Фонд Обороны свои сбережения, которые шли на
создание боевой техники. Например, на денежные средства наших земляков
- вологжан были построены и подарены армии воздушная эскадрилья
«Героическому Ленинграду» и танковая колонна «Вологодский колхозник».
Территория Вологодской области не была оккупирована немцами, но она
находилась близко к фронтам, а в районе населённого пункта Ошта велись
боевые действия. В нашей области формировались воинские части,
создавались прифронтовые госпитали. Вологодские врачи и медсёстры
вылечили более 650 тысяч человек. Всенародное признание получили
вологжане за помощь блокадному Ленинграду. Через Вологду днём и ночью
шли поезда и речные суда с эвакуированными, т.е. вывезенными из
Ленинграда людьми. Самых ослабленных и тяжелобольных размещали в
госпиталях. Часть эвакуированных была размещена в специально
отремонтированных домах. Но большинство ленинградцев жило в семьях
вологжан ,которые делились с ними всем, чем могли. В нашей области в годы
войны было размещено более 165 тысяч человек. Родина высоко оценила
боевой и трудовой подвиг вологжан:180 наших земляков были удостоены
звания Героев Советского Союза. Как же жилось в те далёкие военные годы
детям? Война отняла у них детство, заставила рано повзрослеть. Наравне со
взрослыми они трудились, а порой и воевали. Самые смелые подростки
тайком сбегали на фронт, становились сынами полков, сражались рядом со
взрослыми бойцами. Многие отважные мальчишки и девчонки уходили в
партизанские отряды, были разведчиками, участвовали в боевых операциях.
Конечно, им было страшно, но они преодолевали свой страх, так как изо всех
сил хотели помочь взрослым победить немецких захватчиков, прогнать их с
русской земли. Маленькие герои большой войны…Портреты некоторых из
них вы видите в нашей галерее Славы.(обратить внимание присутствующих
на галерею )Пятерым юным героям было присвоено звание Героя Советского
Союза. Одна из них девочка-Зина Портнова. О её боевом подвиге расскажет
… (сообщение ученицы)
Зина Портнова
Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя Витебской области,
куда она приехала на летние каникулы отдыхать. Смелая девчонка стала
членом подпольной(т.е. тайной) молодёжной организации «Юные
мстители». Она участвовала в сложных боевых операциях против фашистов,
распространяла листовки, была разведчицей .В декабре 1943 года Зина
возвращалась с задания. В одной деревне её выдал предатель. Немцы
схватили Зину, долго допрашивали, пытали, требуя выдать своих боевых
товарищей. Но девочка молчала. Во время одного из допросов, выбрав
момент, когда немецкий офицер отвернулся, Зина схватила со стола пистолет
и застрелила фашиста. Услышав выстрел, в кабинет вбежал ещё один
офицер, Зина убила и его. Она попыталась убежать ,но её поймали .Снова
жестоко пытали, даже выкололи глаза ,но Зина никого не выдала. Её
замучали до смерти. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского
Союза.
Лёня Голиков - об этом герое расскажет ... (сообщение ученика)
Лёня Голиков до войны был обыкновенным деревенским мальчишкой. Когда
началась война, он ушёл в партизанский отряд, стал разведчиком. Используя
добытые им сведения, партизаны взрывали немецкие поезда, машины,
мосты, склады с боеприпасами. Однажды Лёня выследил машину, в
которой ехал немецкий генерал. Мальчик бросил в машину гранату,
водитель погиб, а генерал выбрался из горящей машины и с портфелем в
руках бросился бежать, Лёня – за ним. Он стрелял в Лёню, а Лёня - в него.
Почти километр мальчишка преследовал врага и наконец попал в него. В
портфеле генерала оказались очень важные документы, их партизаны
срочно переправили на самолёте в Москву. В одном из боёв юный герой
погиб,ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей – о нём расскажет ...(сообщение ученика)
Марат Казей жил в Белоруссии, в деревне, до войны окончил 4 класса. Их
деревню захватили фашисты, а в школе они устроили казарму для своих
солдат. Мама Марата помогала партизанам, за это немцы её повесили.
Марат вместе с сестрой ушли в лесной партизанский отряд. Мальчик стал
разведчиком ,он добывал ценные сведения о врагах, минировал железную
дорогу ,по которой шли немецкие поезда. Он погиб в бою, он сражался до
последнего патрона, а когда у него осталась только одна граната, подпустил
немцев поближе и взорвал их и себя. Он тоже стал посмертно Героем
Советского Союза.
О других юных героях войны вы можете узнать, прочитав о них информацию
на стенде «Маленькие герои большой войны».
У каждого из нас в семейном роду есть родственники, которые пережили ту
страшную войну. Я расскажу вам историю своей семьи.
(рассказ учителя о своих дедушках-фронтовиках)
Наш класс к 70-летию Победы подготовил совместный проект-альбом «Мои
родные в годы Великой Отечественной войны».
Рассказы детей
К нам на урок Победы пришли гости: местный краевед…и участники войны…
Они поделятся своими воспоминаниями.
Выступления гостей
(Дети дарят им поздравительные открытки с Днём Победы)
День Победы приближали все: и взрослые , и дети. Одни на фронте, другие в
тылу отдавали все силы, а порой и жизнь, ради освобождения своей Родины
от немецких захватчиков. День Победы-это праздник радостный и грустный.
это праздник со слезами на глазах. Он заставляет нас, ныне живущих, о
многом задуматься. У вас на партах лежат белые бумажные голуби.
Почтовые голуби разносят вести по всему белому свету. Голуби всегда
считались посланцами мира на Земле. На своих бумажных голубях
фломастерами напишите свои обращения к людям всей нашей планеты.
Вы можете сделать это совместно с нашими гостями.
Дети пишут на бумажных голубях свои обращения, выходят с ними к доске
и строятся на литмонтаж.
Что вы хотите сказать людям всей Земли? Какие слова понесёт на своих
крыльях ваш голубь мира?
Дети читают свои обращения, написанные на голубях
Дети держат голубей «мира» в руках и читают стихи
1. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
2. Нам нужен мир - тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим!
3. Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
«Нет!» - заявляем мы войне,
Всем злым и чёрным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим – синим!
4. Мир - это лучшее слово на свете!
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы,деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете!
5. На плане те сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам жестокие войны,
Пусть нам снятся мирные сны!
6. Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Пусть не будет войны на планете
Все вместе: Никогда! Никогда! Никогда!
А закончим мы наш Урок Победы всенародно любимой песней
«Катюша».
Звучит музыка, дети и взрослые вместе поют песню.
Дети поднимают вверх своих голубей «мира», будто выпускают их .