Автор: Людмила Владимировна Савочкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей имени Н.Г.Булакина"
Населённый пункт: г.Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Разработка урока математики во 2 классе
Тема: Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки
Раздел: начальное образование
Тема: Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Педагогические задачи: способствовать формированию умений измерять длину отрезка и строить отрезки
заданной длины; совершенствовать умения решать арифметические задачи
Планируемые результаты
П р е д м е т н ы е :
научатся выполнять
решение
практических задач,
связанных с
делением отрезка на
равные части, с
использованием
циркуля и линейки
М е т а п р е д м е т н ы е :
Познавательные: осуществляют моделирование; умеют
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной форме; осуществляют выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.
Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою
точку зрения
Л и ч н о с т н ы е :
осознают
необходимость
самосовершенствов
ания
Ход урока
I.Организационный момент.
-Ребята, все готовы к уроку?
- Циркуль?
–Линейка?
- Карандаши и ручки?
- Мы хороший дружный класс?
- Все получится у нас?
-Прикоснитесь ладошками друг к другу.
-Улыбнитесь, мысленно пожелайте соседу успеха в проведении урока.
II. Актуализация знаний. Устный счет.
1.
Арифметический диктант. Запишите величины.
Самые высокая гора на Земле: Эверест (в Гималаях) – 8848м.
Самые глубокие впадины: Марианская - 11034м, Курило - Камчатская (в Тихом океане) –
10542м.
Самое глубокое озеро на Земле: Байкал, его глубина 1741м.
Длина реки Волги: 3530м.
-Переведите в км и метры. Что объединяет все эти величины? (единицы длины)
2.
Математические цепочки (на карточках). Заполните таблицу и прочитайте, о чем мы сегодня
будем говорить.
40:5*3:6+46=50 (О)
72:8+11:5*9=36 (Е)
56:8+13:4*8=40 (З)
28:7*8+8:10=4 (К)
(на доске)
63:9+23:6*7=35 (Р)
42:7*9+6:10=6 (Т)
III. Организация познавательной деятельности учащихся.
1.Поиск отрезка (на доске рисунок - маркером).
- Найдите отрезок среди данных фигур:
5
0
6
35
36
40
5
0
4
-Как определили? (Линия, у которой есть начало и конец.)
-Можно ли ленточку назвать отрезком?
-У вас на партах лежат ленточки. Разделите их на две равные части?
-Как разделили?
-А как разделить на 4 равные части?
2. Проблемная ситуация.
-А всегда ли можно сложить объект (предмет) пополам и разрезать, чтобы разделить на равные
части?
-Как быть, если сложить пополам невозможно, но надо разделить?
-Начертите на карточке любой отрезок. Постарайтесь на глаз определить середину отрезка. Отметьте
ее точкой. (В конце урока проверить)
-Вы уверены, что разделили отрезок на равные части? Как это проверить?
-Какие инструменты можно использовать?
-А если нет линейки?
-Какая задача стоит перед нами сегодня? (Научиться делить отрезок на части с помощью циркуля.)
3.Алгоритм деления отрезка на 2,4,8 равных частей.
-Итак, дан отрезок АВ (чертят в тетради). Его нужно разделить пополам. Измерять отрезок
нельзя. Можно ли найти середину? Можно, если использовать циркуль и линейку.
Ставим ножку циркуля в точку А и радиусом, который больше половины отрезка АВ проводим
окружность. Затем, не меняя радиуса, ставим ножку циркуля в точку В и проводим вторую
окружность. Находим две точки пересечения окружностей и проводим через них прямую. На
пересечении прямой с отрезком АВ ставим точку С. Это и будет середина отрезка.
-Как можно проверить, что точка С разделила отрезок пополам? (Линейкой.)
4. Работа по учебнику (с.97).
№1.
– Как выполнил задание каждый из учеников?
– Кто выполнил задание правильно? (Маша выполнила задание правильно.)
- Проверьте, используя циркуль.
– Какую ошибку допустила Катя? (Катя допустила ошибку: радиусы окружностей должны быть
больше половины отрезка.)
- Какую ошибку допустил Саша? (Саша допустил ошибку: радиусы окружностей должны быть
равны.)
-ПРОВЕРЬТЕ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ, ТОЧНО ЛИ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ СЕРЕДИНУ ОТРЕЗКА в
начале урока.
5. Повторение. Учебник с.98-100
№12. Решение:
1) 3407 + 19007856 = 19011263
2) 1010203 – 998877 = 11326
3) 196 · 408 = 79968
4) 123140 : 524 = 235
№17.
– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.
– Выполните вычисления.
– С какой скоростью бежал Петя?
Мальчики
t
s
Петя
?
2 мин
540 м
Собака
150 м/мин
Решение:
1) 540 : 2 = 270 (м/мин) – скорость сближения.
2) 270 – 150 = 120 (м/мин) – скорость Пети.
IV. Рефлексия
- Каждый прочитает и выберет то предложение, которое ему больше подходит к концу урока (на
карточке).
Умею делить отрезок на 2,4 равные части самостоятельно и могу объяснить другим.
Могу разделить отрезок на 2,4 равные части с помощью учителя или товарища.
Не могу делить отрезок на 2,4равные части.
1.
Цепочки:
2.Начерти отрезок.
40:5∙3:6+46=
О
72:8+11:5∙9=
Е
56:8+13:4∙8=
З
28:7∙8+8:10=
К
63:9+23:6∙7=
Р
42:7∙9+6:10=
Т
3.Прочитайте то предложение, которое вам больше подходит по итогу урока:
а) Умею делить отрезок на 2,4 равные части самостоятельно и могу объяснить другим.
б) Могу разделить отрезок на 2,4 равные части с помощью учителя или товарища.
в) Не могу делить отрезок на 2,4равные части.
1.
Цепочки:
2.Начерти отрезок.
40:5∙3:6+46=
О
72:8+11:5∙9=
Е
56:8+13:4∙8=
З
28:7∙8+8:10=
К
63:9+23:6∙7=
Р
42:7∙9+6:10=
Т
3.Прочитайте то предложение, которое вам больше подходит по итогу урока:
а) Умею делить отрезок на 2,4 равные части самостоятельно и могу объяснить другим.
б) Могу разделить отрезок на 2,4 равные части с помощью учителя или товарища.
в) Не могу делить отрезок на 2,4равные части.
1.
Цепочки:
2.Начерти отрезок.
40:5∙3:6+46=
О
72:8+11:5∙9=
Е
56:8+13:4∙8=
З
28:7∙8+8:10=
К
63:9+23:6∙7=
Р
42:7∙9+6:10=
Т
3.Прочитайте то предложение, которое вам больше подходит по итогу урока:
а) Умею делить отрезок на 2,4 равные части самостоятельно и могу объяснить другим.
б) Могу разделить отрезок на 2,4 равные части с помощью учителя или товарища.
в) Не могу делить отрезок на 2,4равные части.