Автор: Левая Наталья Романовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РК "ССШИ №1"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья.
Раздел: полное образование
Тема.
«Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник
мирового средневековья.
Цель: раскрыть и обосновать связь жанра и названия произведения; показать
единство его содержания и формы; проанализировать историческую основу
«Слова», дать понимание эпохи, отраженной в этом произведении; раскрыть
патриотическую направленность «Слова», показать единство его содержания и
формы; содействовать патриотическому воспитанию учащихся.
Оборудование: текст «Слова» в переводе различных авторов и из серии
«Всемирная литература», репродукции картин В. Г. Перова «Плач Ярославны»,
В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и др.;
учебник.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа с классом.
1. Слово учителя.
Вы уже знаете, что в V веке до нашей эры в Древней Греции наиболее
популярным жанром была трагедия, в начале нашего века в Риме - элегия А
какой из литературных жанров преобладал в средневековой Руси?..
(Обращение к записи на доске.)
Патерик — рассказы о святой жизни монахов.
Жития — рассказы о благочестивой жизни святых
Слово - торжественная речь, образец ораторского искусства на религиозную
тематику.
Апокрифы — библейские рассказы.
Использовались жанры византийской и древнеболгарской литературы,
обслуживающие нужды церкви. Они преследовали откровенно дидактическую
цель.
2.
Вопрос к учащимся.
От чего же зависят смена жанров в литературе и их популярность в
определенные исторические периоды?
(От потребностей общественной жизни, от решения поставленных временем. В
средневековой Руси необходимо б закрепить христианство как
государственную религию, поэтому и использовались эти жанры.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Беседа с классом.
1)
Запись на доске: «Слово о полку Игореве» торжественная речь.
2)
Учитель зачитывает отрывки из «Слова».
«И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей.
Тоска разлилась по Русской земле;
печаль обильная потекла посреди земли Русской...»
«И тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное...»
«Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните свои стяги,
Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую...»
«О, стонать Русской земле,
вспоминая первые времена
и первых князей!»
«Солнце светит на небе,—
а Игорь-князь в Русской земле...
Села рады, грады веселы.
Певши песнь старым князьям,
потом и молодым петь:
«Слава Игорю Святославовичу!»
3)
Вопрос к учащимся.
Вы согласны с мыслью, что «Слово...» — это торжественная речь, в которой
прославляются князь и его деяния?
4)
Учитель зачитывает следующие отрывки из «Слова...»:
«Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом...
Пусть начнется же песнь эта по былинам
нашего времени...»
2. Слово учителя.
Автор «Слова...» назвал три литературных жанра: повесть, песнь, былина.
(Повесть — жанр письменной литературы ("Почнемъ же, братие, повесть
сию..."), песнь и былина — фольклорные ("Начата же ся тъи песни по
былинамь сего времени...", "Певше песнь старымъ княземъ..."). Отсюда можно
сделать вывод: жанровая система русской литературы к моменту создания
«Слова...» не успела еще определиться, очевидно одно — перед нами
произведение художественной литературы, то есть светское, оригинальное
творение русского мастера слова.
Вместо слов «торжественная речь» на доске делается новая запись:
«Слово о полку Игореве» — художественное произведение, со сложной
системой формы и содержания.
Содержание его неотрывно от формы, только рассматривая содержание,
можно говорить о форме.
Отбором жизненных явлений писатель уже выражает свои идейные позиции.
То, что он выбрал для изображения именно эти факты, свидетельствует о его
мировоззрении, его идеях и идеалах. Поэтому в самом выборе жизненного
материала выражается идейное содержание произведения. Избранным
жизненным материалом художник утверждает свое понимание
действительности.
3.
Сообщение группы «историков» об исторической основе «Слова...».
Летопись свидетельствует о том, что события, описанные в «Слове...»
происходили на самом деле. 23 апреля 1185 года князь Игорь Новгород-
Северскии с сыном и племянником отправился в поход против половцев. В пути
к ним присоединился брат Игоря Всеволод. 1 мая произошло солнечное
затмение, это встревожило князей, но не остановило Игоря. Он рассчитывал
внезапно напасть на половцев, но сам оказался окружен ими. После
трехдневной битвы утомленная дружина Игоря была разбита, а сам князь
попал к половцам в плен.
Темой «Слова...», непосредственным его содержанием, стала одна из
драматических и горестных страниц древнерусской истории.
4.
Исследовательская работа.
1)
Задание 1 (первой группе учащихся).
Перечитайте эпизод побега Игоря из плена, выделите в повествовании два
плана: эпический и лирический. Определите отно-шение автора к герою.
Перечитайте отрывок, рассказывающий о поведении князя Всеволода в бою.
Выделите в повествовании эпический и лирический планы. Определите
отношение автора к герою, основываясь на используемых им художественных
приемах.
Справка.
В эпическом изображении в центре внимания — событие, в лирическом —
переживание. Лирическое передается от первого лица эпическое — от
третьего.
Перечитайте эпизод плача Ярославны («На Дунае Ярославнин голос
слышится...»). Какие чувства, переживания героини выражены в этом эпизоде?
Какой художественный прием использовал автор. Что помогает читателю
определить отношение автора к Ярославне?
Справка.
Плач, причитания — жанр фольклора, традиционно элегическая импровизация,
связанная преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и
другими обрядами, неурожаем, болезнью.
Вывод. Из всей биографии Игоря автор взял самый горестный и трагический
эпизод, однако в авторском отношении к герою-неудачнику нет презрения и
ненависти. Игорь изображен патриотом И мужественным воином, ему не
хватило лишь политической мудрости. Чтобы быть хорошим князем, мало быть
храбрым воином, нужно еще быть и дальновидным государственным деятелем.
В «Слове...» автор изображает Ярославну в самый драматический период ее
жизни: муж - князь, в плену, враги разоряют йодную землю. Чтобы достичь
максимальной степени обобщения и передаче личных и народных бед, автор
прибегает к художественному приему плача (народному жанру, используемому
в тошны лихолетья). Ярославна скорбит не только о своей судьбе и судьбе
Игоря,— ее печаль и о воинах князя, а значит о судьбе всей Руси. Плач
Ярославны передается прямой речью. Благодаря п ому мысли и чувства
героини как бы сливаются с мыслями и чувствами автора. Таким образом
эпическое соединяется с лирическим.
2)
Задание 2 (второй группе учащихся).
Прочитайте текст, определите его композицию (построение). Занимает ли
рассказ о походе князя Игоря все его содержание, описывает ли автор события
непрерывно, от выступления князя в поход п до возвращения на родину? Если
нет, то где и чем прерывается рассказ о походе? Почему автор так построил
свое произведение. Каково конкретное (историческое) и идейное содержание
«Слова...».
Вывод. (См. табл, на с. 42).
5.
Слово учителя.
Все в «Слове...», и форма, и содержание, подчинено решению главной задачи:
показать ужасающие результаты эгоистической междоусобной политики
русских князей. Этим объясняется и выбор темы, и способ изображения судеб
героев (горестные страницы биографий героев переплелись с трагическими
страницами истории Руси).
Говоря об историческом содержании «Слова...», следует вспомнить о
режиссерских раздумьях А. Тарковского, о его работе над сценарием к фильму
«Андрей Рублев». В фильме отражена более поздняя эпоха, но звучит та же
тема - междоусобные воины русских князей. «Тема междоусобия не
политическая, а нравственная. Страшны не татары... страшно озлобление
людей друг против друга и внутреннее рабство, рожденное страхом. Ужас
поколения, пережившего разорение родины... грозными ордами, вошел в кровь
русских людей, определил на многие века свойство характера народа»,—
писал Тарковский.
Композиция (элемент формы), которая воплощается в содержании «Слова»
и историческом
(конкретном)
в лирических
отступлениях
(выводы и
оценки автора)
в идеологическом (отношение к событиям,
которое автор хочет вызвать у читателя)
Неудачный
поход князя
Игоря с
дружиной
против
половцев (1185
г.), его
поражение и
пленение,
побег из плена
Воспоминания о
прошлом Руси
Картины жизни Руси после походя Игоря, оценка
похода иноземными послами, сон и речь
Святослава, плач Ярославны
Идея (элемент содержания), которая постигается через композицию
Повод для
глубоких
раздумий о
судьбах
русской земли
Нынешние беды
страны
объясняются ее
прошлым: поход
оказался
неудачным,
потому что
русские князья
не объе-
динились
Междоусобицы князей принесли стране боль-
ший вред, нежели внешние враги. Лишь
покончив с ними, князья займутся благоуст-
ройством державы
3) Задание 3 (третьей группе учащихся).
Из плача Ярославны выпишите все обращения, определите
адресата, вспомните, где вы уже встречались с подобным элементом поэтики?
Из речи Святослава («Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет...») выпишите
поговорку, расшифруйте народную символику в речи бояр («Уже, князь, горе ум
полонило») и в описании конца боя («На третий день к полудню»).
В «Слове...» многократно повторяются предложения такой конструкции. «Уже
ведь, братья...»; «И застонал, братья...» О чем свидетельствует наличие этих
поэтических элементов в языке «Слова...»? В разных фрагментах текста
(«Светлое и трижды светлое солнце...» — восемь строк; «Погасли вечером
зори...» — четыре строки) посчитайте общее количество слогов и количество
ударных слогов. Наблюдается ли в этом какая-то закономерность?
Справка.
Ритмическая проза — фонетически организованная проза с ощутимой для
слуха упорядоченностью ритма — закономерностью чередования звуковых
элементов.
Учитель показывает, как записано «Слово...» в серии «Всемирная литература».
Обращает внимание на прозаическую форму записи. Сравнивает с записью
художественных переводов.
6.
Сообщение группы «искусствоведов» о мотивах «Слова...» в поэзии,
музыке, изобразительном искусстве и художественных переводах
«Слова...».
«Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне
нашей древней словесности»,— писал А. С. Пушкин. Произведение,
написанное в XII веке, стало источником вдохновения для многих русских
мастеров искусства.
Уже в XV веке «Слово...» послужило литературным образцом для создания
«Задонщины». О «Слове...» написано более тысячи исследований. Его
переводили А. Жуковский, К. Майков, Л. Меи, А. Бальмонт, Н. Заболоцкий, Т.
Шевченко.
Мотивы «Слова...» использовали в своих произведениях композиторы. В 60-е
годы XIX века А. Н. Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь». Работа
продолжалась 12 лет, и завершили ее уже в 1890 году Н. Римский-Корсаков и
А. Глазунов.
«Слово...» служило источником вдохновения и для живописцев В Г Перов
написал замечательную картину «Плач Ярославны», кисти художника В. М.
Васнецова принадлежит картина «После побоища Игоря Святославича с
половцами». Отражено «Слово...» и в гравюрах художника XX века В. А.
Фаворского (1860—1945), который сумел передать в своих работах тревожную
атмосферу того времени. Большой интерес представляют работы Н. Рериха -
его декорации к опере Бородина. На тему «Слова...» написана картина А. Ф.
Максимова «Вещее затмение».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Учебник, с. 96—98.
2. Прочитать песни V и XXXIII первой части «Божественной комедии » («Ад»),
заполнить таблицу.
Песня, ее тема
Герои
Судьба героев: почему они
оказались в аду?
Отношение
автора к
судьбе
грешников
3. Подготовить сообщения (содержание заданий см. в следующем
уроке):
1) о символике картин Босха,
2) о городе, где родился Данте,
3) о партии гвельфов и гиббелинов,
4) о всемирной славе «Божественной комедии».
4. Повторить материал урока, касающийся теории литературы.