Напоминание

Открытый урок «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья.


Автор: Левая Наталья Романовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РК "ССШИ №1"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок «Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник мирового средневековья.
Раздел: полное образование





Назад




Тема.

«Слово о полку Игореве» — крупнейший памятник

мирового средневековья.

Цель: раскрыть и обосновать связь жанра и названия произведения; показать

единство его содержания и формы; проанализировать историческую основу

«Слова», дать понимание эпохи, отраженной в этом произведении; раскрыть

патриотическую направленность «Слова», показать единство его содержания и

формы; содействовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование: текст «Слова» в переводе различных авторов и из серии

«Всемирная литература», репродукции картин В. Г. Перова «Плач Ярославны»,

В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» и др.;

учебник.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа с классом.

1. Слово учителя.

Вы уже знаете, что в V веке до нашей эры в Древней Греции наиболее

популярным жанром была трагедия, в начале нашего века в Риме - элегия А

какой из литературных жанров преобладал в средневековой Руси?..

(Обращение к записи на доске.)

Патерик — рассказы о святой жизни монахов.

Жития — рассказы о благочестивой жизни святых

Слово - торжественная речь, образец ораторского искусства на религиозную

тематику.

Апокрифы — библейские рассказы.

Использовались жанры византийской и древнеболгарской литературы,

обслуживающие нужды церкви. Они преследовали откровенно дидактическую

цель.

2.

Вопрос к учащимся.

От чего же зависят смена жанров в литературе и их популярность в

определенные исторические периоды?

(От потребностей общественной жизни, от решения поставленных временем. В

средневековой Руси необходимо б закрепить христианство как

государственную религию, поэтому и использовались эти жанры.)

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа с классом.

1)

Запись на доске: «Слово о полку Игореве» торжественная речь.

2)

Учитель зачитывает отрывки из «Слова».

«И застонал, братья, Киев от горя,

а Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле;

печаль обильная потекла посреди земли Русской...»

«И тогда великий Святослав

изронил золотое слово,

со слезами смешанное...»

«Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните свои стяги,

Вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую...»

«О, стонать Русской земле,

вспоминая первые времена

и первых князей!»

«Солнце светит на небе,—

а Игорь-князь в Русской земле...

Села рады, грады веселы.

Певши песнь старым князьям,

потом и молодым петь:

«Слава Игорю Святославовичу!»

3)

Вопрос к учащимся.

Вы согласны с мыслью, что «Слово...» — это торжественная речь, в которой

прославляются князь и его деяния?

4)

Учитель зачитывает следующие отрывки из «Слова...»:

«Пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом...

Пусть начнется же песнь эта по былинам

нашего времени...»

2. Слово учителя.

Автор «Слова...» назвал три литературных жанра: повесть, песнь, былина.

(Повесть — жанр письменной литературы ("Почнемъ же, братие, повесть

сию..."), песнь и былина — фольклорные ("Начата же ся тъи песни по

былинамь сего времени...", "Певше песнь старымъ княземъ..."). Отсюда можно

сделать вывод: жанровая система русской литературы к моменту создания

«Слова...» не успела еще определиться, очевидно одно — перед нами

произведение художественной литературы, то есть светское, оригинальное

творение русского мастера слова.

Вместо слов «торжественная речь» на доске делается новая запись:

«Слово о полку Игореве» — художественное произведение, со сложной

системой формы и содержания.

Содержание его неотрывно от формы, только рассматривая содержание,

можно говорить о форме.

Отбором жизненных явлений писатель уже выражает свои идейные позиции.

То, что он выбрал для изображения именно эти факты, свидетельствует о его

мировоззрении, его идеях и идеалах. Поэтому в самом выборе жизненного

материала выражается идейное содержание произведения. Избранным

жизненным материалом художник утверждает свое понимание

действительности.

3.

Сообщение группы «историков» об исторической основе «Слова...».

Летопись свидетельствует о том, что события, описанные в «Слове...»

происходили на самом деле. 23 апреля 1185 года князь Игорь Новгород-

Северскии с сыном и племянником отправился в поход против половцев. В пути

к ним присоединился брат Игоря Всеволод. 1 мая произошло солнечное

затмение, это встревожило князей, но не остановило Игоря. Он рассчитывал

внезапно напасть на половцев, но сам оказался окружен ими. После

трехдневной битвы утомленная дружина Игоря была разбита, а сам князь

попал к половцам в плен.

Темой «Слова...», непосредственным его содержанием, стала одна из

драматических и горестных страниц древнерусской истории.

4.

Исследовательская работа.

1)

Задание 1 (первой группе учащихся).

Перечитайте эпизод побега Игоря из плена, выделите в повествовании два

плана: эпический и лирический. Определите отно-шение автора к герою.

Перечитайте отрывок, рассказывающий о поведении князя Всеволода в бою.

Выделите в повествовании эпический и лирический планы. Определите

отношение автора к герою, основываясь на используемых им художественных

приемах.

Справка.

В эпическом изображении в центре внимания — событие, в лирическом —

переживание. Лирическое передается от первого лица эпическое — от

третьего.

Перечитайте эпизод плача Ярославны («На Дунае Ярославнин голос

слышится...»). Какие чувства, переживания героини выражены в этом эпизоде?

Какой художественный прием использовал автор. Что помогает читателю

определить отношение автора к Ярославне?

Справка.

Плач, причитания — жанр фольклора, традиционно элегическая импровизация,

связанная преимущественно с похоронами, свадебными, рекрутскими и

другими обрядами, неурожаем, болезнью.

Вывод. Из всей биографии Игоря автор взял самый горестный и трагический

эпизод, однако в авторском отношении к герою-неудачнику нет презрения и

ненависти. Игорь изображен патриотом И мужественным воином, ему не

хватило лишь политической мудрости. Чтобы быть хорошим князем, мало быть

храбрым воином, нужно еще быть и дальновидным государственным деятелем.

В «Слове...» автор изображает Ярославну в самый драматический период ее

жизни: муж - князь, в плену, враги разоряют йодную землю. Чтобы достичь

максимальной степени обобщения и передаче личных и народных бед, автор

прибегает к художественному приему плача (народному жанру, используемому

в тошны лихолетья). Ярославна скорбит не только о своей судьбе и судьбе

Игоря,— ее печаль и о воинах князя, а значит о судьбе всей Руси. Плач

Ярославны передается прямой речью. Благодаря п ому мысли и чувства

героини как бы сливаются с мыслями и чувствами автора. Таким образом

эпическое соединяется с лирическим.

2)

Задание 2 (второй группе учащихся).

Прочитайте текст, определите его композицию (построение). Занимает ли

рассказ о походе князя Игоря все его содержание, описывает ли автор события

непрерывно, от выступления князя в поход п до возвращения на родину? Если

нет, то где и чем прерывается рассказ о походе? Почему автор так построил

свое произведение. Каково конкретное (историческое) и идейное содержание

«Слова...».

Вывод. (См. табл, на с. 42).

5.

Слово учителя.

Все в «Слове...», и форма, и содержание, подчинено решению главной задачи:

показать ужасающие результаты эгоистической междоусобной политики

русских князей. Этим объясняется и выбор темы, и способ изображения судеб

героев (горестные страницы биографий героев переплелись с трагическими

страницами истории Руси).

Говоря об историческом содержании «Слова...», следует вспомнить о

режиссерских раздумьях А. Тарковского, о его работе над сценарием к фильму

«Андрей Рублев». В фильме отражена более поздняя эпоха, но звучит та же

тема - междоусобные воины русских князей. «Тема междоусобия не

политическая, а нравственная. Страшны не татары... страшно озлобление

людей друг против друга и внутреннее рабство, рожденное страхом. Ужас

поколения, пережившего разорение родины... грозными ордами, вошел в кровь

русских людей, определил на многие века свойство характера народа»,—

писал Тарковский.

Композиция (элемент формы), которая воплощается в содержании «Слова»

и историческом

(конкретном)

в лирических

отступлениях

(выводы и

оценки автора)

в идеологическом (отношение к событиям,

которое автор хочет вызвать у читателя)

Неудачный

поход князя

Игоря с

дружиной

против

половцев (1185

г.), его

поражение и

пленение,

побег из плена

Воспоминания о

прошлом Руси

Картины жизни Руси после походя Игоря, оценка

похода иноземными послами, сон и речь

Святослава, плач Ярославны

Идея (элемент содержания), которая постигается через композицию

Повод для

глубоких

раздумий о

судьбах

русской земли

Нынешние беды

страны

объясняются ее

прошлым: поход

оказался

неудачным,

потому что

русские князья

не объе-

динились

Междоусобицы князей принесли стране боль-

ший вред, нежели внешние враги. Лишь

покончив с ними, князья займутся благоуст-

ройством державы

3) Задание 3 (третьей группе учащихся).

Из плача Ярославны выпишите все обращения, определите

адресата, вспомните, где вы уже встречались с подобным элементом поэтики?

Из речи Святослава («Но уже, о князь Игорь, померк солнца свет...») выпишите

поговорку, расшифруйте народную символику в речи бояр («Уже, князь, горе ум

полонило») и в описании конца боя («На третий день к полудню»).

В «Слове...» многократно повторяются предложения такой конструкции. «Уже

ведь, братья...»; «И застонал, братья...» О чем свидетельствует наличие этих

поэтических элементов в языке «Слова...»? В разных фрагментах текста

(«Светлое и трижды светлое солнце...» — восемь строк; «Погасли вечером

зори...» — четыре строки) посчитайте общее количество слогов и количество

ударных слогов. Наблюдается ли в этом какая-то закономерность?

Справка.

Ритмическая проза — фонетически организованная проза с ощутимой для

слуха упорядоченностью ритма — закономерностью чередования звуковых

элементов.

Учитель показывает, как записано «Слово...» в серии «Всемирная литература».

Обращает внимание на прозаическую форму записи. Сравнивает с записью

художественных переводов.

6.

Сообщение группы «искусствоведов» о мотивах «Слова...» в поэзии,

музыке, изобразительном искусстве и художественных переводах

«Слова...».

«Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне

нашей древней словесности»,— писал А. С. Пушкин. Произведение,

написанное в XII веке, стало источником вдохновения для многих русских

мастеров искусства.

Уже в XV веке «Слово...» послужило литературным образцом для создания

«Задонщины». О «Слове...» написано более тысячи исследований. Его

переводили А. Жуковский, К. Майков, Л. Меи, А. Бальмонт, Н. Заболоцкий, Т.

Шевченко.

Мотивы «Слова...» использовали в своих произведениях композиторы. В 60-е

годы XIX века А. Н. Бородин начал работу над оперой «Князь Игорь». Работа

продолжалась 12 лет, и завершили ее уже в 1890 году Н. Римский-Корсаков и

А. Глазунов.

«Слово...» служило источником вдохновения и для живописцев В Г Перов

написал замечательную картину «Плач Ярославны», кисти художника В. М.

Васнецова принадлежит картина «После побоища Игоря Святославича с

половцами». Отражено «Слово...» и в гравюрах художника XX века В. А.

Фаворского (1860—1945), который сумел передать в своих работах тревожную

атмосферу того времени. Большой интерес представляют работы Н. Рериха -

его декорации к опере Бородина. На тему «Слова...» написана картина А. Ф.

Максимова «Вещее затмение».

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Учебник, с. 96—98.

2. Прочитать песни V и XXXIII первой части «Божественной комедии » («Ад»),

заполнить таблицу.

Песня, ее тема

Герои

Судьба героев: почему они

оказались в аду?

Отношение

автора к

судьбе

грешников

3. Подготовить сообщения (содержание заданий см. в следующем

уроке):

1) о символике картин Босха,

2) о городе, где родился Данте,

3) о партии гвельфов и гиббелинов,

4) о всемирной славе «Божественной комедии».

4. Повторить материал урока, касающийся теории литературы.



В раздел образования