Напоминание

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития»


Автор: Голубева Наталья Алексеевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "ЛИРА"
Населённый пункт: г.Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития»
Раздел: высшее образование





Назад




«Психолого-педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с

нарушениями развития»

С раннего возраста идет активное формирование личности ребенка,

развития его физических и психологических особенностей. Но все дети

развиваются

по-разному,

имеют

индивидуальные

особенности

функционального состояния. Ребенок с нарушениями развития отличается от

других детей, но не исключается из образовательной среды. Такие дети и их

родители нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.

Для успешной социализации «особого» ребенка педагог-психолог

дошкольного образовательного учреждения ведет работу одновременно в

нескольких направлениях:

1.

готовится сам к принятию такого ребенка и помогает другим педагогам

найти индивидуальный подход к нему;

2.

работает с детским коллективом;

3.

работает с родителями «особого» ребенка и родителями других детей.

1.

Чтобы принять особого, проблемного ребенка взрослому нужно

успокоить

свои

эмоции,

снять

защитную

агрессию,

раздражение,

напряжение. Важно подумать почему и для чего этот малыш оказался рядом?

Возможно, нужно получить опыт общения с таким ребенком, с семьей, опыт

выражения добрых чувств, сочувствия, милосердия. Возможно, нужно

расширить знания о таких детях и проявить профессиональное мастерство.

Настроиться на принятие ребенка с нарушениями развития помогают

психологические установки. Н-р: «Каким бы ни был этот ребенок, он сейчас

рядом со мной, он маленький и беззащитный и я беру ответственность за его

развитие, я создаю комфортные условия для его пребывания в группе».

Каждый педагог может придумать свою установку.

Важно назвать этих детей как-нибудь ласково, тогда и отношение к ним

будет меняться. Н-р: «Чудо», «Звездочка», «Загадка»… Негативные слова

вызывают негативные чувства: «горе мое», «сущее наказание», «бедствие»...

Как назовем ребенка, так он и проявит себя.

Педагог-психолог может проводить для педагогов ДОУ тренинги,

семинары-практикумы на развитие навыков саморегуляции, самопомощи,

навыков бесконфликтного общения. Только в спокойном состоянии

взрослый сможет успокоить «неуправляемого» ребенка, найти его сильные

стороны, предотвратить конфликт в детском, родительском коллективах.

Упражнения на расслабление, снятие напряжения, усталости можно

включать в план педсовета, как физминутку. Чувствуя такую заботу,

воспитатели будут теснее сотрудничать с психологом, прислушаются к

рекомендациям.

2.

Нужно оберегать «особого» ребенка в контактах с детьми: с одной

стороны, заинтересовывать, рассказывать и объяснять, что они делают, во

что играют, с другой – дать возможность побыть одному, понаблюдать за

детьми. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности рядом со взрослым

и за его спиной.

В общих занятиях можно дозировать участие «особого» ребенка, держа

его за руку или даже на руках, посадив себе на колени, но не исключать его

из общей жизни детского коллектива.

«Особый»

ребенок,

изучая

других,

может

теребить

их

волосы,

обнюхивать, облизывать, ощупывать. Другие дети, не понимая этих

особенностей, могут оттолкнуть его и затеять драку.

Воспитателю важно направлять, регулировать действия детей,

придавать им положительные эмоции: «У тебя красивые волосы…Ты

приятно

пахнешь…,

ты

нравишься

ему…».

Тогда

дети

будут

взаимодействовать спокойно и доброжелательно.

Следует создавать такому ребенку хорошую репутацию, хвалить при

всех,

подчеркивать

его

плюсы

и

предупреждать

возникновение

конфликта.

Если

конфликт

произошел,

нужно

быстрее

помирить

детей

и

останавливать ябедничество.

«Особые» дети ранимые, утомляемые, истощаемые. Поэтому могут

проявлять агрессию, направленную на себя и на другого человека. Могут

сами себя успокаивать аутостимуляцией (навязчивыми действиями). Все это

способы заглушить неприятные впечатления. В такие минуты нужно дать

ребенку успокоиться, уединиться. Психолог может взять его к себе в кабинет.

Другим детям объяснить из-за чего ребенок рассердился и как относиться к

нему с пониманием.

Лучше не прояснять долго причины ссоры, а больше говорить о дружбе,

взаимопомощи, о вежливости и доброте. Назовите такие беседы или цикл

занятий «Секреты общения» и дети с интересом будут в них участвовать.

Сохраняя

доброжелательность,

нужно

обучать

детей

социально

приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Включать в жизнь

детей коммуникативные игры, психогимнастику, ритуалы приветствия,

прощания, примирения, поздравления.

В

развитии

гуманных

чувств,

толерантности

широко

и

очень

эффективно используются мультфильмы.

3.

Беседуя с родителями «особого» ребенка, важно собрать как можно

больше информации об индивидуальных особенностях его развития и

поведения, о положительном и отрицательном опыте семейного воспитания,

уточнить степень принятия ребенка всеми членами семьи.

По результатам психолого-педагогических наблюдений не следует

торопиться делать выводы, устанавливать «диагнозы». Родители очень

ранимо относятся к высказываниям педагога. Можно называть ребенка

«особенным», «интересным», «необычным». Педагоги ДОУ могут ставить

лишь вопрос о нарушениях развития и рекомендовать тщательное психоло-

медико-педагогического обследование.

Родителям важно рассказывать о малейших успехах ребенка. Они с

благодарностью будут слушать о его социализации.

Работу с родителями группы по принятию «особого» ребенка можно

вести в разных формах, но с одной целью:

сплочение

родительского

коллектива, проявление гуманных чувств, толерантности. Педагог-психолог

должен участвовать в родительских собраниях и включать элементы

тренинга, упражнения на коммуникацию и саморегуляцию.

Если дети ссорятся, то и родители часто начинают конфликтовать,

требуют убрать «особого» ребенка из группы.

В конфликтной ситуации педагог-психолог принимает на себя роль

медиатора

-

организует

переговоры

между

двумя

конфликтующими

сторонами, подводит их к компромиссу.

Важно понимать, что родители ребенка с нарушениями развития, живут

в постоянной готовности защищать его от внешнего мира и испытывают

хронический стресс. Их конфликтное поведение может быть вызвано

неспособностью

справиться

со

своим

состоянием.

Им

необходима

психологическая помощь.

Диалог далеко не всегда проходит в конструктивном русле, поэтому

нужно исключить присутствие детей.

Ведя переговоры, важно следить за словами, избегать конфликтогенов и

использовать антиагрессанты.

«Конфликтогены» - слова и фразы, провоцирующие и усиливающие

агрессию и раздражение со стороны: «вы должны, обязаны», «нет!».

Также агрессию усиливают:

отсутствие заинтересованности в проблеме, оправдания («Я так устала,

вас много, а я одна»…);

признание собственной незначимости, некомпетентности («Я вообще не

знаю, что с ним делать», «Меня дети не слушают…»);

отрицание своей ответственности («Я вообще тут не при чем»).

Слушая такие фразы, агрессия нарастает как снежный ком!

«Антиагрессанты»

- это слова и фразы, которые помогают снять

агрессию

и

раздражение:

«да!»,

«имеете

право»,

«понимаю».

Если

использовать их в начале разговора с недовольным родителем, конфликт

угаснет.

Расположение вызывает:

обращение по имени;

поддержка, сочувствие («Я хочу вам помочь и сделаю все, что от меня

зависит»);

взятие ответственности на себя, самокритичность («Я узнаю и сообщу

вам», «Сегодня у меня еще мало опыта в решении подобных проблем, я

узнаю информацию у коллег… и сообщу вам завтра», «Это первый раз,

когда такое происходит, я выясню»);

инициатива, готовность предложить конкретные возможности, шаги

решения проблемы («Давайте сделаем так», «Я могу предложить»);

уточнение контактов для связи («Теперь у меня есть ваш номер

телефона, я обязательно позвоню»).

объединяющее местоимение «МЫ» («Мы с вами можем сделать…»,

«Мы сейчас разволновались, нужно успокоиться»);

применение «Я»-сообщения – выражение своего отношения к какой-

либо ситуации без обвинений и без требований. Этот метод является

профилактикой нагнетания конфликта.

Педагогу важно помнить, что при любых обстоятельствах следует

придерживаться

тактики

толерантного

поведения

и

оказывать

профессиональную

помощь

семьям,

воспитывающим

малышей

с

нарушениями развития.



В раздел образования