Напоминание

Влияние СМИ на игры дошкольников.


Автор: Гусакова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аленка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Влияние СМИ на игры дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Влияние средств массовой информации(СМИ) на игры детей

дошкольного возраста.
В наши дни телевидение прочно вошло в жизнь ребенка. Многие родители не мыслят воспитания ребенка без телевизора. У современных родителей не хватает времени на речевое общение со своими детьми. Согласно исследованиям, мать, в среднем разговаривает с ребенком 30 минут в сутки, а вот "немой эфир"(когда родители с детьми смотрят телевизор) занимает около 3,5 часов в день. Такое времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Практически все считают, что к воспитанию детей нужно как можно раньше подключать информационные технологии. Ежедневный просмотр телевизионных передач рождает у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы ни была передача, а ведь каждый свободный вечер - это время для развития способностей ребенка, для игр, в которых ребенок активно и деятельно усваивает информацию. Формирование личности, как известно, непременно предполагает ее активность, многие же телепередачи в отличие от игры не требуют от маленького зрителя личного участия и часто превращают его в пассивного созерцателя. Многие ученые: А.В.Запорожец, Л.К.Семенова и другие получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека. Многочисленные наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о возрастных и познавательных возможностях современного ребенка, о его активном стремлении к приобретению знаний. Но организм ребенка характеризуется и резким реагированием на неблагоприятное влияние от телеэкрана. У детей, которые много времени проводят около экрана, снижается фантазия и творческая активность. Они теряют способность и желание чем- то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Телевидение не подготавливает детей к будущей самостоятельной жизни. Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела( не только глаза) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, но и лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма, а именно с напряжением неподвижности возле экрана.
Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Он охватывает то одно, то другое, часто не успевая связать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Ребенок формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и не способен на активное творческое мышление. Исследования свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию средств массовой информации, отличает следующее: - Они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями; - Ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует; - В общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения; - Не способны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами; - Проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности. Полноценное развитие ребенка возможно только в непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не могут заменить живого человека. Если ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослым вся культура остается закрытой, а внутренний мир ребенка пустым. Врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор должен играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, т.е. не ранее 13-15 лет. Психологи советуют, чтобы ребенок до 4-х лет (основной период созревания структур мозга 80%) не смотрел телевизор вообще. После 6 лет (90%) не более часа в неделю. Но это не значит, что нужно исключить телевидение из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключить детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к ее использованию, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не их воспитанием.


В раздел образования