Автор: Гусакова Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аленка" Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан Наименование материала: статья Тема: Влияние СМИ на игры дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Влияние средств массовой информации(СМИ) на игры детей
дошкольного возраста.
В наши дни телевидение прочно вошло в жизнь ребенка. Многие родители
не мыслят воспитания ребенка без телевизора. У современных родителей не
хватает
времени
на
речевое
общение
со
своими
детьми.
Согласно
исследованиям, мать, в среднем разговаривает с ребенком 30 минут в сутки, а
вот
"немой
эфир"(когда
родители
с
детьми
смотрят
телевизор)
занимает
около 3,5 часов в день. Такое времяпровождение вполне устраивает не только
детей,
но
и
родителей.
Ребенок
не
пристает,
ничего
не
просит,
не
подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то
новое, приобщается к современной цивилизации. Практически все считают,
что
к
воспитанию
детей
нужно
как
можно
раньше
подключать
информационные технологии.
Ежедневный просмотр телевизионных передач рождает у детей привычку
проводить каждый вечер у экрана, какой бы ни была передача, а ведь каждый
свободный вечер - это время для развития способностей ребенка, для игр, в
которых ребенок активно и деятельно усваивает информацию. Формирование
личности, как известно, непременно предполагает ее активность, многие же
телепередачи в отличие от игры не требуют от маленького зрителя личного
участия и часто превращают его в пассивного созерцателя.
Многие ученые: А.В.Запорожец, Л.К.Семенова и другие получили большое
количество
данных,
показывающих,
что
дошкольные
годы
-
время
интенсивного физического и духовного развития способностей человека.
Многочисленные наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о
возрастных и познавательных возможностях современного ребенка, о его
активном
стремлении
к
приобретению
знаний.
Но
организм
ребенка
характеризуется и резким реагированием на неблагоприятное влияние от
телеэкрана.
У детей, которые много времени проводят около экрана, снижается
фантазия и творческая активность. Они теряют способность и желание чем-
то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения
сказок,
для
создания
собственного
воображаемого
мира.
Телевидение
не
подготавливает детей к будущей самостоятельной жизни.
Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Если внимательно
смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела( не только
глаза) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно
сидит
перед
экраном
не
только
не
двигается
физически,
не
только
не
отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим,
но
и
лишен
возможности
осознанно
действовать.
Он
испытывает
неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется
состоянием неестественного возбуждения. По наблюдениям специалистов,
дети
после
просмотра
телевизора
некоторое
время
не
могут
ничем
определенным заняться, склонны к агрессии или ведут себя вызывающе. Это
связано
даже
не
со
смыслом
фильма,
а
именно
с
напряжением
неподвижности возле экрана.
Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность
ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Он охватывает то
одно,
то
другое,
часто
не
успевая
связать
изображение
с
текстовым
сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может
проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие
нервные
процессы
в
его
мозгу.
Ребенок
формируется
как
инструмент
пассивной мыслительной деятельности и не способен на активное творческое
мышление.
Исследования свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют
продукцию средств массовой информации, отличает следующее:
- Они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;
-
Ставят
поверхностные
вопросы,
при
этом
ответ
их
не
особенно
интересует;
- В общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют
вступать в глубокие личностные отношения;
- Не способны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза
или отвечают гримасами;
- Проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.
Полноценное развитие ребенка возможно только в непрерывном общении с
близкими
взрослыми.
Никакие
технические
средства
не
могут
заменить
живого
человека.
Если
ребенок
в
раннем
возрасте
лишен
полноценного
общения со взрослым вся культура остается закрытой, а внутренний мир
ребенка пустым.
Врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор должен играть
определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования
волевого и эмоционального развития, т.е. не ранее 13-15 лет. Психологи
советуют, чтобы ребенок до 4-х лет (основной период созревания структур
мозга 80%) не смотрел телевизор вообще. После 6 лет (90%) не более часа в
неделю.
Но это не значит, что нужно исключить телевидение из жизни и воспитания
детей.
Это
невозможно
и
бессмысленно.
Но
подключить
детей
к
информационной
технике
можно
только
тогда,
когда
они
готовы
к
ее
использованию,
когда
она
станет
для
них
именно
средством
получения
нужной информации, а не их воспитанием.