Автор: Долгополова Алина Николаевна
Должность: студент магистратуры
Учебное заведение: Московский финансово-юридический университет МФЮА
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Лишение специального права как мера административного наказания"
Раздел: высшее образование
Лишение специального права как мера административного наказания
Долгополова Алина Николаевна
студент магистратуры
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Россия г. Москва
В статье раскрываются цели лишения специального права как меры
административного наказания.
Ключевые слова: лишение специального права, мера административного
наказания.
Лишение специального права является отдельным административным
наказанием. Прокурор Д.А. Лищук считает, что речь идет о предотвращении
совершения других преступлений. Утрата специального права является
следствием административно-правовой нормы и поэтому применяется вопреки
введению такой нормы" [10, с. 54].
Утрата специального права - это особый вид административной санкции.
Сбор представляет собой Уведомленный орган для гражданина, совершившего
административное
правонарушение
или
замеченного
в
грубом
или
систематическом нарушении порядка осуществления специального права.
Наличие
такого
специального
права
должно
быть
подтверждено
специальным документом-разрешением (т.е. удостоверение права управления
судном, охотничий билет, водительские права, удостоверение тракториста-
машиниста, лицензия на приобретение оружия и боеприпасов или разрешение
на хранение и перевозку оружия и боеприпасов в соответствии с ч. 1, 3, 3.1. 32.
6 закона об административных правонарушениях Российской Федерации) [2].
Как утверждают Гостев А. С. и Школ Шаренко Е.А., "право на
управление транспортным средством - это совершение техниками действий,
связанных с движением транспортного средства, из федерального закона "О
безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. Ф 196-ФЗ установлена
процедура получения специального права для физического лица на управление
транспортным средством.
На основании
п. 1.
ст.
27 вышеуказанного
федерального закона такое право имеют физические лица, сдавшие экзамены, а
также, предоставив всю необходимую документацию о возрасте и состоянии
здоровья, как определено в статье 25 этого же нормативного акта. Основания
для лишения права управления транспортным средством изложены в статьях
12.2, 12.5, 12.8–12.10, 12.15, 12.17, 12.24, 12.26, 12.27 КоАП Российской
Федерации.
Утрата специального права в виде права на управление транспортным
средством не распространяется на лицо, использующее транспортное средство
по причине инвалидности, за исключением случаев, предусмотренных частями
1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27, когда транспортное
средство управлялось в состоянии алкогольного опьянения.,
Следовательно, впоследствии лица, лишенные специального права на
управление транспортным средством, не смогут нести административную
ответственность в качестве водителя. Исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что целью анализируемого вида административных санкций
является предотвращение угрозы жизни и здоровью физических лиц, объектов
собственности. Применение этого наказания напрямую зависит от физического
лица в отношении того, почему его воля совершает преступление.
Следует сказать, что суть административного наказания заключается в
моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Определенные
виды административных санкций не только сочетают в себе оба этих вида
воздействия, они также влекут за собой временные ограничения прав
правонарушителя (в частности, процедуру лишения специальных прав, участия
в восстановительных работах и административного задержания).
Основанием
для
назначения
наказания
является
прямое
административное правонарушение.
Самым ярким примером ужесточения мер воздействия в отношении
нарушителей является ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного
движения. Это связано с увеличением потребительской активности, особенно в
связи с покупкой автомобилей и их активностью.
Следует отметить, что мало кто из водителей задумывается об истинном
значении понятия "повышенная опасность". Низкая культура вождения в
России,
деградация
легальной
процедуры
транзита,
нарушение
правил
дорожного движения и водителями, и пешеходами, нарушение на практике
такого наказания, как лишение специального права, в первую очередь
применяется к водителям транспортных средств за грубое нарушение Закона о
дорожном движении [4, с. 40].
Следует также отметить, что введение статьи 258 (1) в Уголовный кодекс
Российской Федерации [3] значительно расширило борьбу с браконьерством.
Введение этой статьи
привело к
усилению
превентивного потенциала
уголовного права в борьбе с этим негативным явлением за счет акцентирования
внимания на конкретном объекте вторжения и усиления характеристик
объективного аспекта преступления.
В
настоящее
время
в
дополнение
к
восстановлению
лишается
специального права на приобретение, содержание, хранение, транспортировку,
продажу и отправку биологических ресурсов особо ценных диких животных и
водных организмов. Уголовный кодекс Российской Федерации 258.1 [7, С. 18].
Таким образом, вместе с административной ответственностью, которая
предусматривает санкции в виде лишения специальных прав, сформировалась
тенденция к усилению уголовной охраны экологических участков территории
Российской Федерации. Статья 3.8, часть 4. Согласно административному
законодательству
Российской
Федерации,
лишение
права
на
охоту
не
распространяется на лиц, для которых охота является важнейшей легальной
отраслью.
Исключения
прописаны
в
разделе
1.2.
8.37
административного
законодательства Российской Федерации: проведение охоты с нарушением
условий, изложенных в правилах охоты. По нашему мнению, большая часть
незаконной деятельности связана с ограниченными биологическими ресурсами
водных организмов и диких животных, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации.
Это особенно заметный пример незаконной добычи особей тигра, ущерб
от которой составляет около 25 миллионов рублей. Статистика Судебного
департамента Верховного Суда Российской Федерации говорит о тенденции к
увеличению применения новой нормы на практике. С.А. Боровиков и Ю. Чжан
заявили, что законодатель в конструкции рассматриваемой статьи "помещает
деяние преступления, как лицо, так и группу лиц по предварительному сговору,
тем самым уравнивая общую опасность Деяния" [5, С. 10].
Кроме того, на практике отсутствие доказательств, помимо должностных
лиц, приводит к проблемам при оценке действий лиц, являющихся членами
управленческой команды коммерческой организации, или лиц, не имеющих
официальных значков.
Наиболее ярким примером является проблема подготовки руководителей
центров
реабилитации
и
восстановления
дикой
природы
и
капитанов
рыболовных судов, которые разбираются в улове ценных биологических
ресурсов.
Во время лишения специальных прав лицо, на которое была наложена
аналогичная санкция в виде удостоверения личности или Специального
разрешения (раздел 32.7 административного кодекса), начинает работать (все
еще считается) с даты выдачи (отзыва) [5, С. 85].
Лишение особых прав как одна из мер административного наказания не
преследует цели унизить достоинство лица, совершившего административное
правонарушение, или причинить физические страдания, нанести ущерб
репутации общества. Поскольку утрата специального права представляет собой
административное наказание, порядок его исполнения рассматривается в
порядке особого производства [6, с. 24].
Таким образом, можно видеть, что потеря специальных прав является
карательным наказанием для нарушителя — физического лица — за
использование или ограничение возможности их использования на своей
собственности
для
создания
опасности
серьезного
нарушения
порядка
использования определенных товаров.
Литература:
1.
"Конституция
Российской
Федерации"
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. № 31.
ст. 4398
2.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021 г.) //
Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст.
1447
3.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020 г.) // Собрании
законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
4.
Бакин И.С. Проблемы исполнения административного наказания в виде
обязательных работ // Журнал «Законность». - № 4. - 2018. - С. 61-62.
5.
Волков A.M. Административное право: в вопросах и ответах. Учебное
пособие. - M.: Проспект, 2019. - 144 c.
6.
Волков А.М., Лютягина Е.А. Субъекты административно-правовых
отношений. Монография. – М.: Проспект, 2021. – 127 с.
7.
Гуев
А.Н.
Комментарий
к
Кодексу
об
административных
правонарушениях Российской Федерации. – М., Юрайт, 2018. - 272 c.
8.
Исайчик A.A. Административная ответственность должностных лиц. – С.
44-53 // Деликтные отношения в административном праве / Под. ред. А.В.
Сладковой. – M.: МГЮА им. O.E. Кутафина, 2019. - 103 с.